Социальная сеть Instagram как канал трансляции феминистских идей (на материале публикаций в Instagram на английском языке) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 19.04.2020

Статья просмотрена: 215 раз

Библиографическое описание:

Кругликова, Е. А. Социальная сеть Instagram как канал трансляции феминистских идей (на материале публикаций в Instagram на английском языке) / Е. А. Кругликова, А. Н. Забродина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 206-209. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68974/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная статья посвящена составлению типологии феминистских идей в социальной сети «Instagram», а также лингвистическому анализу феминистского дискурса.

Ключевые слова: феминизм, Instagram, женщина, социальная сеть.

Современная лингвистическая наука характеризуется повышенным интересом к изучению языка как социокультурного феномена. На сегодняшний день, в центре большинства исследований, проводимых учёными-лингвистами, стоит человек и его способы использования языка как средства общения, получения, передачи и хранения информации. Таким образом, гендерная лингвистика — направление, изучающее отношения гендера и языка — является важной частью антропоцентрической парадигмы. Гендер становился все более распространённым объектом исследований лингвистов вследствие развития такого актуального явления как феминизм.

Обращаясь к истории зарождения феминистских идей в англоязычных странах, в истории отмечены активистки, которые поднимали вопросы о правах женщин еще до начала первой волны феминизма, которая определяется хронологическими рамками XIX — первой половины XX вв. [2, с. 15]. Так, в XVII веке английская писательница-феминистка Мэри Эстел написала свою главную книгу «А Serious Pгoposal to the Ladies», за которую писательница получила титул первой английской феминистки. Она отмечает одинаковую способность к разуму и мужчин, и женщин, вследствие чего женщины имеют полное право на получение образования, как и мужчины [1, с. 20].

За последние десятилетия наблюдается все больший интерес к феминизму, который оказал влияние на все сферы жизни людей. Электронные средства массовой информации транслируют феминистские идеи и становятся все более популярными в медиапространстве. Так, в различных социальных сетях ежедневно публикуются материалы в отношении социального движения женщин. В целях просвещения современного общества, на сегодняшний день многие феминистки активно ведут личные блоги в таких популярных социальных сетях как, например, Instagram, Tumbler, YouTube и многие другие.

Цель данной статьи состоит в выявлении языковых и дискурсивных характеристик феминистского дискурса и составлении тематики феминистских идей.

Материалом нашего исследования послужили 103 поста на феминистскую тему в социальной сети Instagram за 2018–2020 года.

Многие из публикаций были приурочены к таким феминистским движениям против сексуальных домогательств как Time’s up и #Metoo, организованные в 2017–2018 годах. Это обуславливает большое количество публикаций в отношении насилия против женщин, как сексуального, так и психологического. Многие из сторонниц данных движений являются голливудскими звездами, которые ведут активную деятельность в поддержку прав женщин и отстаивают свою феминистскую позицию (например, актрисы Эмма Уотсон и Бри Ларсен). Профили знаменитостей насчитывают десятки миллионов подписчиков, что обуславливает широкое распространение их идей.

В ходе анализа мы выделили 6 основных тематических групп, которые объединяют в себе определенные феминистские идеи, пропагандируемые пользователями социальной сети Instagram. Типология феминистских идей представлена в таблице 1.

Таблица 1

Типология феминистских идей

Феминистские идеи

Количество публикаций

Принятие себя

27

Движение феминисток

23

Стереотипы о женщинах

21

Женский организм

13

Насилие над женщинами

11

Фемининность/маскулинность

9

В ходе нашего анализа мы выявили, что самой распространенной темой обсуждения феминисток является принятие себя. В данную группу мы включаем любовь к себе, своей внешности, а также такое распространенное явление как бодипозитив (течение, которое учит людей позитивному отношению к своему телу, его принятию и самовыражению). Данная тематика манифестируется многократными употреблениями существительных, описывающих внешность и связанные с ней эмоции: body, women, feel, need, love, people, weight, men, fat.

