Статья посвящена исследованию особенностей трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики. Детальное внимание уделено предпосылкам и целям внедрения новых образовательных моделей. Также рассмотрены инструменты и методы, которые позволяют оцифровать образовательную среду школьников. Особый акцент сделан на необходимости формирования новых цифровых компетенций у учителей.
Ключевые слова: образование, цифровые технологии, интерактивная среда, ученик.
The article is devoted to the study of the features of the transformation of the model of continuing education in the digital economy. Detailed attention is paid to the prerequisites and goals of introducing new educational models. Also examined are the tools and methods that will allow you to digitize the educational environment of students. Particular emphasis is placed on the need for the formation of new digital competencies among teachers.
Keywords: education, digital technology, interactive environment, student.
Формирование цифровой экономики, а также задачи построения цифрового общества требуют быстрого перехода системы образования на новый более высокий качественный уровень. Цифровая экономика предъявляет дополнительные требования к квалификации специалистов, т. к. в ней главный ресурс — цифровые знания, а ключевая основа развития — индивидуумы. Поскольку цифровая экономика предусматривает создание высокотехнологичных рабочих мест, для дальнейшего ее развития потребуется не просто формальное заполнение вакансий, но и квалифицированные кадры, которые будут владеть определенными компетенциями для работы в междисциплинарных областях. Для этого важно соответствие квалификации и образования современным требованиям [1]. На сегодняшний день не только люди технических специальностей нуждаются в ИТ-компетентности. По прогнозам меньше, чем через 10 лет 77 % рабочих мест потребуют от работников технических навыков.
Принимая во внимание вышеизложенное, уже сейчас многие страны осознают необходимость перехода к качественно новой образовательной политике. Образование является мощным и ключевым инструментом влияния на дальнейшее устойчивое развитие благосостояния граждан и страны в целом. Именно образование формирует новые поколения людей, способных к самореализации, созданию инноваций и технологическим прорывам [2]. Как следствие в условиях глобальной информатизации, жесткой конкуренции и быстрых изменений наиболее развитые и успешные страны реализуют свою государственную политику в направлении модернизации образовательной деятельности, а именно акцентируют внимание на подготовке нового поколения специалистов, способных конкурировать на современном рынке труда, действовать в нестандартных ситуациях и адаптироваться в быстрым изменениям внешней среды.
Одним из инструментов решения этой задачи является цифровизация образовательного процесса на всех его этапах, в том числе, это касается дополнительного образования школьников. Дополнительное образование представляет собой сегодня всемирно признанный компонент непрерывного образования, которое является новым для педагогической мысли в контексте как собственно содержания категории, так и методологии и практики ее организации [3]. При этом следует отметить, что трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики предполагает не только внедрение новых технологии или продуктов организации учебного процесса, но и применение новых подходов в создании и использовании цифровых ресурсов, которые призваны обеспечить качественное и непрерывное, формальное или неформальное дополнительное образование школьников в разных его формах.
Однако, как показывает практика интенсивное распространение цифровых технологий в сфере дополнительного образования одновременно характеризуется недостаточной реализацией их мощного педагогического потенциала, в частности для развития когнитивных, креативных, культурных, языковых, социальных компетентностей учеников, реализации опытно-поискового обучения, создания и управления системами открытого образования.
С учетом вышеизложенного, не подлежит сомнению тот факт, что в настоящее время возникает потребность в изменении методики обучения и преподавания в условиях цифровизации. По мнению известных ученых, текущая ситуация требует развития цифровой гуманистической педагогики в дополнительном образовании, которая обуславливает возникновение новой образовательной парадигмы, а также становление научной сферы, которая быстро развивается и мотивирует возникновение дискуссий, а также формирование нового педагогического мышления.
Разрозненный опыт цифровизации дополнительного образования школьников не является системным, не позволяет формулировать его закономерности или тенденции. Это определяет актуальность научных исследований относительно трансформации модели дополнительного образования в условиях развития цифровых технологий, что и предопределило выбор темы данной статьи.
