Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В этой статье говорится о направлениях коррекционной работы, проводимой с агрессивными детьми, указан коррекционный метод и техника, показывающие отношение к негативным ситуациях.
Ключевые слова: агрессия, коррекция, эмоция, гнев, самоуправления, тренинг, метод, игры.
В Узбекистане вопросы воспитания молодежи подняты до уровня государственной политики. Сегодня благодаря независимости в семьях и учебных заведениях в сердца молодых людей вкладывается понятие морали, принципы нравственной чистоты. Гармоничное воспитание молодежи, оберегание ее от чуждых идеологий, формирование у нее навыков противостояния идеологическим угрозам является важным направлением политики нашего государства. В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах были обозначены такие задачи как «Воспитание физически здоровой, духовно и интеллектуально развитой, самостоятельно мыслящей, преданной Родине молодежи с твердыми жизненными взглядами, повышение ее социальной активности в процессе углубления демократических реформ и развития гражданского общества». В связи с чем в структуре преобразований, осуществляемых сегодня в стране, важное место занимают вопросы повышения активности подростков в обучении, развитие их способности к эмпатии в межличностных отношениях, адекватного оценивания себя как личности, помощь им в поиске и обретении своего места в социуме, а также проблемы усовершенствования психологических механизмов формирования нравственных умений.
Проблема детской и подростковой агрессивности, а также смежных ей форм поведения в современной психологической науке рассматриваются как приоритетные темы научных исследований. В зарубежной психологической науке выполнено и выполняется множество работ по изучению факторов и причин возникновения и развития агрессивного поведения детей и подростков: в частности, А. Бандура и P.Уолтерс изучали взаимосвязь насилия и девиантной агрессивности, O.Barnett, C. L. Miller-Perrin было изучено влияние родительского воспитания на возникновение детской агрессивности, А. Басс уточняется значение агрессивного поведения в осознании подростками своего места в обществе, Б.Крейхи изучено влияние манипулятивного влияния средств массовой коммуникации на побуждение к агрессивному поведению.
Среди отечественных психологов Э. Г. Гозиевым, Н. Г. Камиловой, Г. К. Тулагановой, Б. М. Умаровым, З. Т. Нишановой проведены исследования психических особенностей детского и подросткового возраста, в которых основное внимание направлено на проблемы девиантного поведения, акцентуации характера, детского и подросткового суицида, самооценки и самоконтроля. В работах Н. М. Далимовой изучалось влияние компьютерных игр на формирование агрессивного поведения в подростковом возрасте.
При работе с агрессивным ребенком психологу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. За агрессивным поведением, как правило, прячется боль, разочарование, отверженность. Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку» (Гиппенрейтер, 1997).
В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы:
– контакт с ребенком;
– уважительное отношение к личности ребенка;
– положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
– безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
– сотрудничество с ребенком — оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.
Цели и задачи данного коррекционного направления работы с агрессивными детьми — это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте — снять) деструктивные элементы в поведении.
Ниже даются упражнения, которые можно использовать в данной коррекционной работе.
Причины агрессии детей иметоды их коррекции
Причина |
Методы коррекции |
Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки |
– подвижные игры – спортивные эстафеты – «минутки радости» между занятиями |
Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии |
– беседа с родителями – направление к психологу – наблюдение за поведением ребенка – совместное включение в сюжетно — ролевые игры – налаживание эмоционального контакта с ребенком |
Повышенная тревожность (комплекс несоответствия) |
-//- |
Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье |
– беседа с родителями – направление к психологу |
Косвенно стимулируемая агрессия (СМИ, игрушки) |
– препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло – проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок – аретопсихотерапия – ненавязчивое разъяснение поступков действующих лиц – давать способы и образцы миролюбивых способов общения – обсуждать книги, предусмотренные программой – перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ |
Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков |
– подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния – психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение – обучение приемам саморасслабления – разработка программ обучения коммуникативным навыкам |
Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1–2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста — не более 40 минут, младшего школьного возраста — не более 60 минут. Коррекционные занятия с подростками могут проводиться в течение 1–1,5 часов.
Если вы считаете, что для вашего ребенка характерны хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, соответствующих его возрасту, причем проявляются они не менее чем в течение полугода, то значит, ваш ребенок действительно обладает агрессивностью уже как качеством личности. Если вы пришли к такому не очень приятному заключению, то не стоит отчаиваться или пытаться все свои силы приложить к тому, чтобы защитить окружающих от своего сына или дочери. Думающему и педагогически грамотному родителю лучше потратить время и силы на анализ сложившейся ситуации и поиск путей помощи самому ребенку.
Литература:
- Бандура А, Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. ‒ М.: Эксмо пресс. 2000
- Нишонова З.Т, Аскарова Н.А, Расулова Ф. Ф. Диагностика и психокоррекция детей с агрессивным поведением. Ташкент. 2011.
- Расулова Ф. Ф. Детская агрессия. Диагностика и психокоррекция. Ташкент. 2018.
- Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004
- Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и психокоррекция. — М.: Минск, 2000.