Поликультурное воспитание в образовательной среде современной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 17.04.2020

Статья просмотрена: 2135 раз

Библиографическое описание:

Шаяхметов, Б. Р. Поликультурное воспитание в образовательной среде современной школы / Б. Р. Шаяхметов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68960/ (дата обращения: 16.11.2024).



В науке при рассмотрении проблем воспитания в многонациональном социуме систематически используется понятие мультикультурного образования. В отечественной педагогике распространены также понятия поликультурного воспитания (образования) и многокультурного воспитания.

Понятие поликультурного воспитания содержит множество других характеристик, которые отражены в целом ряде дополнительных понятий: этнокультурное, кросскультурное, межкультурное, полиэтническое воспитание и т. д. Концепции поликультурного воспитания фокусируются на ряде общих педагогических принципов: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования с социальными группами различных рас, религий, этносов и пр.; воспитание готовности к взаимному сотрудничеству; признание взаимной ответственности за положительный характер межэтнического и межкультурного общения.

Полиэтничность социума неизбежно порождает серьёзные сложности для воспитания. Каждая этническая субкультура неизбежно в той или иной степени изолирована и достаточно жёстко определяет границы развития личности. Воспитание должно преодолевать такую культурную изоляцию путём диалога этнических, национальных и универсальных человеческих ценностей. Воспитание предстаёт тем самым как интегративный социальный процесс, в центре которого находится отдельная личность, которая, будучи участником межкультурного и межэтнического диалога, погружается в океан этнического и культурного многообразия.

Школа является важнейшей частью социокультурной среды. В настоящее время большинство школ мегаполисов можно характеризовать как поликультурную образовательную среду. Поликультурной образовательной среде свойственна полиэтничность и многообразие культур как во взаимодействии субъектов образовательного процесса, так и в освоении ими объектов познания, в формировании и постижении картины мира. Тип школы с полиэтническим составом учащихся представляет и гимназия № 3 Кировского района г. Казани Республики Татарстан. В ней учатся представители многих национальностей при доминировании татарского этноса.

В современных условиях перед школой с полиэтническим составом учащихся стоят две проблемы — формирование у учащихся качеств толерантности и формирование этнической идентичности, связанной с чувством патриотизма. В образовательной среде школы проблемы формирования этнической идентичности, а также межличностной и межнациональной толерантности школьников решаются во взаимодействии классной и внеклассной деятельности. Обе эти задачи решаются в гимназии целенаправленно. Коллектив педагогов под руководством директора Булатовой А. А. последовательно ведет учебную и внеучебную работу в данном направлении. В статье обратим пристальное внимание на роль внеклассной деятельности.

Многие годы в гимназии № 3 г.Казани работает клуб «Патриот», который ведет систематическую и разнообразную работу. В его программу входит изучение основ этнокультуры в полиэтническом направлении, освоение исторического прошлого Татарстана и России. Ребята исследуют историю и традиции своей семьи, города, республики, страны. Постепенно формируется этническая (через внимание к традициям семьи, предков), региональная (через приобщение к культуре города и республики) и российская идентичность. Истории и культуре народов республики адресованы конкурсы и брейн-ринги, мероприятия, посвященные героям и победам нашей страны, посещение мемориалов военной славы, культурно-исторических достопримечательностей.

В последние годы в школе активно развивается форма фестиваля. В нем принимает участие вся школа, причем особой массовостью отличается начальная школа. Младшие школьники участвуют в конкурсах фестиваля дружно, в тесном взаимодействии детей с учителями и родителями.

Фестиваль, являясь своеобразной педагогической технологией, проектируется как система способов, методов, средств, форм для решения культуротворческих задач. Во всех его видах сочетается поисковая исследовательская деятельность с художественно-творческой, состязательной, реализуется взаимодействие школы с семьей. И во всей работе прослеживается идея единства веками складывавшейся общности народов нашей страны. В соответствии с психолого-педагогическими основами детей различаются пропорции поисковой и художественно-творческой деятельности. В начальной школе преобладает художественно-эстетическое освоение заявленной темы, в основной и полной средней школе возрастает осмысление историко-мировоззренческих вопросов.

Рассмотрим это на некоторых примерах.

В 2010 году в гимназии был впервые организован фестиваль национальных культур «Радуга друзей», проходивший как серия конкурсов в течение учебного года. Ребята обратились к этническим истокам своих семей, выбрали один этнос, представители которого учатся в их классе, узнавали традиции, народную и профессиональную культуру. Каждый класс участвовал в увлекательных конкурсах, которые оценивало строгое жюри. Все дети с удовольствием участвовали в конкурсе национальных игр «В кругу друзей». Для конкурса «Парад народов» ребята с родителями и педагогами школы создавали костюмы, изучали и осваивали особенности национальных танцев и песен. Особый резонанс вызвал конкурс «Секреты национальной кухни», где можно было отведать вкусные блюда и познакомиться с созданной каждым классом книгой рецептов. Конечно, кулинарный конкурс проходил в союзе с родителями. А в начальной школе он превратился в совместные праздники детей и родителей в каждом классе.

Важен познавательный эффект конкурса исследовательских работ школьников 5–11 классов. Каждый класс основной и полной средней школы создал краткую энциклопедию культуры изучаемого народа, в результате в гимназии появилась серия «Национальная энциклопедия».

В 2015 году фестиваль «Диалог поколений: Мы этой памяти верны» был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Во многих мероприятиях фестивального марафона участвовали ветераны Великой Отечественной войны, они выступали в классах с воспоминаниями. Школьники активно участвовали в поиске свидетельств о Великой Отечественной войне в своих семьях, искали фотографии, брали интервью у своих родных. В итоге составлена летопись «Великая Отечественная война в воспоминаниях моей семьи». По традиции проводились и творческие конкурсы. Особый успех выпал на долю конкурса «Военная песня». Каждый класс театрализовал песню военной тематики.

В ходе подготовки и проведения фестивалей создается атмосфера единения участников в важном духовно-созидательном деле. В содержании материалов всех фестивалей и конкурсов прослеживается этническое разнообразие, соблюдается принцип взаимодействия поколений для сохранения культурно-исторической памяти народа. Внимание к связям между поколениями сказывается на отношениях родителей и детей, формировании их исторического сознания, укреплению семейного единства.

Литература:

  1. Низамова Л. Р. Идеология и политика мультикультурализма: потенциал, особенности, значение для России // Гражданское общество в многонациональных и поликонфессиональных регионах. М., 2005.
  2. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002. № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, начальная школа, поликультурное воспитание, внеклассная деятельность, воспитание, гимназия, класс, поликультурная образовательная среда, полиэтнический состав учащихся, этническая идентичность.


Задать вопрос