В публикациях, которые были выбраны нами для анализа, доминирует лексика с негативной коннотацией. Отмечается использование прилагательных и существительных, негативно отражающие как отрицательное отношение людей к телу женщины, которое не относится к стандартному представлению красоты в современном мире, так и его репрезентацию в целом, в частности их вес, наличие различных дефектов кожи, такие как растяжки и шрамы. Например, I was too fat to be loved; my body was ugly; the hateful comments you get on your post are from those full of negativity & self-doubt; a rude comment on someone's post; magazines that would shame celebrities for having cellulite or fat rolls.

Также было обнаружено большое количество лексем, в частности глаголов и существительных, с семантикой потери и набора веса, а также следования диете. Например, watching my mom diet and hate her body my whole life; will they notice I’ve gained weight?; it is no wonder we go to dieting and weight loss to try and fix our problems; It caused me to diet recklessly; I would lose alittle weight, gain it back plus a little more.

Немаловажными характеристиками бодипозитива в том числе являются пропаганда любви к своему телу, принятие себя и борьба с существующими стандартами красоты, что прослеживается во многих словосочетаниях. Например, all bodies are wondrous; all bodies are beautiful; it's hard to go against diet culture; ALL bodies are beautiful, worthy, and deserve to feel accepted; YES, its so normal for your belly to shake while you’re moving.

Второй по количеству публикаций группой является движение феминисток, под которым мы понимаем борьбу женщин за свои права, поддержку, которую они оказывают друг другу, а также расширение прав и возможностей женщин. Наиболее часто встречающимися лексемами являются women, men, world, rights, feminist, make, life, feminism, love, new.

В данной группе было отмечено использование лексики с семантикой карьеры, прав женщин и их поддержки друг друга. Мы также выделили использование имен прилагательных, репрезентирующих женщин как сильных и способных. Например, do some research on women making adifference in the world; If you are a woman, remember that you are powerful, smart, capable, and worthy of everything this world has to offer; it’s this beautiful domino effect that happens when women realize that we can lift each other up; Yes, I’m a young female entrepreneur.

В третью группу мы выделили стереотипы о женщинах, под которыми мы понимаем стереотипное представление поведения женщин, их внешнего вида и социальных ролей. В этой группе также стоит выделить такое движение как чайлдфри — идеологии, характеризующейся сознательным желанием не иметь детей. Публикации на эту тему характеризуются частотным употреблением таких лексем, как women, make, life, heels, day, love, childfree, feel, wear, way, say.

В данной группе мы отметили доминирующую лексику, репрезентирующую множество стереотипов, приписываемых женщинам в отношении их внешности, желания иметь или не иметь детей и других социальных ролей, установленных обществом. Чаще всего это выраженно именами существительными и глагольными конструкциями. Также, отмечается частое использования модальных глаголов с семантикой долженствования, что можно трактовать как обязанности женщин следовать стереотипам. Например, Marriage and pregnancy are beautiful life events that should absolutely be celebrated, but I promise you, a woman's sole purpose is not to be someone's life partner and/or mother; What I mean by this is that most childfree people dislike being lectured by parents about how we’re missing out; I obviously had to take care of our baby AND get at least one thing done around the house; They have sayings like“women belong in the kitchen”, “Make us asandwich”, “You can’t wear that”.

Четвертая группа включает в себя публикации на тему легализации и запрета абортов. Данная тематика характеризуется многократными употреблениями таких существительных как abortion, law, people, need, bodies, access, right, women, care, pregnant.

В данной группе доминирует юридическая лексика. Например, There’s an organized attack on women, girls and trans bodies and our right to access abortion; attempting to legislate control over our bodies; he pledged to make abortion «unthinkable”; Taken together, all this is meant to reopen the abortion debate/law in an attempt to ban abortion; prevent women from exercising their constitutional right to privacy and bodily autonomy.

Кроме аборта, в данной тематической группе освещаются темы в отношении особенностей женского организма и здоровья. Например, Something that is so natural and something that is celebrated when you first got your period had to turn out to be impure; There are four phases to your cycle that can be likened to Fall, Winter, Spring and Summer; You need to look after yourself without hesitation; My body isn’t just a baby maker or an non baby maker.

