В статье рассмотрены особенности правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации. Отмечено, что в Российскую Федерацию постоянно въезжают иностранные граждане для работы. Также в статье выявлены проблемы правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации.
Ключевые слова: иностранцы, граждане, миграционное законодательство, дискриминация, трудовой договор, миграционная политика.
The article considers the features of the legal regulation of the labor of foreign citizens in the Russian Federation. It is noted that foreign citizens constantly enter the Russian Federation to work. The article also identifies the problems of legal regulation of labor of foreign citizens in the Russian Federation.
Key words: foreigners, citizenship, migration legislation, discrimination, labor contract, migration policy.
Каждый год в Россию въезжает значительное число иностранных граждан и лиц без гражданства, цели нахождения которых абсолютно различные.
Обычно это обусловлено осуществлением рабочей деятельности, получением образования, участием в разных мероприятиях международного характера, а также получения убежища, защиты и покровительства. По сведениям Федеральной миграционной службы России, в 2018 году на миграционный учет поставили свыше 17 млн иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 2 млн больше показателей 2017 года.
Отдельные иностранные граждане и лица без гражданства приезжают в Россию на продолжительный срок пребывания, а порой и вовсе постоянного проживания.
Так, за минувший год миграционная служба выдала свыше 268,2 тыс. разрешений на временное проживание и 191,4 тыс. видов на жительство. За минувший год 269,3 тыс. лиц из перечня упомянутых категорий получили российское гражданство [10].
При этом необходимо отметить, что Конституцией России провозглашается национальный режим пребывания упомянутых категорий лиц, а основу их юридического статуса образует часть 3 статьи 62 Основного закона, предусматривающая базовые правила о том, что в России они пользуются аналогичными правами и несут схожие обязанности, предусмотренные законодательством в отношении российских граждан, кроме отдельных случаев, определенным международным соглашением или федеральным законодательством России [6]. Это обуславливает необходимость определения и более детального изучения содержания юридического статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, приезжающих в Россию и живущих на её территории, а также анализа выявленных исключений, запретов, ограничений особых правил, определённых законодательством в отношении данных категорий граждан.
На основании Конституции РФ «запрещается дискриминация иностранных граждан по признакам языка, расы, пола, национальности, вероисповедания и т. д.». Но, несмотря на то, что граждане иностранных государств, оказавшиеся в Российской Федерации, пользуются правом свободного распоряжения собственными способностями к работе, выбора профессии и рода деятельности, такая свобода обладает совокупностью ограничений, указанных в федеральном законодательстве. Так, они не могут призываться на военную службу, не могут быть на должности прокурора, судьи, следователя, адвоката, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; служить в полиции; заниматься промысловой добычей какой-либо рыбы и иных водных растений и животных в российских водоёмах.
Несмотря на льготы и гарантии, предусмотренные для иностранных граждан, совокупность положений Трудового кодекса РФ имеет довольно противоречивый характер. Так, в ст. 327.1 ТК РФ зафиксировано, что «между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределённый срок», а в ситуациях, указанных в ст.59 ТК РФ, — «срочный трудовой договор». В письме Федеральной службы по труду и занятости «О заключении трудового договора с временно пребывающим в Российской Федерации иностранным работником на неопределённый срок» № ПГ/9509–6–1 от 23.10.2013 разъяснено, что «обязанность заключать с иностранцем срочный трудовой договор Трудовым кодексом РФ не предусмотрена. Закон о правовом положении иностранцев не обязывает работодателя заключать с такими лицами трудовой договор только на срок действия разрешения на работу» [4].
Итак, по мнению Роструда, трудовой договор с временно пребывающим в России иностранцем может заключаться на неопределённый срок. Это уточнение законодателя обладает спорным характером, так как все иностранные граждане получают довольно ограниченное по времени право на осуществление трудовой деятельности. Так, те из них, кто трудится на основе патента, могут вести трудовую деятельность на российской территории не больше 2 лет с даты его выдачи, а высококвалифицированные сотрудники — до 6 лет.
Более подробно статус иностранных граждан рассматривается в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002, в ст.13.3 которого упомянуты главные правила привлечения к работе зарубежных граждан российскими работодателями на основе трудового и гражданского договора: «...иностранец должен законно находиться на территории Российской Федерации; он прибыл из страны, с которой установлен безвизовый режим; иностранный гражданин достиг возраста 18 лет; иностранный гражданин имеет действительный патент, выданный в соответствии с миграционным законодательством» [6].