Теоретические основы дополнительного образования школьников заложены в педагогических трудах В. П. Вахтерова, Г. М. Ващенко, А. С. Макаренко, Е. М. Мединского, Н. К. Крупской, И. Огиенко, Н. И. Пирогова, С. Ф. Русовой и др. Отдельные вопросы современных методологических основ дополнительного образования и воспитания представлены в работах известных отечественных ученых И. Д. Беха, В. В. Борисова, В. В. Вербицкого, А. И. Капской, Б. С. Кобзаря, В. М. Мадзигона, Г. П. Пустовита и др.
В последнее время к проблематике «цифровизации» учебного процесса в образовательных учреждениях различных уровней обращались А. Барна, А. Залесский, В. Ковальчук, Р. Повар, Н. Мотько, И. Дудик, А. Токарчук.
В то же время в работах указанных авторов, а также в международных исследованиях по существу не рассматриваются вопросы «цифровизации» образования в контексте развития информационного общества. Вне поля зрения ученых остается методика выбора и использования электронных средств учебного назначения различных типов как действенного инструмента цифровой педагогики в дополнительном образовании школьников.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в исследовании особенностей, целей, инструментов и перспектив трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики.
Прежде всего, отметим, что ключевым ориентиром формирования и внедрения новой «цифровой» модели дополнительного образования является создание адаптивных и гибких педагогических условий с использованием последних достижений науки и техники, которые будут способствовать получению детьми дополнительных знаний, умений и навыков в соответствии с интересами, интеллектуальным и духовным развитием; подготовкой подрастающего поколения к активной профессиональной и общественной деятельности в условиях цифровой экономики путем формирования у них необходимых цифровых навыков и компетенций.
Главной предпосылкой трансформации модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики является тот факт, что представления об образовании, в целом, и, в том числе, о дополнительном до не давнего времени опирались на нормы и ценности ХХ века. В связи с этим в учебных заведениях, которые дают детям и подросткам дополнительное образование, помогают получить интересующие их знания и навыки, обеспечивают организацию содержательного досуга, обучающихся готовили к задачам прошлого, а не к новым вызовам общества, которые постоянно меняются [4]. Сегодня уже не подвергается сомнению тот факт, что молодежь должна быть подготовлена к своему будущему — интеллектуально и эмоционально и происходить это должно в корректных, благоприятных условиях.
Очевидно, что модель дополнительного образования в таких условиях нуждается в кардинальных трансформациях. В устаревших морально и физически спортивных школах, студиях, кружках, музыкальных центрах современные дети не хотят учиться, они теряют интерес к предметам, желание познавать и исследовать, а посещение дополнительных занятий превращается в скучную формальность.
Очевидно, что на базе учреждения дополнительного образования нецелесообразно и невозможно построить современную исследовательскую лабораторию, оснащенную дорогостоящим оборудованием или цифровую музыкальную студию. Собственно, этого и не требуется в рамках обучения школьников. Однако для того, чтобы ученики могли активно привлекаться к практической научной, инженерной, творческой и поисковой деятельности важным является вопрос использования современных программных и аппаратных средств. Примером практической реализации этого вектора приобретения информационно-цифровой компетентности является использование платформы Arduino и построение на ее основе простых, но достаточно качественных мини-экспериментальных комплексов [5].
Применение цифровых медиа в процессе обучения иностранному языку на дополнительных кружках предлагает многочисленные возможности для наглядности учебного материала. Аудио- и визуальное восприятие информации, эксперименты и проверка с использованием цифровых технологий позволяют разнообразить занятия и положительно влияют на мотивацию учеников. Благодаря цифровым компонентам индивидуальное и коллективное обучение вне школы приносит больше удовольствия, а учебный процесс становится наглядным.