Пятая группа — Насилие над женщинами — содержит в себе идеи, которые также являются распространенными среди приверженец феминистского движения. Данная тема подразумевает под собой как физическое и сексуальное насилие, так и психологическое. Причиной повышенного интереса к борьбе против насилия над женщинами являются движения Time’s up и #Metoo. Ключевыми словами являются такие лексемы как women, men, harassment, timesup, abuse, fund, lives, world, raped, catcalling.

Лексика, превалирующая в публикациях на тему насилия, включает в себя имена существительные, глаголы и имена прилагательные, при помощи которых авторы постов описывают насилие, которое совершается над женщинами. На уровне синтаксиса отмечается использование восклицательных предложений, характеризующие страх женщин. Например, What have been your experiences with catcalling?; I was around 12 or 13 when a group of men wolf-whistled at me; I panic because if they wanted to follow me and rape me they can; Disgusting old men harassing me as a minor; It’s scary!⁠ It’s demeaning!⁠ It's objectifying! It’s alienating!; Globally, violence against women and girls affects 1 in 3 women in their lifetime.

Последней тематической группой, выделенной нами в ходе исследования, является фемининность и маскулинность, которая включает в себя дискриминацию мужчин, токсичную маскулинность, а также разделение между «мужским» и «женским». Ключевые слова: masculine, feelings, power, angry, fit, look, thought, women, don’t, told, men.

Данная группа отражает лексические единицы с семантикой «мужского» и «женского», репрезентирующие мужчин и женщин, разницу в их поведении. Отмечается использование модальных глаголов, характеризующих что мужчины должны или не должны делать. Например, I hated femininity because I thought I had to be feminine; «You fight like agirl!», «You throw like agirl», «boys don’t cry, you’re crying like alittle girl»; The enemy of #feminism isn't men.

При анализе постов всех тематик нами было выявлено частое употребление личных и притяжательных местоимений первого лица множественного числа «we», «us», «our» что трактуется как высказывания автора публикации от лица всех женщин. Например, We grow up with distorted beauty standards; We project so much on our bodies. We hold them responsible for everything that happens or doesn’t happen in our lives. When we use our bodies as a scapegoat it is no wonder we go to dieting and weight loss to try and fix our problems; We rise. Weconquer.

Таким образом, проведенный нами анализ позволяет нам сделать вывод, что на сегодняшний день большое количество феминистических идей транслируются посредством социальной сети «Instagram». Многие пользователи публикуют посты, делясь своими мыслями в отношении множества проблем, с которыми сталкиваются женщины в современном мире. Лингвистический анализ говорит о том, что авторы публикаций используют особую лексику, при описании этих тем — юридическую, лексику с негативной коннотацией. Использование местоимений «we», «us», «our» говорит о том, что приверженцы феминизма говорят от лица всего женского населения, при помощи чего они пытаются распространить свои идеи и просветить пользователей социальных сетей в области феминистского движения.

Литература:

  1. Брайсон В. Политическая теория феминизма. — М.: Идея-Пресс, 2001. — 304 с.
  2. Третьякова А. А. История формирования феминистского движения // Символ науки. — 2018. — № 11. — С. 15–18.
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, социальная сеть, идея, группа, женский организм, лингвистический анализ, негативная коннотация, современный мир, феминистский дискурс, феминистское движение.


Похожие статьи

Средства речевого воздействия в феминистском дискурсе (на материале проекта «ТыНеОдна»)

Статья посвящена изучению медиатекстов феминистской тематики. Материалом исследования послужили статьи в поддержку женщин, пострадавших от домашнего насилия, актуализируемые в социальной сети «Вконтакте» и на блог-платформе «Яндекс. Дзен» в рамках пр...

Продвижение бренда в Instagram: проблемы современного PR в работе на базе площадки Instagram

В статье рассматривается кризис в период пандемии как одна из причин влияния на успех PR-кампаний по продвижению бренда во всемирной сети Интернет, в частности, социальной сети Instagram.