При этом проблема правового регулирования работы иностранных сотрудников уже давно считается актуальной как за границей, так и в России, при этом сохраняя собственную актуальность и сегодня. При этом в юридических работах уже много раз отмечалось, что Россия воспринимается в виде самой привлекательной страны в миграционном плане. Это, в то же время, притягивает исследователей исследовать данное явление в различных аспектах (социологических, правовых, политологических и т. д.).
Сам факт привлечения иностранных граждан к труду в нашей стране имеет как некоторые преимущества, так и определённые недостатки [9], чего из них больше — исследователи ещё не определились и ведут оживленные дебаты. Более того, одно и то же обстоятельство в научных работах может рассматриваться в дискуссионном значении. Однозначно можно прийти к выводу о том, что внешняя трудовая миграция в России характеризуется очень противоречиво в разных областях научного познания. Так, среди разделяемых автором преимуществ можно сказать, что трудовая миграция обладает глобальным значением и оказывается мощным стимулом развития мирового прогресса. Она открывает довольно широкие возможности для квалифицированных иностранных сотрудников, и это способно принести определённую пользу каждой стране, где используется их труд. Обычно считают, что экономика России нуждается в квалифицированных иностранных сотрудниках, а трудовая миграция приносит определённые экономические выгоды и государствам-экспортерам, и государствам-импортерам трудовых ресурсов. Наша страна, как и многие иные развитые государства, старается восполнить недостающие трудовые ресурсы с помощью миграционного прироста. Этот процесс помогает устранить дефицит кадров российских сотрудников в разных секторах экономики, но одновременно каждый раз порождает совокупность новых проблем для их дальнейшего национального разрешения.
Вместе с этим, если обобщить мнения специалистов в рассматриваемой области, то несложно заметить совокупность имеющихся недостатков и вероятных угроз для страны, вызванных сформировавшимися тенденциями в привлечении иностранных граждан к труду на территории России. К ним относятся такие обстоятельства:
- иностранная миграция обычно отрицательно деформирует национальную структуру занятости, а также вызывает ограничение права на трудоустройство у национальных кадров;
- она способна вызвать определённый дисбаланс в социальной сфере и спровоцировать национальные конфликты;
- внешняя миграция может повлиять на изменение в национальном составе населения России (в этом вопросе за последние годы проводятся разные интересные исследования, в частности при рассмотрении миграционных потоков в регионах страны эксперты делают прогнозы этнического состава региона в нашем многонациональном государстве. Так, к примеру, в Республике Татарстан сделан прогноз к 2030 г., когда предполагается увеличение миграционного значения иных стран [5]);
- изучаемое явление также обостряет криминогенную обстановку и воздействует на национальную безопасность (и сегодня, необходимо заметить, этим обеспокоены многие европейские государства).
Помимо этого, если оценивать миграционную политику России за последнее время по концепциям развития государства и отечественного законодательства, можно наблюдать непрерывный поиск государства в балансе внешней трудовой миграции по многим, в т. ч. нижеуказанным, вопросам.
Во-первых, это поиск в вопросе результативности привлечения иностранных сотрудников к труду. Этот процесс для государства обеспечивается регулярным мониторингом с проведением анализа таких показателей, как: величина средней зарплаты, индекс преступности, уровень безработицы, размер ВВП на душу населения, индекс экономической свободы и т. п.
Во-вторых, поиск оптимального соотношения своих трудовых ресурсов и привлеченных из иных государств, что прослеживается с помощью определения государственной политики и национальных принципов; квот для привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на российской территории; закрепления различных правовых статусов иностранных сотрудников, в частности появления обособленного субъекта трудового права «высококвалифицированный специалист» и т. д.
В-третьих, поиск подходящей правовой регламентации миграционной политики и статуса иностранных сотрудников. Можно справедливо заметить, что упомянутые нормы законодательства оказываются в непрерывном движении, за последние годы установлены новшества в порядке постановки на миграционный учет, значительно обновлены нюансы по порядку приема иностранных граждан на работу. Фактически изменение норм российского законодательства ориентировано: 1) на усложнение процесса привлечения иностранных сотрудников; 2) углубление дифференцированных подходов в определении правового положения подобных сотрудников; 3) ужесточение ответственности работодателей, использующих подобный труд с нарушением законодательных требований.
Несмотря на все попытки государства в оптимизации российского законодательства, регламентирующих трудовую деятельность иностранных граждан, имеющиеся статистические сведения, свидетельствующие за 2016–2018 гг. о сокращении количества оформленных разрешений на работу специалистам различной категории [6], современные тенденции в области внешней трудовой миграции в значительной мере не вполне благоприятны. Среди них можно выделить такие проблемные аспекты: уклонение работодателей от оплаты налогов; предоставление иностранным сотрудникам минимальных трудовых и правовых гарантий; торможение увеличения оплаты труда в секторе низкоквалифицированного труда; распространение разных инфекционных болезней среди мигрантов и т. д.
