В 195 статье действующего Трудового кодекса РФ дано определение таких терминов как «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» [1]. Однако, раньше такой термин как «профессиональный стандарт» полностью отсутствовал в нашем законодательстве, что и мешало созданию и реализации их на практике.
Профстандарт для нанимателя считается основой для установления определённых требований по исполнению трудовых обязанностей и функций сотрудника с учётом специфических особенностей и деятельности определённой организации.
В последние несколько лет появилась проблема, когда молодой выпускник ВУЗа имеет определённые профессиональные компетенции, но работодателю необходимы абсолютно другие. Поэтому для разработки федеральных программ в сфере образования необходимо руководствоваться положениями уже утвержденных правительством профессиональных стандартов, соответствующих образовательным направлениям подготовки.
Рассмотрим две ступени высшего профессионального образования — бакалавриат и магистратура в России по специальности «Инноватика»
Бакалаврская программа подразумевает следующие направления профдеятельности:
- Инновационное развитие страны, отдельных регионов;
- А также отрасли и отдельно взятые организации, то есть:
– процессы связанные с инновационными преобразованиями;
– управление инновационной деятельностью;
– нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности;
– инфраструктура инноваций и нововведений;
– инновационное предпринимательство;
– экономическое и финансовое обеспечение инновационной деятельности;
– маркетинг в инновационной деятельности;
– разработка и реализация инноваций;
– развитие инноватики как области для научно-технической деятельности.
Объектами для профессиональной деятельности выпускника-бакалавра являются:
– инновационные проекты, направленные на создание конкурентоспособных производств и товаров;
– инновационные проекты для реинжиниринга бизнес-процессов;
– инновационное развитие малого и среднего бизнеса;
– программы инновационного развития территории;
– теоретические основы инноватики;
– развитие инноватики как науки;
– инноватика как область научно-технической деятельности;
– инновационные технологии в сфере обучения.
Бакалавр инноватики может выполнять следующие о виды профдеятельности:
– производственно-управленческая;
– экспериментально-исследовательская.
Выпускники-бакалавры по направлению подготовки «Инноватика» способны адаптироваться ко всем видам деятельности, основывающиеся на системном анализе, моделировании процессов, автоматизированном управлении и применении других информационных технологий [4].
Магистерская программа подразумевает следующие направления профдеятельности:
- Научно-исследовательская
– Уметь разработать и/или выбрать определенную технологию для выполнения научного исследования, а также определить издержки на его организацию;
– умение применять советующие инструменты при выполнении анализа полученных итогов научного эксперимента;
– уметь отразить итоги своих научных изысканий на конференциях, а также в печатных изданиях
– уметь критически оценивать ситуацию и современные проблемы в сфере инноватики, а также ставить цели, находить пути решения задач;
– уметь интерпретировать, использовать, а также представлять итоги научной деятельности.
- Научно-педагогическая
– уметь создавать, использовать, модернизировать и адаптировать в образовании инновационные технологии;
– уметь проводить учебные занятия, а также руководить работой студентов.
- Организационно-управленческая
– для коммерциализации результатов научных разработок суметь выбирать выгодную технологию;
– умение организовывать работу творческого коллектива для достижения поставленных целей, находить и применять решения по части управления, оценивать эффективность, качество труда, а также издержки и результаты деятельности целого коллектива;
– умение дать объективную характеристику экономического потенциала инноваций, а также определить уровень затрат для реализации научно-исследовательского проекта;
– уметь определить и выбрать оптимальное решение в процессе создании инновационной продукции с учётом следующих требований: по качеству, стоимости производства, сроков выполнения, конкурентоспособности на рынке и экологической безопасности для человека и окружающей среды;
– способность рассчитать и составить технико-экономическое обоснование, разработать планы различного вида по организации инновационной деятельности в научно-производственных подразделениях организации.
Выпускники, в сфере инноватики которые освоили программу магистратуры получают возможность работать в следующих областях:
– Инновационное развитие регионов, предприятий;
– внедрение инновационных технологий;
– развитие инфраструктуры по инновационному пути;
– информационное обеспечение инноваций и инновационной деятельности;
– финансовое обеспечение деятельности по разработке инноваций;
– нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности.
Объектами профдеятельности выступают:
– процессы, связанные с инновациями и инновационной деятельностью;
– программы для инновационного развития различных субъектов;
– подготовка кадров в сфере инновационной деятельности;
– образовательные технологии инновационного характера.
Для выпускников, освоивших магистерскую программу по специальности «Инноватика» в Федеральном государственном образовательном стандарте представлены следующие компетенции к получению:
- универсальные:
– наличие критического и системного мышления: используя системный подход выпускник-магистр может осуществлять критический анализ, и, помимо этого, разрабатывать стратегию действий;
– разработка и реализация проекта: выпускник-магистр может управлять проектами учитывая их особенности на всех этапах жизненного цикла;
– командная работа и лидерство: выпускник-магистр для достижения поставленной цели, может организовать работу коллектива, а также руководить ею, помимо этого, может сформировать командную стратегию;
– коммуникация: для использования в академическом, а также в профессиональном взаимодействии выпускник-магистр активно применяет современные технологии и технические разработки в целях коммуникации на русском и/или иностранном языках;
– межкультурное взаимодействие: во время процесса взаимодействия между разными культурами выпускник-магистр способен учитывать специфические особенности этих культур анализировать их;
– самоорганизация и саморазвитие: основываясь на собственном анализе самооценки выпускник-магистр может определять приоритетные направления для своей деятельности и реализовывать их, а также выявить способы для их совершенствования.