Языковая личность в Интернете

В данной статье представлены результаты анализа языковой личности в Интернете на примере материалов блогов. Целью настоящего исследования был анализ поведение языковой личности в Интернете на примере блогов, и составление её общей характеристики.

Форматные признаки пользовательского контента на площадках «ВКонтакте» и YouTube

В статье автор исследует форматные признаки в пользовательском контенте на таких площадках, как «ВКонтакте» и YouTube.

Гендерные особенности подачи информации в русских медиа на примере журналов Vogue и GQ

В данной статья автор пытается проследить сохранение лингвистической гендерологии посредством анализа двух глянцевых журналов одного издательского дома.

Проблемы методологии изучения женского движения

Статья посвящена методологическим проблемам в изучении феминистических движений в США и России. Проведен сравнительный анализ методологических аспектов изучения женского движения в западной и отечественной литературе. Отмечены принципы теории модерни...

Тенденции изменения образа женщины в рекламе

Проблематика настоящей статьи — анализ тенденций в изменении образа женщины в рекламе в ХХ-ХХI веков, эффективность использования женского образа в рекламных целях.

Феномен видеоблоггинга

Статья посвящена такому популярному явлению в сети Интернет, как видеоблоггинг. Выбор исследуемой проблемы связан с ее актуальностью в исследованиях культурологического направления. Дается характеристика понятия видеоблог, рассматриваются этапы разви...

Тенденции развития арт-журналистики на телевидении

В статье автор пытается определить основные тенденции в развитии современной арт-журналистики на примере телевизионной кинокритики.

Управление личным брендом в социальных сетях: этапы формирования и монетизация блога

В статье автор сформировал этапы построения личного бренда и рассмотрел способы его монетизации.

Похожие статьи

Средства речевого воздействия в феминистском дискурсе (на материале проекта «ТыНеОдна»)

Статья посвящена изучению медиатекстов феминистской тематики. Материалом исследования послужили статьи в поддержку женщин, пострадавших от домашнего насилия, актуализируемые в социальной сети «Вконтакте» и на блог-платформе «Яндекс. Дзен» в рамках пр...

Продвижение бренда в Instagram: проблемы современного PR в работе на базе площадки Instagram

В статье рассматривается кризис в период пандемии как одна из причин влияния на успех PR-кампаний по продвижению бренда во всемирной сети Интернет, в частности, социальной сети Instagram.

Языковая личность в Интернете

В данной статье представлены результаты анализа языковой личности в Интернете на примере материалов блогов. Целью настоящего исследования был анализ поведение языковой личности в Интернете на примере блогов, и составление её общей характеристики.

Форматные признаки пользовательского контента на площадках «ВКонтакте» и YouTube

В статье автор исследует форматные признаки в пользовательском контенте на таких площадках, как «ВКонтакте» и YouTube.

Гендерные особенности подачи информации в русских медиа на примере журналов Vogue и GQ

В данной статья автор пытается проследить сохранение лингвистической гендерологии посредством анализа двух глянцевых журналов одного издательского дома.

Проблемы методологии изучения женского движения

Статья посвящена методологическим проблемам в изучении феминистических движений в США и России. Проведен сравнительный анализ методологических аспектов изучения женского движения в западной и отечественной литературе. Отмечены принципы теории модерни...

Тенденции изменения образа женщины в рекламе

Проблематика настоящей статьи — анализ тенденций в изменении образа женщины в рекламе в ХХ-ХХI веков, эффективность использования женского образа в рекламных целях.

Феномен видеоблоггинга

Статья посвящена такому популярному явлению в сети Интернет, как видеоблоггинг. Выбор исследуемой проблемы связан с ее актуальностью в исследованиях культурологического направления. Дается характеристика понятия видеоблог, рассматриваются этапы разви...

Тенденции развития арт-журналистики на телевидении

В статье автор пытается определить основные тенденции в развитии современной арт-журналистики на примере телевизионной кинокритики.

Управление личным брендом в социальных сетях: этапы формирования и монетизация блога

В статье автор сформировал этапы построения личного бренда и рассмотрел способы его монетизации.

Задать вопрос