В статье анализируются памятники средневековой истории адыгов, хранящихся в фондах Национального музея республики Адыгея. Автор осуществил краткую характеристику средневековых процессов, происходящих на территории Адыгеи. Проводится анализ исторических памятников, свидетельствующих о развитии средневековой культуры Адыгеи. Осуществляется сравнение художественной ценности адыгейских памятников и памятников других культур этого времени (причерноморско-византийская культура Крыма, сантово-маецкие памятники Тамани и Приазовья, аланские памятники Центральной части Предкавказья и др.). Упоминается история ряда археологических раскопок найденных памятников (раскопки южного берега Краснодарского водохранилища в Теучежском районе и др.).
Ключевые слова: средневековая история адыгов, зихско-касожская общность, Боспорское царство, меотские племена, зихи, причерноморско-византийская культура Крыма, сантово-маецкие памятники Тамани и Приазовья, аланские памятники Центральной части Предкавказья.
The article analyzes the monuments of the medieval history of the Adygs, which are stored in the funds of the National Museum of the Republic of Adygea. The author made a brief description of the medieval processes taking place on the territory of Adygea. The analysis of historical monuments testifying to the development of the medieval culture of Adygea is carried out. The comparison of the artistic value of Adyghe monuments and monuments of other cultures of this time (the black sea-Byzantine culture of the Crimea, the santovo-maetskiye monuments of Taman and the Azov region, the Alan monuments of the Central part of the Caucasus, etc.) is carried out. The history of a number of archaeological excavations of found monuments is mentioned (excavations of the southern Bank of the Krasnodar reservoir in the Teuchezhsky district, etc.).
Keywords: medieval history of the Adygs, Zikh-kasozhsky community, Bosporan Kingdom, Meotian tribes, Zikh, black sea-Byzantine culture of the Crimea, santovo-maetskiye monuments of Taman and the Azov region, Alan monuments of the Central part of the Caucasus.
Средневековая история адыгов представлена в фондах Национального музея республики Адыгеямногочисленными памятниками.
Культурное, политическое и экономическое развитие народов Северного Кавказа в начале Средневековья происходило невиданными темпами. Такие племена, как: тореты, досхи, дандарии, синды, псессы, керкеты и другие, имевшие древние корни, именовавшиеся в те времена меотами, жизненный уклад которых также претерпел изменения, как в отношениях между племенами, так и в сфере международных отношений. Произошло разделение объединенного этноса племен на три самостоятельных сообщества: абхазский, зихский и касожский (последние два — чисто адыгские). Случившийся раскол древнего этноса был обусловлен кроме внутренних факторов, также и международными причинами.
Памятники и артефакты западных областей Северного Кавказа, в большинстве своем представляли историю развития адыгского этноса, его зихско-касожский союз, что подтверждается письменными источниками. Уже к Х веку н. э. объединение адыгских племен, с единой культурой, языком, укладом жизни и общей территорией было сформировано. В последующие годы наблюдалось разделение общего этноса на субэтнические группы.
Примерно в районе 370 г. н. э., с началом эпохи Средневековья в регионе Северного Кавказа случилось великое переселение народов, изменившего жизнь всей территории Восточной Европы. Вторжение гуннов в Боспорское царство, расположенное в районе Керченского пролива, приводит к его исчезновению. В это же самое время историки более не находят упоминаний о меотских племенах в исторических документах. Встречается информация только о Зихах, а общее название этноса «меоты» также больше не упоминается. Таким образом, в истории Адыгов наступает период развития в начале Средневековья под именем Зихов.
Последующие века происходит формирование этнической группы Зихов, с постепенным расширением их территории проживания под названием Зихия. В Причерноморье формируется общность племен, основателями и ядром которого являются Зихи, давшие название образованному союзу. Но не все племена, входившие в меотскую общность, смогли объединиться в Зихии. В этот же период формируется Касожское объединение племен в районе Закубанья.
Развиваясь самостоятельно, все же к Х веку оба эти союза объединяются, что стало фактическим моментом формирования единого адыгского народа, имевшего общую территорию, общие корни развития и общее название.
Наибольший интерес вызывает подъемный материал, найденный на Южном берегу Краснодарского водохранилища. Например, в фондах музея хранятся: обоймы для сбруи с тремя радиальными под прямым углом выступающими трубочками; бляшка овальной формы с сосцевидным выступом на щитке и отверстием — петлей внизу; булава с двумя налепами в виде глаз и двумя выпукло-овальными обушками; фибула арбалетовидная с сохранившимся иглодержателем, пружиной и дугой; ногтечистка из проволоки; наперсток из белого металла.
В фондах музея представлены также предметы, найденные при раскопках Псекупского могильника, например, такие, как; удила двукольчатые бронзовые-бронза; кольца большие цельнолитные с подвижными муфтами-бронза; круглые бляшки с крестом внутри; бляшка крестообразная, состоящая как бы из 5 шаров-бронза; бронзовая бляшка с плоским щитком-бронза; топор каменный; бронзовый браслет — бронза; сероглиняная кружка; сероглиняный кувшинчик; коричневоглиняный кувшинчик.