Остановимся более подробно на юридической стороне проблематики. Сейчас многие законодательные требования по привлечению к труду иностранных сотрудников довольно массово не соблюдаются, в том числе из-за их сложного характера. Однако за счёт этого увеличивается количество нелегальных трудовых мигрантов — так работодателям проще, а нередко и дешевле. И здесь особо важная роль отводится особенностям российского менталитета. У российских граждан обычно завышенный уровень претензий к величине зарплаты, и сегодня, к сожалению, это довольно ярко прослеживается на примере подрастающего поколения.
Отечественное миграционное законодательство, как и любое иное, не совершенно и нуждается в непрерывных доработках и систематизации согласно вызовам времени. При этом вопросы трудовой миграции сложные, требуют адекватной и мобильной нормативно-правовой базы. В настоящее время можно отметить такие главные вопросы, которые, по нашему мнению, нуждаются в собственном законодательном уточнении:
- формирование единого понятийного аппарата (например, в вопросе о дискуссионном толковании термина «иностранный работник» [4]);
- выработка четкого разграничения терминов «высококвалифицированный специалист» и «квалифицированный иностранный работник»;
- если классифицировать иностранных сотрудников по их юридическому статусу, где главным показателем их разграничения выступает квалификация, то понадобится использование единообразного подхода в его понимании и подготовка межгосударственной системы квалификации для различных стран в мире;
- подготовка новой концепции по привлечению иностранных сотрудников к труду с учетом национальных интересов и региональных потребностей. В рамках указанной концепции предложено сохранить систему квотирования и дополнительно ввести балльную систему выбора иностранных граждан, когда у государства появится возможность индивидуального отбора сотрудников из иных стран, желающих трудиться в России, прибегая к оценке, в первую очередь, их профессиональных качеств и квалификации. Необходимо отметить, что балльная система не оказывается принципиальной новеллой для международного сообщества, в научных трудах можно встретить детальную характеристику средств и механизмов избирательной трудовой миграции, применяемых в Великобритании и США.
- В то же время необходимо отметить, что текущее законодательство, которым регулируется порядок привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к работе в России, отличается разбросанностью норм в разных нормативно-правовых актах. Ключевое место в системе этого законодательства отводится главе 50.1 Трудового кодекса РФ и Федеральному закону о№ 115-ФЗ т 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Однако, если появление обособленной главы в упомянутом кодексе можно расценивать как прогрессивный шаг в изменении законодательства, ориентированный на полноту регулирования особенностей труда некоторых категорий лиц в кодифицированном акте о труде, то множественные (почти 70) дополнения и изменения в федеральном законе привели к сложному его прочтению, а также к определённой перегруженности по нумерации статей, утративших силу, и, наоборот, объемным статьям с установлением дополнительной нумерации (ст. 13.2–13.6; ст. 15.1; ст. 18.1 и 18.2; ст. 32.1–1 и далее по ст. 32.5; ст. 35.1–35.3; ст. 37.1). В то же время только ст. 13.2 включает в себя 31 пункт. Представляется, что подобная сложная внутренняя структура рассмотренного закона и упомянутая разбросанность норм, которыми осуществляется регулирование труда иностранных сотрудников, должны обязательно вызвать логическую систематизацию законодательства нашей страны при любых дальнейших изменениях в области миграционной политики.
Литература:
- КонституцияРоссийской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — № 237. — 25.12.1993.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ (с изм. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3032.
- Указ Президента РФ от 16.12.93 № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» // САПП РФ. — 1993. — № 51.
- Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2016 год: Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1359 // СПС «Гарант».
- Бойкова Т. Доля иностранных работников на российских предприятиях: законодательные ограничения // Государственная власть и местное самоуправление. — 2017. — № 8. — С. 12.
- Карасёва Л. В. Правовое регулирование и состояние законности в сфере труда иностранных граждан // Право и справедливость в социальной практике современной России. Материалы научной конференции 5 декабря 2005г. Под общ. ред. Упорова И. В. Краснодар: Университет МВД РФ, 2006. — С. 101.
- Киселев И. Я. Труд с иностранным участием (правовые аспекты). — М., 2003. С. 147.
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 2-е изд., испр. доп. и перераб. / Отв. ред. проф. Ю. П. Орловский. — М. 2005. С. 169–170.
- Макарова И. К. Использование иностранной рабочей силы в России и управление интернациональными коллективами: стратегия и безопасность // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. № 2 (15). С. 98–108.
- Малышев Е. А. Способы защиты национального рынка труда // Право и управление. XXI век. 2017. № 2 (43). С. 54–60.