Состояние правовых отношений в сфере функционирования лесопромышленного комплекса России. Контрабанда стратегически важных ресурсов как условие незаконного оборота древесины | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 17.04.2020

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Пирожков, А. В. Состояние правовых отношений в сфере функционирования лесопромышленного комплекса России. Контрабанда стратегически важных ресурсов как условие незаконного оборота древесины / А. В. Пирожков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 112-117. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68961/ (дата обращения: 16.11.2024).



Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов в Российской Федерации осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе [1].

Леса выполняют важнейшие средообразующие и защитные функции, удовлетворяет многочисленные потребности общества и государства.

Россия является мировым лидером по площади лесов — 809 тыс. га, или 20,1 % общемировой площади. Занимая второе место по запасам древесины (83,1 млрд м. куб.) и имея огромный потенциал для освоения лесов, Россия, тем не менее, существенно уступает развитым странам по уровню заготовки древесины (4-е место после США, Бразилии и Канады). Сегодня в стране официально осваивается менее 30 % допустимого объема расчетной лесосеки [2].

В лесной отрасли России продолжительное время сохраняются системные проблемы, препятствующие эффективному использованию, охране и воспроизводству лесов. Низкий уровень переработки древесины снижает конкурентоспособность лесопромышленного комплекса России. Незаконная рубка леса, непрозрачность оборота, а также контрабанда лесоматериалов [3], оказывают негативное влияние на имидж органов государственной власти, а также наносят значительный вред экономике страны.

По подсчетам Всемирного фонда дикой природы России и Всемирного банка, до 20 % заготовляемой в стране древесины имело на тот момент незаконное происхождение [4].

Основными причинами незаконных рубок явились:

– несовершенство лесного законодательства и практики его применения;

– кризис системы лесного управления;

– коррупция;

– низкий уровень межведомственного взаимодействия;

– непрозрачность сделок с древесиной;

– низкий уровень жизни в провинции;

– устойчивый спрос на древесину вне зависимости от ее происхождения.

Наибольший объем незаконных коммерческих рубок пришелся на приграничные регионы, где и сегодня наблюдается наиболее высокий спрос на древесину со стороны сопредельных государств. Лидерами по количеству таких рубок стали регионы юга Сибири и Дальнего Востока.

Экспорт леса и лесоматериалов стал относиться к числу наиболее криминогенных сфер внешнеэкономической деятельности, стало ясно, что результаты правоохранительных органов не соответствуют масштабам криминализации отрасли.

Так, в 2011 году к уголовной ответственности за незаконную рубку было привлечено 2320 лиц, из которых к лишению свободы приговорили 196 человек. На срок от трех до пяти лет осуждено 20 «черных» лесорубов, а свыше пяти лет — один [5].

Для сокращения незаконного оборота древесины, а именно перекрытия каналов ее транспортировки, выявления и документирования преступлений и правонарушений в лесной отрасли был принят Межведомственный план по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2011–2014 годы (Поручение Правительства РФ от 11.03.2011 N ВЗ-П9–1395), а также утверждена государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2593-р[1]). Для координации межведомственного взаимодействия Рослесхоз создал комиссию по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины, заключил соглашения по взаимодействию с МВД, ФТС и ФСФМ. В Хабаровском и Приморском краях приняты законы, позволившие контролировать деятельность пунктов приема и отгрузки древесины.

С целью снижения криминализации отрасли, с июля 2012 года вывоз отдельных видов леса хвойных пород стал регулироваться тарифными квотами, распределяемыми на основании лицензий Минпромторга России. Наличие соответствующей лицензии снизило ставку таможенной пошлины с 80 до 13–15 %, но уменьшения экономической привлекательности экспорта леса для криминальных структур не произошло.

В сентябре 2012 года, с утверждением перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного Кодекса РФ [7], таможенным органам были возвращены правовые основания для активизации борьбы с преступлениями в лесоэкспортной сфере.

Основными схемами вывоза круглых лесоматериалов явились:

– искажение фактических объемов, сортности и стоимости древесины;

– недостоверное декларирование (присвоение товару кода товара-прикрытия).

Уже в 2013 году, по фактам незаконных рубок (ст. 260 УК РФ) было возбуждено 10,7 тыс. уголовных дел, привлечено к ответственности 3,1 тыс. человек, по фактам контрабанды лесоматериалов (ст. 226.1 УК РФ) было возбуждено 87 уголовных дел, основная доля которых пришлась на органы дознания ФТС России.