Как показывают археологические материалы, Северо-Западный Кавказ в эпоху Средневековья — полиэтничный регион. Здесь сталкиваются элементы культуры, присущие причерноморско- византийской политике Крыма, сантово-маецким памятникам Тамани и Приазовья, аланским памятникам Центральной части Предкавказья. В художественных изделиях из металла, в частности в декоре, присутствует смешение культур.
В июле — сентябре 1989 г. отряд Адыгейской археологической экспедиции при Адыгоблмузее проводил охранные раскопки и археологическое обследование южного берега Краснодарского водохранилища в Теучежском районе.
Погребения были обнаружены на северном, наиболее интенсивно размываемом склоне естественной возвышенности на левом берегу реки Пшиш в 500 м. к северо-западу от хутора Городского. По сообщениям старожилов в этом месте до постройки водохранилища находился «большой курган». В 1986 г. отрядом КАЭ ГМИНВ здесь были доисследованы два погребения, очевидно, относящиеся к данному могильнику. В числе тринадцати погребений определено 7- мужских; 2-женских; 1- детское; 2 кенотафа. Ввиду однородности восстанавливается по взаиморасположению и глубинам залегания костяков и инвентаря. Все погребения совершены в духе единой погребальной обрядности.
В начале 90-х годов ХХ века, археологическая группа Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований с входящими археологами Адыгейского исторического музея проводила археологические раскопки памятников истории в районе, который должен быть затоплен создаваемым Краснодарским водохранилищем, ограниченным хутором Городским и урочищем Ленинхабль.
К разведанному и исследованному частично могильнику меото-сарматского периода, группой ученых: А. А. Сазоновым, Ю. Н. Спасовским, З. Н. Сахтарьек и А. А. Тов, было исследовано еще 7 погребений в окрестностях хутора Городского, расположенных на одном из берегов р. Пшиш, который достаточно быстро размывался водами реки [2].
Большинство захоронений, исследованных археологами, имели аналогичную обрядовую традицию погребения, как и все могильники, открытые в данном регионе, по своим погребальным обычаям идентичны исследованным историческим памятникам зубовско-воздвиженского типа I-II вв. н. э. в регионе Среднего Прикубанья и Закубанья, повторяя отдельные фрагменты обрядности, размещения погребений в насыпях более ранних курганов, организация могил прямоугольного вида, ориентирование захороненных на Запад, наличие большого числа всевозможного вооружения, посуды из металла произведенной в других странах, наличие особенных приношений с украшениями, символов власти и т. д. [1].
При раскопках могильника у хутора Городской было найдено много интересных предметов. Многие из них сохранились полностью, некоторые частично. В фондах музея хранится: лучковая фибула; поясная пряжка; нашивная пластина; трубочка, свернутая из золотой пластины; нашивная пластина.
Во второй половине XVIII века адыги занимали обширную территорию Северо-Западного Кавказа, простиравшуюся от места слияния рек (Кубани и Лабы) до Черного моря с севера на юг и от левобережья Лабы до Анапы с востока на запад.
В период «Золотой Орды» культура средневековых адыгов именовалась «Белореченской». В ходе экспедиции В. Р. Эрлиха был получен археологический материал комплекса Молдаванка (2013 г.), расположенного на территории Апшеронского района. Особенностями данного захоронения является часть надгробной плиты с изображенным на ней крестом. Хотя и принятые в тот период христианского обычая запреты на захоронение с вещами покойного, в отдельных случаях различные вещи присутствовали в могилах. Часть из найденных вещей в христианских захоронениях можно увидеть в помещениях Национального музея республики Адыгея: фрагменты стенок красноглиняного сосуда; кремень; фрагменты кружального красноглиняного сосуда и фрагмент лепного сероглиняного сосуда; фрагменты железного ножа; фрагменты железных ножниц; железный наперсток.
Уникален комплекс предметов из могильника х. Колосовка, представленный на выставке: серьги, сложной неординарной конструкции, браслеты, изготовленные из тонкой серебряной нити, перстни с антопоморфными изображениями. Все украшения выполнены из бронзы с использованием различных ювелирных техник и богато орнаментированы. Распространенными и любимыми видами украшений на протяжении тысячелетий были бусы. Бусины входили в состав традиционных ожерелий, бусинами украшались рукава и воротники платья.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в средневековую эпоху история адыгов в археологических находках, представленных в Национальном музее адыгов представлена изделиями из бронзы и железа. Яркие образцы прикладного искусства, нашедшие свое воплощение в оригинальных ювелирных изделиях из курганов и могильников Псекупского, Ленинахабльского, Колосовка, говорят о достаточно высоком мастерстве художественной обработки металла. Все они богато орнаментированы и украшены.
Литература:
- Гущина И. И. Засецка И. п. Погребения зубовско-воздвиженского типа из раскопок Н. И. Веселовского в Прикубанье // Археологические исследования на юге Восточной Европы / Отв. ред. М. П. Абрамова. — М.: ГИМ, 1989. — 190 с. — С. 71–72.
- Сазонов А. А., Спасовский Ю. Н., Сахтарьек3. Н., Тов А. А. Новые материалы могильника первых веков нашей эры близ хутора Городского // Археология Адыгеи: сборник статей. — Майкоп: Мсоты. 1995. — С. 113–137.