- общепрофессиональные компетенции:
– умение анализировать: на основе полученных знаний в сфере управления в технических системах способность их анализировать, а также выявлять естественно-научную сущность проблем;
– формулирование задач и методов решения: для решения задач в технических системах умение ставить цели, формулировать задачи и обосновывать способы их решения;
– самообразование в профессиональной сфере: для решения задач и проблем различной сложности, связанных с управлением в технических системах умения получать новые умения, знания и навыки самостоятельно;
– оценка эффективности результатов деятельности: выпускник для оценки эффективности внедрения управленческих систем в производственные, а также в непроизводственные сферы способен самостоятельно сформировать критерии для оценки для дальнейшего применения;
– анализ научно — технической информации: с использованием имеющегося опыта как отечественного, так и зарубежного в областях построения экосистем и управления инновациями, выпускник-магистр умеет самостоятельно собирать и анализировать информацию;
– обоснование решений: для применения в инновационных системах субъектов различного уровня умение выбирать решения аргументированно и объективно;
– выполнение экспериментов: выпускник умеет с помощью современных технических и информационных средств выполнять эксперименты и исследования на субъектах с применением установленных методик;
– решение профессиональных задач: для решения задач в профессиональной сфере выпускник способен использовать полученные знания в сфере истории и философии нововведений, а также с применением математических моделей, методов и компьютерных технологий;
– руководство коллективом: толерантное восприятие в коллективе культурных, и социальных различий, а также конфессиональных и этнических для эффективного руководства.
- профессиональные компетенции:
– профессиональные компетенции выпускников-магистров формируются на основе утверждённых профессиональных стандартов, которые в случае наличия соответствуют профессиональной деятельности магистров [3].
По состоянию на начало 2020 г. в реестре профессиональных стандартов имеется три стандарта так или иначе связанных с инновациями. Все три стандарта разработаны «РОСНАНО». В 2011-м году было образовано публичное акционерное общество «РОСНАНО» путём реорганизации госкорпорации «Российская корпорация нанотехнологий»
Госкорпорация занимается инвестированием напрямую, в проекты преимущественно высокотехнологичные, а также через различные инвестиционные фонды, которые применяют нанотехнологии для обеспечения развития инновационный производств по всей территории нашей страны. Тем самым осуществляя государственную политику, направленную на развитие наноиндустрии в Российской Федерации.
Эти профстандарты затрагивают следующие виды профдеятельности:
– стандартизация инновационной продукции наноиндустрии;
– испытания инновационной продукции;
– оценка и обеспечение безопасности инновационной продукции наноиндустрии.
Профессиональные стандарты имеют технический характер с точки зрения профессий, которые в себе содержат, то есть в них присутствуют: инженеры-химики, инженеры-физики, инженеры промышленности и в производстве, инженеры в других отраслях. Также во всех этих трёх стандартах есть специалисты в области техники, которые не входят в другие группы. Эта группа довольно обширна. В неё могут входить: инженер по материаловедению, инженер по работе с атомной энергией, инженер по медицинскому оборудованию, инженер по стандартизации, инженер по технике безопасности, инженер по морским спасательным операциям и так далее.
В 2004-м году был утверждён профстандарт для профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сфере» [2].
Основными направлениями для деятельности работника являлись: разработка предложений, а также подготовка материалов для управления инновационной деятельностью в организации:
– ведение переговоров и сотрудничества с партнёрами на рынке инновационных продуктов и технологий;
– выработка мероприятий, связанных с продвижением на рынок нового инновационного продукта;
– исполнение мероприятий для продвижения на рынок инновационного продукта;
– сбор актуальной правовой информации о рынке инновационной продукции;
– анализ информации о рынке инновационной продукции.
Направления профессиональной деятельности в образовательных стандартах сильно отличаются от видов профессиональной деятельности в профессиональных стандартах. Если в профессиональных стандартах деятельность имеет более техническую сторону, то в образовательном стандарте деятельность имеет склонность к экономике. То есть можно утверждать, что образовательные стандарты по инноватике носят более управленческий характер нежели профессиональный стандарт связанные с инновационной деятельностью. После 2006 г. когда был отменён профессиональный стандарт, который отвечал требованиям образовательного стандарта по направлению «Инноватика», профессий ранее перечисленные входящие в профессиональный стандарт стали именоваться просто — менеджер. Другими словами, на начало 2020 г. отсутствует профессиональный стандарт, который мог бы регламентировать и контролировать профессиональную деятельность выпускников бакалавриата и магистратуры по специальности «Инноватика».
С учётом этого и специфических особенностей инноватики и инновационной деятельности можно предложить следующее пути решения:
– законодательно закрепить понятие инноватика и дать ему определение;
– разработать и утвердить единый профессиональный стандарт, который бы соответствовал образовательному стандарту по инноватики;
– определить и сгруппировать профессии которые могут входить в сферу инноватики при этом не затрагивать техническую составляющую.
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 06.12.2020).
- Постановление Минтруда РФ от 05.03.2004 N 34 «Об утверждении профессионального стандарта по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=331838#05522291079285978 (дата обращения: 11.12.2020).
- Приказ Минобрнауки России от 30.10.2014 N 1415 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 27.04.05 Инноватика (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2014 N 34983). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171759/ (дата обращения: 10.12.2020).
- Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 N 1006 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 27.03.05 Инноватика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2016 N 43452). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203985/ (дата обращения: 10.12.2020).