В статье рассмотрены актуальные вопросы инвестирования инновационных процессов, определены направления влияния государства на инновационную деятельность предприятий, показаны представление о дополнительном влиянии государства на инновационную деятельность предприятий, сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, инновационная стратегия.
Осуществляемая в настоящее время в Узбекистане государственная научная и техническая политика страны направлена на концентрацию усилий, доступных ее научно-техническому потенциалу для решения социально-экономических проблем в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике. [1, с. 42]
Для экономического подъема одной из задач Узбекистана на ближайшие годы является переход на инновационный путь развития. Реализация инновационной политики в республике тесно связана с изменением в структуре ведущих отраслей экономики, несущей научно-технический прогресс, и обеспечением масштабных качественных изменений в экономике.
Главным фактором экономического роста и повышения уровня жизни населения является широкое внедрение в экономику страны инновационных продуктов и технологий. Развитие инновационной деятельности является одним из ведущих направлений развития экономики современного Узбекистана. Правительство Узбекистана ведет активную и целенаправленную работу по государственной поддержке инновационного предпринимательства в стране.
Проводимая активная работа в данном направлении даёт свои конкретные результаты. В 2019 году объем освоения инвестиций составил 220,7 трлн сумов, превысив утвержденные годовые прогнозные показатели в 2 раза, а удельный вес инвестиций в основной капитал в структуре ВВП увеличился с 30 % в 2018 году до 36,2 % в 2019 [3]
Значительный прирост показателей инвестиционной деятельности обусловлен увеличением притока и освоения зарубежных инвестиций в размере 13,3 млрд. долларов США. Доля освоенных прямых иностранных инвестиций в общем объеме выросла до 37 % против 10,5 % в 2018 году.
Ключевыми зарубежными партнерами по привлечению в Узбекистан иностранных инвестиций стали Российская Федерация, КНР и Германия.
Согласно докладу ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), по росту объёмов иностранных инвестиций Узбекистан занял лидирующую позицию среди стран Центральной Азии: если в странах Центральной Азии рост объемов иностранных инвестиций составил в среднем 8–10 %, то в Узбекистане данный показатель по сравнению с показателями 2018 года вырос в 3,2 раза. [4]
В 2020 и последующих годах будет продолжена работа по активному привлечению прямых иностранных инвестиций, диверсификации их направлений для реализации проектов в приоритетных направлениях таких, как сфера туризма, электроэнергетика, химическая отрасль, производство электротехнической продукции, IT-технологии, легкая промышленность, сельское хозяйство.
У нас в Узбекистнае пока отсутствует широкомасштабное развитие на экстенсивных факторов экономического роста, пока еще слаб предпринимательский интерес к инновациям. По сути, на практике установлен приоритет имитационных схем освоения тех или же других новшеств, созданных в развитых государствах Запада и Европы. Инноваторский потенциал при этом понимается только как способность предприятий к восприятию зарубежных новых идей и имитации новых технологий, завезённых извне. Большая часть всех изобретений ориентирована на поддержание или незначительное усовершенствование существующих, в основном устаревших видов и технологий. Однако в последние годы, особенно после принятия Закона «Об инновационной деятельности» от 25 дек. 2019 г., в Республике принимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития. Также по инициативе Президента нашей страны осуществляется последовательная работа по инновационному развитию сфер жизни общества и приоритетных отраслей экономики, широкому внедрению в производство инновационных идей и технологий. Указ главы нашего государства «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан» от 29 ноября 2017 года [2] поднимет проводимую в этом направлении работу на новый уровень. Важнейшая задача — сформировать у народа инновационное мышление. Люди должны понять, где нет инноваций, там не будет развития и конкуренции. Без широкой популяризация новшеств в этой сфере, формирования у людей умения мыслить и работать по-новому мы не сможем идти в ногу с нынешним стремительно меняющимся временем, научным прогрессом. Поэтому выведение инновационной деятельности на уровень, соответствующий требованиям современности, должно стать главной задачей нового министерства и данного центра, сказал Президент Узбекистана.
Для достижения успеха предприятия и организации в условиях возросших требований к инновационному развитию, должны все более чётко обдумывать необходимость разработки новых продуктов и услуг и связанную с этим гигантскую финансовую выгоду.
Нам представляется, что основными рычагами влияния государства на инновационную деятельность организаций могут быть:
– создание благоприятных условий для активного привлечения отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики;
– предоставление льгот активным организациям и предприятиям, внедряющим инвестиции;
– совершенствование амортизационной политики;
– установление приоритетных направлений развития науки и техники.
Для формирования инновационной стратегии и последующей реализации инновационных идей необходима система управления нововведениями, отвечающая требованиям отрасли и рынка. Лишь только наступательная и активная инновационная политика могла бы гарантировать нашей стране существенный прорыв в научно-техническом развитии, перевести ее на качественно иной уровень жизни. Это означает, что инновационный потенциал должен определяться не только и не столько имитационной способностью предприятий к восприятию «чужих» нововведений и новаций, но и способностью самим творить будущее, вырабатывать самостоятельно улучшающие изменения и новые ценности.
Сложно представить устойчивый социально-экономический прогресс без инновационного развития, широкой научно-технической кооперации и внедрения новых технологий во все сферы экономики, достижений науки и техники во все сферы экономики. Таким образом, создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций основная задача государства и бизнеса. Привлечение инвестиций в создание и внедрение инноваций — это сложный процесс, требующий особых навыков и опыта работы. Для более быстрого и успешного прохождения процесса привлечения инвестиций необходимо содействие профессиональных специалистов, консультантов и предприятий, имеющих опыт привлечения финансовых инвестиций для создания инновационных проектов и продуктов в смежные отрасли экономики.
Подводя итог, отметим, что только в условиях достоверности информации о состоянии рынка и инвестиционных ресурсов в развитии индустрии, прозрачности государственной политики и поддержки предпринимательства можно добиться стабильных тенденций развития в целом. В настоящее время прослеживаются лишь начальные шаги в данных направлениях. Разрабатываются проекты инновационной и инвестиционной деятельности для улучшения экономики. Можно также отметить, что в условиях формирующегося передового рынка предпринимательство станет важным фактором и основной формой реализации инновационных тенденций.
Литература:
- Ассадуллина Н. Р. Развитие интеграционных процессов в инновационной сфере в Республике Узбекистан -2013.-№ 2. С 42–52.2
- Указ Президента Республики Узбекистан 29.11.2017 г.N УП-5264
- https://invest.gov.uz/ru/mediacenter/news/results-of-investment-activity-of-the-republic-of-uzbekistan-for-2019/