По данным Рослесхоза, в 2010–2013 годах было выявлено 87,8 тыс. случаев незаконной рубки лесных насаждений общим объемом 4,6 млн. м. куб. и причиненным ущербом в 44,2 млрд. руб. [8], в 2014–2015 годах было выявлено 52,4 тысячи случаев незаконной рубки, общим объемом 4,1 млн кубометров древесины и ущербом в 30,8 млрд. руб. [9].

Только из Сибирского федерального округа преступники пытались нелегально вывезти около 27 тыс. м. куб. леса и лесоматериалов, рыночной стоимостью более 63 млн. рублей, три четверти из них предназначалось для вывоза в Китай, остальное — в Узбекистан. В отдельных случаях недобросовестные экспортеры даже не заявляли каких-либо сведений о лесоматериалах в таможенных декларациях [10].

В этот период в научной литературе и средствах массовой информации выходит ряд материалов о проблемах сохранения национальных ресурсов, угрозах полного исчезновения продуктивных широколиственных и хвойно-широколиственных лесов. В самых широких научных кругах и у общественности укрепляется понимание, что экспорт незаконно заготовленной древесины является специфической правовой проблемой и требует комплексных подходов для ее решения.

Все чаще стал отмечаться трансграничный характер преступлений в системе незаконного оборота леса, за которым стоит преступная деятельность организованных групп, преступных сообществ.

Деятельность таких преступных сообществ заключается в систематическом незаконном перемещении через государственную границу Российской Федерации заведомо незаконно заготовленной древесины и лесоматериалов с целью дальнейшего сбыта на зарубежных рынках — как легальных, так и на теневых и последующей легализации денежных средств.

С 1 февраля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 415 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [11], посвященный учету и маркировке древесины, ее транспортировке, декларированию сделок с круглым лесом, а также информационной системе учета заготовленной древесины и сделок с ней. Данный Закон затронул более 8 тыс. арендаторов и около 700 тыс. жителей лесных регионов России и вобрал в себя основную часть, выработанных с начала 2000-х годов механизмов борьбы с незаконной заготовкой древесины и контроля за её коммерческим оборотом. Позднее был принят закон об обязательном восстановлении лесных участков [12], вопросы сохранения и рационального использования леса стали значимыми приоритетами государства [13].

Основными новациями Закона N 415 явились нормы об учете заготовленной древесины и сделок с ней, а также об административной ответственности за нарушение требований лесного законодательства:

– с 01.07.2014 введено требование о транспортировке заготовленной древесины исключительно при наличии специального сопроводительного документа;

– с 01.07.2015 введено обязательное декларирование сделок с древесиной;

– введен запрет на продажу древесины, которую граждане получили для собственных хозяйственных нужд (для строительства или ремонта дома);

– с 01.01.2015 введен контроль оборота ценных пород древесины (дуба, бука и ясеня) с помощью маркировки всех бревен.

КоАП РФ был дополнен ст. 8.28 и ст. 8.28.1[2], предусматривающими значительные штрафы за нарушения учета заготовленной древесины:

– за отказ или предоставление заведомо ложной информации о сделках с древесиной;

– за нарушение требований лесного законодательства в части маркировки древесины;

– за транспортировку древесины без документов. При этом закреплена возможность изъятия не только незаконно добытой и транспортируемой без сопроводительных документов древесины, но и конфискации соответствующих транспортных средств.

Для организации учета лесоматериалов со стороны государства, обеспечения прозрачности сделок и контроля оборота лесоматериалов была создана Единая государственная автоматизированная информационная системы учета древесины и сделок с ней (далее — ЛесЕГАИС).

Одним из наиболее примечательных, явился приговор Ленинского районного суда г. Иркутска № 1–182/2014 от 15 сентября 2014 г., вынесенный руководителю лесоторговой компании ООО «Байкалэкспортлес» Е. Быкову, которым он был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «Г» ч. 2 ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций, совершенное в особо крупном размере) и ч. 1 ст. 226.1 УК РФ (контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере). В ходе предварительного и судебного следствия было доказано, что Е. Быков, в период с сентября 2012 года по декабрь 2012 года, занимая должность директора коммерческой организации ООО «Байкалэкспортлес», осуществлявшей оптовую продажу лесоматериалов и являвшейся участником внешнеэкономической деятельности, незаконно переместил через таможенную границу круглый лес хвойных пород на общую сумму 13 млн. 490 тыс. рублей путём недостоверного таможенного декларирования и с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товаре. При этом для получения пониженной ставки (15 %) на таможенную пошлину на вывоз круглого леса хвойных пород, основная ставка по которой составляет 80 % от таможенной стоимости, Е. Быков использовал подложный договор купли-продажи лесопродукции, якобы заключенный с одним из лесозаготовительных предприятий Иркутской области [14].

