В статье предлагается психодиагностическая процедура исследования личности, находящейся в трудной жизненной ситуации на предмет психологических ценностей, входящих в структуру смысла жизни. Описываемая методика позволяет специалисту совершать целенаправленную психотерапевтическую деятельность, а пациенту повышать уровень осознанности и ответственности.
Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, психологическая помощь, психологический запрос, методика исследования.
Если имеешь свое почему? жизни, то миришься почти со всяким как? — Человек стремится не к счастью...
Фридрих Вильгельм Ницше
Обращение к специалисту психотерапевтического профиля нередко сопровождается вопросом «Что?» (аналогично «Как?»), — «Что делать?». Воля человека стремиться отыскать недостающий элемент в цепи упорядоченного уклада жизни, который позволит вернуть все на круги своя, и тем самым избавит от участи слепого страдания, той меры страдания, которая понуждает обратиться за психологической помощью [1, 2, 3].
Методика исследования критического отношения личности к собственным психологическим ценностям выходит из традиции экзистенциально-гуманистической психологии — с помощью методики качественно диагностируются и исследуются такие психологические феномены личности как: смысл жизни, ценностные ориентиры, свобода, ответственность, гуманизм, другой, аутентичность и др. Также, с помощью методики анализируется самооценка личности в отношении способов реализации, той или иной психологической ценности.
- Психология смысла впрактической деятельности специалиста психотерапевтического профиля.
В приложении 1 представлен стимульный материал методики исследования критического отношения личности к собственным психологическим ценностям, в котором указывается алгоритм действия работы специалиста с пациентом/клиентом для удобства формулировки психологического запроса в логотерапевтическом ключе, также манипуляции, проводимые с бланком методики, направлены на повышение осознанности и ответственности клиента, находящегося в трудной жизненной ситуации. Под «психологической ценностью» мы подразумеваем любой психологический феномен, содержащийся в структуре заявляемой проблемы пациента/клиента, который побудил его обратится к специалисту психотерапевтического профиля. Методика, как верно указал Л. И. Новик, выступает «зеркалом» для личности пациента. Личность, поглощенная в реалии своей трудной жизненной ситуации, получает возможность обращаться к самой же себе в многообразии и неоднозначности своего способа существования, в динамике психолого-психотерапевтической работы. Такие манипуляции, проводимые клиентом с бланком, как самостоятельное указание причины обращения кспециалисту, уже приносит дополнительные дивиденды в работе: человек обозначает те границы, которые для него наиболее важны в актуальной жизненной ситуации, а тем самым указывается та область, в которой он необходимо должен что-то предпринять для корректировки своего психологического состояния. Работа с бланком методики позволяет отражать то, с чем все-таки готов работать сам клиент, а для специалиста представляется возможность регулировать область собственной психологической компетенции. Бланк методики предполагает в себе несколько строк заполнения (для первого этапа), без указания цифр, чтобы не провоцировать клиента на ограниченность заявляемой проблемы. Для первого этапа (I) заполнения бланка методики приемлемо 3–4 фразы/предложения для обозначения причины обращения за психологической помощью. То место, и та инструкция, предлагаемые в бланке, позволяют в некоторой степени ограничить форму выражения пациента. Следующий этап (II) включает всебя перевод психологического запроса клиента (предъявляемого обыденным языком) вобласть психологической компетенции. На данном этапе оформляется диалог, так как в инструкции указывается на необходимость обращения к специалисту (что само по себе уже ценно). Тут же может обнаружится и парадоксальность всей заявляемой психологической ситуации, быть диагностированы ценностные установки личности для последующей работы. На данном этапе первичная когниция (та, которая заявляется обыденным языком) перед тем, как конвертироваться с помощью специалиста в оформленный психологический запрос, необходима должна распасться на составляющие её конативные компоненты. Этот элемент психологической диагностики позволяет пациенту приблизить акт мышления с поведенческими компонентами, то есть производится некоторого рода «разведка реальности». После того, как изначальное когнитивное побуждение (оно может быть не одно, но и желательно не более трёх в контексте одной встречи) клиента конвертировалось в психологический запрос, от клиента требуется отметить «галочкой» оформленный психологический запрос, в знак согласия и готовности продолжить работу. Данный диагностический материал уже имеет огромное значение в дальнейшей работе. Этот подход с заполнением методики весьма формален (казалось бы, на первый взгляд), но он выполняет важную стратегическую функцию в психоконсультационном процессе и позволяет определить психологическую проблему, в рамках которой и будет проявляться гуманистический подход с его установками со стороны специалиста. Деятельность будет целесообразна, стремление будет исходить от «Зачем?" (от смысла). Феноменология будет обнаруживаться в конкретной привязке к психологической ценности пациента, побудителем которой будет «Зачем?". Встреча, приближающая человека с требованиями реальности, даёт возможность последующей планомерной коррекционной работы.
Третий этап (III) включает всебя заполнение тех самых «Что?" и «Как?", что есть продвижение к «Зачем?", тестируется их целесообразность. Они могут обозначаться не только пациентом самостоятельно, но и с помощью совместного «набрасывания идей» со специалистом (шуточные формы тоже приемлемы для отображения реального положения дел). Параллельно, указанным шкалам «Что?", располагаются шкалы «Как?" с измерительной возможностью самооценки вероятности реализации того или иного вида деятельности (0 % -100 %). Таким образом, происходит формирование реалистичного взгляда на актуальные психологические проблемы, позволяющего доступным образом проводить психотерапевтические мероприятия, в основании которых будет лежать рациональный подход к решению поставленных задач — легитимность чувств, безусловно, сохраняется. Внутри же рационального подхода процесс взаимодействия с пациентом может происходить традиционным психотерапевтическим путём.
- Рекомендации по применению «Методики исследования критического отношения личности ксобственным психологическим ценностям» (таблица 1).
Данная методика предназначается для решения следующих задач: помощь клиенту вформулировке запроса (запрос, который будет отвечать требованиям психологической компетенции); первичное обнаружение (диагностика) Зачем? перед вторичными Что?/Как?; регистрация психологических процессов вдинамике консультационных встреч, авместе стем иусловие для разделения ответственности между специалистом ипациентом.
Таблица 1
Область применения |
работа с личностью, находящейся в хронической трудной жизненной ситуации вне острой стадии |
Возрастной контингент |
желательный возраст применения методики от 18 лет и старше (допускаются случаи применения от 16 лет) |
Интенсивность предъявления бланка методики пациенту |
первые встречи — не чаще одного раза в неделю, при продолжительной психологической работе интенсивность предъявления стимульного материала снижается |
Предоставление ранее заполненных бланков клиенту при актуальных встречах |
6–8; 10–12 раз |
Ценные психодиагностические элементы, извлекаемые спомощью методики вдинамике психологической работы |
Усложнение, неоднозначность ранее предлагаемого психологического запроса; возникающие сомнения у пациента в отношении реалистичности надуманного; инсайты |
Противопоказания использование методики |
острые стадии кризисных состояний; психические состояния, требующие психиатрического вмешательства |
Приложение 1
Литература:
- Бинсвангер, Л. Экзистенциальный анализ. Пер. под ред. С. Римского. — 2. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014. — 272 с.
- Бьюдженталь, Д. Наука быть живым. Пер. с англ. А. Б. Фенько. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 336 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.