В статье представлен анализ текущего состояния автомобильного общественного транспорта в границах Ростовской агломерации.
Ключевые слова: общественный транспорт, автомобильный транспорт, подвижной состав, межмуниципальный маршрут, возраст подвижного состава.
Являясь «воротами» России в страны Черноморского и Прикаспийского бассейнов, Ростовская область обладает развитой транспортной инфраструктурой, представленной железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону.
Рис. 1. Автомобильные дороги Ростовской области
Транспортная инфраструктура региона является составной частью транспортных коридоров — Критских (№ 7) и трансконтинентального «Север-Юг».
Ростовскую область пересекают:
– автомагистраль «Дон»;
– железнодорожный путь Москва — Ростов — Кавказ;
– судоходный путь по реке из центра России в Чёрное и Средиземное моря;
– воздушный коридор Санкт-Петербург — Москва — Кавказский регион.
Общая протяженность автомобильных дорог Ростовской области составляет 35 тыс. км, в том числе:
– Дороги федерального значения — 690,3 км;
– Дороги регионального и межмуниципального значения — 7571,2 км;
– Дороги местного значения — 27099,9 км.
Пассажирские перевозки автомобильным транспортом являются самым массовым и доступным видом транспорта. По территории области проходит 665 междугородных и пригородных межмуниципальных автобусных маршрутов и около 150 межобластных маршрутов, соединяющих все муниципальные образования области общей протяженностью более 80 тыс. км. Автовокзалы и автостанции области объединены в единую сеть.
На рынке пассажирских транспортных услуг в Ростовской области осуществляют деятельность 195 транспортных предприятий различных форм собственности, парк которых составляет около 5000 единиц подвижного состава большой, средней, малой и особо малой вместимости: около 1700 автобусов большой вместимости, 146 троллейбусов, 136 трамваев. Также на маршрутах работают более 3000 автобусов малой и особо малой вместимости.
Текущее техническое состояние парка автобусного подвижного состава:
В соответствии с реестром межмуниципальных маршрутов регулярных автомобильных перевозок на территории Ростовской области определены количественные характеристики парка подвижного состава.
86 % автотранспортных предприятий, осуществляющих межмуниципальные перевозки, являются юридическими лицами, в том числе только 10 % — государственные или муниципальные. Преобладающую долю автоперевозчиков Ростовской области составляют коммерческие организации или индивидуальные предприниматели.
Таблица 1
Количественные характеристики парка подвижного состава межмуниципальных маршрутов
Форма собственности |
Количество перевозчиков |
Количество маршрутов |
Общая протяженность, км |
Количество ТС |
Класс ТС по вместимости |
|||
большой |
средний |
малый |
особо малый |
|||||
ИП |
25 |
91 |
12277 |
133 |
4 |
4 |
114 |
11 |
МУП, ГУП |
9 |
66 |
3873 |
105 |
9 |
23 |
73 |
0 |
ООО |
63 |
397 |
38905 |
1121 |
104 |
160 |
789 |
68 |
АО, ОАО, ЗАО |
5 |
67 |
6902 |
139 |
30 |
37 |
72 |
0 |
Перевозчик не определен |
44 |
8549 |
82 |
16 |
7 |
58 |
1 |
|
Рис. 2. Распределение перевозчиков по формам собственности
Рис. 3. Распределение парка транспортных средств по классам вместимости
Рис. 4. Распределение парка подвижного состава по классам вместимости в зависимости от формы собственности перевозчика
В соответствии с реестром максимальное количество транспортных средств, предназначенных для регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам, составляет более 1600 единиц. В таблице 2 и на рисунках 5–6 представлен анализ соответствия парка транспортных средств экологическим стандартам.
Таблица 2
Соответствие парка транспортных средств экологическим стандартам
Экологический стандарт |
Количество маршрутов |
Количество ТС |
Класс ТС по вместимости |
|||
Большие |
Средние |
Малые |
Особо малые |
|||
не установлено |
291 |
642 |
111 |
97 |
365 |
69 |
не ниже Euro-1 |
13 |
22 |
2 |
10 |
10 |
0 |
не ниже Euro-2 |
124 |
406 |
42 |
27 |
329 |
8 |
не ниже Euro-3 |
99 |
285 |
12 |
84 |
187 |
2 |
не ниже Euro-4 |
113 |
210 |
26 |
27 |
156 |
1 |
не ниже Euro-5 |
25 |
61 |
0 |
0 |
61 |
0 |
Итого |
665 |
1626 |
193 |
245 |
1108 |
80 |
Рис. 5. Распределение соответствия парка транспортных средств экологическим стандартам
Рис. 6. Распределение экологических стандартов транспортных средств по количеству маршрутов
Как видно из представленных материалов, стандарту Euro-5 соответствует только 61 автобус малой вместимости, что составляет 1 % общего количества транспортных средств. В тоже время, для 39 % автобусов не представляется возможным отнести их ни к одному существующему экологическому стандарту. Это объясняется, в частности, значительным возрастом используемого подвижного состава (рисунок 7)
Рис. 7. Средний возраст подвижного состава некоторых автотранспортных предприятий Ростовской области
Таким образом, средний возраст парка подвижного состава на автотранспортных предприятиях, допущенных к выполнению регулярных пассажирских перевозок по территории Ростовской области, составляет примерно 10,5 лет. На долю подвижного состава, имеющего возраст в диапазоне 10–15 лет, приходится 42 %. В тоже время доля «молодого» подвижного состава (до 15 лет) составляет 46 %, и это — основная часть автобусов, работающих в Ростовской области.
Учитывая, что наибольшая плотность перевозок, максимальные пассажиропотоки сосредоточены вокруг столицы Ростовской агломерации — Ростова-на-Дону и близлежащих городов (Аксай, Батайск), в этом районе наблюдается наибольший вред окружающей среде.