Для окончательного внедрения Закона N 415 потребовалось принятие более 17 постановлений Правительства РФ, шести приказов Минприроды и пяти приказов Рослесхоза [15]. Прогнозируемый экономический эффект заключался в сокращении ущерба от нелегального оборота древесины на 10 млрд. руб. в год.

Вывод круглых лесоматериалов из теневого оборота должен был создать мультипликативный эффект, который существенно бы увеличил налоговые поступления в бюджет (ориентировочно до 70 млрд. руб.) [16].

С 1 января 2019 г. повышена с 25 % до 40 % пошлина на экспорт круглого леса для предприятий, не имеющих деревообрабатывающих мощностей и не получивших квот на экспорт, а с 1 января 2020 г. указанная пошлина составляет 60 % [17].

В результате принятых мер, в 2019 г. отмечено сокращение в 2,5 раза объема круглого леса, в общем объеме экспорта лесоматериалов, до 19 млн. м. куб или 8 % [18] (в 2018 году было экспортировано примерно 13 % произведенного объема, тогда как в 2009 году — 21 % [19]).

Для примера, в 2016 г. официальный объем экспорта российской необработанной древесины составил 20,7 млн. м. куб, из которых 12,8 млн. м. куб отправилось в Китай [20].

Несмотря на некоторое снижение объема незаконных вырубок в 2019 году (объем выявленной правоохранительными органами незаконно вырубленной древесины составил 1,2 млн. м. куб, что позволило говорить о снижении с 2017 года на 500 тыс. м. куб) [21], на сегодняшний день, проблема незаконных лесных вырубок осталась не менее острой.

В течение десятилетия выявлялось около 16–17 тысяч незаконных рубок, в объеме 1,3 млн. м. куб в год, со средним ущербом 11–12 млрд. рублей в год, при этом значительная часть нелегальной древесины стала заготавливаться на легальных лесосеках, но путем рубок сверх разрешенных объемов [22]. С учетом оценок коррупционных фактов в лесной сфере, можно предположить значительную латентность правонарушений, совершаемых в ней.

В 2018 году, по данным счетной палаты РФ, на первом месте по незаконно выкошенным лесным площадям оказался Забайкальский край, на территории Иркутской области было зафиксировано почти половина незаконных рубок страны, с объемом 0,6 млн. м. куб. и ущербом 4,4 миллиарда рублей [22].

В июле 2019 года, был взят под стражу депутат Совета сельского поселения «Пешковское» Нерчинского района Забайкальского края, являющийся участковым лесничим — государственным лесным инспектором, который с декабря 2017 года по февраль 2019 года, совместно с неустановленными лицами незаконно вырубил свыше 1000 м. куб. леса в Нерчинском районе.

По информации регионального министерства природных ресурсов, ущерб от незаконной вырубки леса в Забайкалье с 2016 года по 2019 год увеличился более чем в 2 раза, в 2018 году такой ущерб составил 284 миллиона рублей, а общая сумма ущерба, причиненная лесному хозяйству за 2016–2018 годы, превысила 550 миллионов рублей [23].

11 декабря 2018 г. Президент России Владимир Владимирович Путин, отвечая на заседании Совета по правам человека на вопрос С. А. Цыпленкова, отметил, что в российской лесной сфере, государству так и не удалось навести порядок, что эта отрасль до сих пор так и остается «чрезвычайно коррумпированной», а принимаемые властями меры совершенно неэффективны [24].

12 февраля 2019 г. спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила премьер-министру России Дмитрию Медведеву ввести временное эмбарго на экспорт леса из России до наведения порядка в этой отрасли, призвала инициировать проверку всех договоров аренды лесных участков на предмет законности, а также поручить какому-либо ведомству «срочно подготовить изменения в законодательстве»: «… Рослесхоз ограничивается некими рекомендациями вместо того, чтобы подготовить и внести изменения в законодательство, которые позволят навести порядок, усилить контроль, остановить незаконную вырубку леса», — цитировало председателя верхней палаты парламента агентство «Интерфакс» [25].

