Ответственность налоговых органов и их должностных лиц в Республике Беларусь и Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 20.04.2020

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Борисенко, А. А. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц в Республике Беларусь и Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ) / А. А. Борисенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/306/69020/ (дата обращения: 18.12.2024).



Широко известным является тот факт, что налоги являются основным источником пополнения бюджета. В связи с этим обеспечение прав и законных интересов плательщиков в ходе процедур налогового администрирования выступает приоритетным условием формирования благоприятной налоговой обстановки в любой стране и, как следствие, экономического роста и развития, устойчивого пополнения бюджета и успешного выполнения государством своих политических, экономических и социальных функций. Нарушение законных прав и гарантий плательщиков влечет последствия не только для них самих, но и порождает причины для социального и политического напряжения в обществе, дискредитирует налоговые органы, как представителей государства в отношениях с налогоплательщиками.

Проблемы привлечения к ответственности налоговых органов и их должностных лиц давно привлекают внимание не только деятелей в сфере изучения проблемных моментов законодательства, но и конечно же непосредственно налогоплательщиков, которые нередко сталкиваются с нарушением своих прав в результате взаимодействия с контролирующими органами. На этом фоне, важное значение приобретает защита и соблюдение прав и законных интересы налогоплательщиков при осуществлении ими своих полномочий через органы публичного права.

Компенсация убытков, связанная с действиями (бездействием) налоговых органов и изданием ими ненормативных правовых актов, является вопросом особого значения для правоприменителей, поэтому правовые подходы относительно стабильны как на практике, так и в юридической литературе.

Однако, изучение вопросов ответственности налоговых органов и их должностных лиц в литературе к комплексному законодательному регулированию данного вопроса, соответственно, меры ответственности «растворены» в нормах гражданского, трудового, административного, уголовного законодательства не привело. Непосредственно понятие ответственности налоговых органах закреплено в Налоговых Кодексах Республики Беларусь и Российской Федерации.

Согласно ст. 35 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [4].

В силу же ст. 84 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам (иным обязанным лицам) вследствие своих незаконных решений, неправомерных действий (бездействия), а равно незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Причинённые убытки возмещаются в порядке, предусмотренном законодательством. За незаконные решения, неправомерные действия (бездействие) должностные лица налоговых и таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и (или) иную ответственность в соответствии с законодательством [3].

То есть, как мы видим, понятия, данные правовыми системами обеих стран, практически идентичны. То же можно сказать и о практике привлечения к ответственности налоговых органов.

В настоящий момент согласно п. 1.10 ст. 21 Налогового кодекса Республики Беларусь только непосредственно плательщик налогов, сборов (пошлин) вправе обжаловать решение налогового органа, действия (бездействия) их должностных лиц. То есть иные лица (к примеру, учредители организации либо её руководители), чьи права и законные интересы также могут быть нарушены, не вправе подать жалобу, чем их право на судебную защиту, предусмотренное Конституцией непосредственно нарушается. Таким образом мы видим, что данное положение противоречит Конституции Республики Беларусь [2].

Вместе с тем следует знать, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий налоговых инспекций и органов налоговой полиции по обращению взыскания недоимок на имущество либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Соответственно нанесение вреда должно быть документально подтверждено. Вред возмещается за счет средств соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ) [1]. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган юридическое лицо или гражданина. Такая же ситуация просматривается и в практике Республики Беларусь.

Тема ответственности налоговых органов и их должностных лиц, хотя и не рассматривается в качестве приоритетного вопроса в теории права, имеющего глубокую проблематику, но считается актуальной и практически крайне значимой для защиты прав и законных интересов плательщиков налогов. Об этом нам говорит не только правоприменительная практика, но и достаточное количество литературных источников. Понимание вопросов ответственности налоговых органов и их должностных лиц, понимание значимости данных вопросов, приведет к необходимому балансу юридического понимания и применению приемлемых мер ответственности к налоговым органам за проявления нарушений законных интересов налогоплательщиков.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс]: 26 янв. 1996 г., № 14-ФЗ: принят Гос. Думой 22 дек. 1995 г.: в ред. Федер. закона от 18.03.2019 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2020.
  2. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. и 17 окт. 2004 г. — 10-е изд., стер. — Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2020. — 62 с.
  3. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) [Электронный ресурс]: 19 дек. 2002 г., № 166-З: принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2020.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Электронный ресурс]: 31 июля 1998 г., № 146-ФЗ: принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г.: в ред. Федер. закона от 01.04.2020 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): орган, Беларусь, Российская Федерация, лицо, ответственность, бездействие, действие, Налоговый кодекс Республики, законный интерес налогоплательщиков, юридическое лицо.


Похожие статьи

Судебная практика обжалования действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц: анализ, правовая характеристика

Сравнительно-правовая характеристика института ОСАГО в Российской Федерации и в Республике Беларусь

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Теоретические аспекты взимания НДФЛ в России и зарубежных странах

Сравнительный анализ осуществления контрольной функции представительным органом государственной власти в России и зарубежных странах

Организационные аспекты риск-менеджмента в банках Республики Беларусь

Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и пути их решения

Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ

Виды и особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: теоретические аспекты

Исторические аспекты становления и развития правового регулирования земельных участков в России

Похожие статьи

Судебная практика обжалования действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц: анализ, правовая характеристика

Сравнительно-правовая характеристика института ОСАГО в Российской Федерации и в Республике Беларусь

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Теоретические аспекты взимания НДФЛ в России и зарубежных странах

Сравнительный анализ осуществления контрольной функции представительным органом государственной власти в России и зарубежных странах

Организационные аспекты риск-менеджмента в банках Республики Беларусь

Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и пути их решения

Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ

Виды и особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: теоретические аспекты

Исторические аспекты становления и развития правового регулирования земельных участков в России

Задать вопрос