Представляется, что значительный потенциал и широкие перспективы для развития и усовершенствовании дополнительного образования в процессе трансформации его концептуальной парадигмы на основе цифровых технологий имеют электронные учебники, виртуальные образовательные пространства и интерактивные помощники. В таблице 1 представлены некоторые примеры таких технологий и их краткое описание.
Таблица 1
Примеры современных цифровых технологий, которые могут быть использованы вдополнительном образовании школьников
Разработчик |
Содержание технологии |
Описание технологии |
iSpring |
Интерактивный и мультимедийный учебник с 3D моделями |
работает на ОС Windows, Android; не требует много памяти; имеет мультимедиа и интерактивные элементы; есть конструкторы тестов, уроков, педагогические игры для планшетов, анимация, видео, графика |
Mozaik education |
Интерактивная и мультимедийная среда |
работает как Интернет-приложение и может устанавливаться под Windows, интегрированная образовательная среда; образовательное ПО для интерактивной доски; к электронной версии сканируемого учебника можно автоматически добавлять интерактивные элементы; электронный классный журнал и учебно-информационная система, встроенная медиатека. |
Также по мнению автора, отдельного внимания заслуживают обучающие среды, которые предлагаются в рамках специальных программных пакетов, например, такие как Lab4Physics, Physics Virtual Lab и другие. Они позволяют учащимся на дополнительных занятиях проводить практические опыты и моделировать виртуальные физические процессы для лучшего понимания их [6]. Применение указанных технологий позволит воспитывать у ученика необходимые навыки и умения для получения информационно-цифровой компетентности. Также эти знания позволят школьнику легче интегрироваться в учебную среду учебного заведения, где современные технологии используются все чаще, особенно при изучении дисциплин естественно-математического цикла.
Отдельный акцент следует сделать на том, что в связи с трансформацией дополнительного образования, внедрением в учебный процесс цифровых технологий традиционная роль научно-педагогического работника также меняется. Современный преподаватель должен уметь выбирать и использовать ИКТ для обучения; организовывать сотрудничество и коммуникацию между участниками учебного процесса; проектировать электронные ресурсы в образовательную электронную среду; быть помощником для школьников, хорошо понимать и учитывать в учебном процессе их потребности и особенности, познавательные стили обучения, новые сервисы и инструменты для эффективного сотрудничества, коммуникации, владеть навыками 21 века.
Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Цифровизация общества и экономики, активное использование современных технологий во всех сферах жизни требуют изменения подходов к образованию в целом и к дополнительному образованию школьников в частности. На сегодняшний день актуальными являются задачи формирования у обучающихся необходимых цифровых компетенций и навыков, стимулирование их познавательного и исследовательского интереса путем внедрения информационно-образовательных сред, в которых и учителя, и ученики сотрудничают и формируют качественный образовательный контент. Перспективные цифровые технологии позволяют развивать в учреждениях дополнительного образования мультимедийные платформы, дают возможность учителям создавать собственные электронные образовательные ресурсы и использовать все возможности открытых образовательных электронных систем.
Литература:
- Uvarov A.Yu. Harnessing ICT to enhance provision of school education: the policy recommendations // Информатика и образование. 2019. № 2(301). С. 5–12.
- Канянина Т. И. Цифровая образовательная среда как фактор развития научно-образовательной и творческой деятельности в общеобразовательных организациях // Нижегородское образование. 2019. № 4. С. 4–11.
- Синельников И. Ю. Обновление образования в цифровую эпоху: вызовы, возможности, риски // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 4(64). С. 73–80.
- Шульмин С. А., Лутфуллин Ю. Р. Инновационные подходы в системе современного образования // Современное педагогическое образование. 2019. № 2. С. 25–30.
- Толстова О. С. Модернизация мировых систем образования на основе информационно-коммуникационных технологий // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 6A. С. 69–76.
- Уваров А. Ю. От компьютеризации до цифровой трансформации образования // Информатика и образование. 2019. № 4(303). С. 5–11.