В марте 2019 года врио губернатора Забайкальского края Александр Осипов жестко высказался по поводу работы регионального министерства природных ресурсов: «…Люди без работы, леса горят, бардачище, воровство, коррупция в масштабах настолько циничных, что дальше не куда» [23].

6 июня 2019 года в Москве сотрудниками ФСБ России был задержан министр лесного комплекса Иркутской области, который, по версии следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области, санкционировал незаконную вырубку леса в форме «сплошной санитарной рубки» на площади 120 га в природном заказнике «Туколонь» (общая площадь вырубки могла составить 600 га), предварительная сумма ущерба составила 748 млн. рублей., также к уголовной ответственности по этому делу были привлечены врио руководителя службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, директор ОГАО «Казачинско-Ленский лесхоз», инженер-лесопатолог отдела защиты леса и лесопатологического мониторинга филиала ФБУ «Российский центр защиты леса» — «Центр защиты леса Иркутской области» [26].

Таким образом, достигнутые результаты в обеспечении прозрачности оборота древесины, совершенствовании законодательной базы, повышении мер правовой ответственности за нарушение лесного законодательства, пока не позволили добиться значимого и оцененного общественностью успеха: прекратить варварское истребление леса, развить глубокую обработку древесины внутри страны, эффективно предупреждать и своевременно тушить лесные пожары.

Из причин, следует отметить, что не были в полной мере реализованы полномочия по лесоустройству в регионах, а также не был поставлен надежный барьер контрабанде лесоматериалов на федеральном уровне.

Дефицит стратегически важных ресурсов, отсутствие значимого перелома в борьбе с коррупцией и контрабандой в лесной сфере, отсутствие коренных улучшений социально-экономической сферы для населения приграничья, проблемы занятости и условий труда работников лесопромышленного комплекса, в недалекой перспективе (по некоторым оценкам в ближайшие 15 лет [9]), могут оказать неблагоприятное воздействие на социальную, экологическую обстановку в приграничных регионах Российской Федерации, а также на национальную безопасность страны.

Литература:

  1. Ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ//Российская газета от 8 декабря 2006 г. N 277, Собрание законодательства Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 50 ст. 5278.
  2. ФАО: прогноз развития лесного сектора РФ до 2030 года. Рим, 2012 (из материала «Под властью топора» А. Сухаренко // Российская правовая газета «ЭЖ-ЮРИСТ», N 27, июль 2014 г.) // ИПС «Гарант».
  3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (разработан Минэкономразвития РФ).
  4. Куликова Е. Бревнышко к бревнышку // Российская газета. 13.12.2012.
  5. Нttp://lenles.info (из материала «Под властью топора») А. Сухаренко // Российская правовая газета «ЭЖ-ЮРИСТ», N 27, июль 2014 г.
  6. Собраниt законодательства Российской Федерации от 14 января 2013 г. N 2 ст. 124, Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы» указанное распоряжение признано утратившим силу.
  7. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 38 ст. 5133, Российская газета от 21 сентября 2012 г. N 218.
  8. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2013 г.//Прокурор.2013.№ 2, цит. по А. Сухаренко «Под властью топора» // Российская правовая газета «ЭЖ-ЮРИСТ», N 27, июль 2014 г.)// ИПС «Гарант».
  9. «Российский лес — китайцам: «Надо декриминализировать отрасль, иначе леса может не остаться//19 августа 2019 г., Proderevo.net.
  10. www. Customs.ru://24.04.2013 «Возбуждено двадцать уголовных дел по фактам контрабанды леса.
  11. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 415, Лесной кодекс, КоАП РФ) вступил в силу с 1 февраля 2014 г., за исключением положений, для которых статьей 3 установлены иные сроки вступления их в силу. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2013 г. N 295, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6980.
  12. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  13. Http://iz.ru Янковская Е. заметка от 16 сентября 2018 г. // Путин назвал сохранение леса приоритетом государства//Дата обращения:11.02.2020.
  14. Косых В. А. // Незаконный оборот леса. Сущность и современное состояние.// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (77) 2018, ссылка на официальный сайт Ленинского районного суда Иркутской области Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт «РосПравосудие». — Режим доступа: http://rospravosudie.com/court-leninskij-raionnyjsudg-irkutska-irkutskaya-oblast-s/act-506100168/ (дата обращения: 02.01.2018)
  15. Приложение N 4 к государственной программе Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы // ИПС «Гарант».
  16. Российская газета. 30.12.2013.
  17. Дальневосточный лес гнется под пошлиной. Отрасль просит нового премьера вмешаться. 23 января 2020 г. // www.comersant.ru.
  18. «Дальний Восток ставит вопрос бревном. Отрасль просит снижения экспортных пошлин.//9 декабря 2019 г. // www.comersant.ru.
  19. Вера Никольская, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research, «Экспорт необработанной древесины как угроза российскому лесу»//ЛесПромИнформ № 2 (140), 2019 г.//https://lesprominform.ru
  20. Как остановить массовое воровство российского леса для Китая//13 ноября 2018 г. // Proderevo.net., со ссылкой на ВЗГЛЯД, Николай Проценко.
  21. В Рослесхозе заявили о снижении объема незаконных рубок в России//RT на русском, 18 февраля 2020 г. // Russian.rt.com.
  22. Http://ria.ru. Москва, РИА Новости, заметка от 3 декабря 2019 г. // В счетной палате рассказали об ущербе от незаконных рубок леса//Дата обращения:19.02.2020.
  23. Http//regnum.ru/newsaccidents/2668740.html/ Чита, 19 июля 2019 г. 10.09 — REGNUM// Дата обращения:12.02.2020.
  24. Http//kremlin.ru// Москва, Кремль, от 11 декабря 2018 г. // Президент провел заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека// Дата обращения:11.02.2020.
  25. Https://iz.ru // Говорова А., заметка от 12 февраля 2019 г. // Матвиенко предложила приостановить экспорт леса//Дата обращения:11.02.2020.
  26. Https://Russian.rt.com/article/638554-ministr-sheverda-zaderzhanie-sheremetyevo-moskva// В Маслова, заметка от 6 июня 2019 г. // «Ущерб 748 млн рублей»: министр лесного комплекса Иркутской области задержан за незаконную вырубку деревьев // Дата обращения: 20.02.2020.

[1] Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2013 г. N 2 ст. 124, Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы» указанное распоряжение признано утратившим силу [6].

[2] Справочно: статья 8.28.1. КоАП РФ «Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней:

1. Непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семи тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, а также представление заведомо ложной информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Нарушение порядка учета древесины - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

4. Нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией древесины либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией древесины либо без таковой.

5. Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.

Основные термины (генерируются автоматически): заготовленная древесина, Российская Федерация, круглый лес, куб, лесное законодательство, Россия, УК РФ, незаконная рубка, Забайкальский край, Иркутская область.


Похожие статьи

Развитие законодательства об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации как направление правового обеспечения инновационных процессов в России

Основные проблемы правоприменительной практики по делам о вывозе культурных ценностей за рубеж

Необходимость формирования и концепция развития учетных систем на предприятиях агропромышленного комплекса в условиях вступления ВТО

Самозанятость как способ ведения предпринимательской деятельности: особенности правового статуса, перспективы развития

Регулирование оборота драгоценных металлов и камней: гражданско-правовой аспект

Материально-правовое регулирование и формы правовой унификации в сфере трансграничных банкротств

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики

Вовлечение объектов культурного наследия в хозяйственный оборот. Необходимость их стоимостной оценки

Инструменты государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств: правовой аспект

Процессуальные особенности защиты прав потребителей по внешнеэкономическим сделкам

Похожие статьи

Развитие законодательства об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации как направление правового обеспечения инновационных процессов в России

Основные проблемы правоприменительной практики по делам о вывозе культурных ценностей за рубеж

Необходимость формирования и концепция развития учетных систем на предприятиях агропромышленного комплекса в условиях вступления ВТО

Самозанятость как способ ведения предпринимательской деятельности: особенности правового статуса, перспективы развития

Регулирование оборота драгоценных металлов и камней: гражданско-правовой аспект

Материально-правовое регулирование и формы правовой унификации в сфере трансграничных банкротств

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики

Вовлечение объектов культурного наследия в хозяйственный оборот. Необходимость их стоимостной оценки

Инструменты государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств: правовой аспект

Процессуальные особенности защиты прав потребителей по внешнеэкономическим сделкам

Задать вопрос