В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с дистанционным образованием в сфере естественных наук.
Ключевые слова: педагогический процесс, профессиональное образование, система образования, дистанционное обучение, информатика.
This article discusses issues related to distance education of the natural sciences.
Key words: pedagogical process, professional education, education system, distance learning, computer science.
В настоящее время дистанционное образование (ДО) переживает бурное развитие. Множество людей во всем мире рассматривают его в качестве альтернативы очной форме обучения при получении второго дополнительного образования, при повышении квалификации или при переквалификации, а, зачастую, даже выбирают его в качестве способа получения первого базового высшего образования [4]. В подтверждение этого следует упомянуть, что в августе 2005 года произошло знаменательное событие в мировой практике применения ДО — впервые в мире количество студентов, обучающихся по дистанционной форме, превысило количество студентов, обучающихся очно. В частности, численность студентов, обучающихся по программам открытого дистанционного образования, составила 100 миллионов человек, в то время как количество «традиционных» студентов на тот момент времени равнялось примерно 97 миллионам. Сразу заметим, что противопоставление очного образования и дистанционного не совсем корректно, так как дистанционная форма — это всего лишь технология, применяемая при обучении. Сложившаяся на сегодняшний день практика показывает, что многие российские вузы, предлагающие своим студентам возможность обучаться дистанционно, в случае успешного прохождения всех этапов обучения выдают выпускникам дипломы очной формы обучения.
Сегодня система высшего образования как сложная социально-экономическая подсистема общества находится в активном поиске новых форм и механизмов своей организации. Их становление обусловлено не только развитием образовательных интересов общества, различных слоев и групп населения, но и тенденциями экономической организации хозяйственной жизни общества в целом.
Сравнивая учебный процесс в 50-х и 60-х годах XX века и начале XXI столетия необходимо подчеркнуть следующее. В 50-х годах он был стандартным, консервативным, очень надежным, практически без использования перспективных технологий как инструментов (за исключением физики, инженерных специальностей и медицины, где нельзя было игнорировать практику демонстрации устройств и механизмов). С 60-х годов, времени возникновения новых технологий, начинается процесс их использования в образовании. В настоящем столетии не только разрабатывается третье поколение образовательных технологий — мировое сообщество стоит перед необходимостью совершенствования организационного, управленческого и финансового обеспечения всего образовательного процесса.
В инновационной стратегии педагогического процесса в профессиональном образовании существенно возрастает роль ректора ВУЗа, деканов и преподавателей естественных наук как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения естественным наукам: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических процессов остается за преподавателями естественных наук. С внедрением в учебный процесс современных технологий преподаватели естественных наук все более осваивают функции консультанта, советчика. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, т. к. в профессиональной деятельности педагога реализуются не только специальные, предметные знания в области педагогики и психологии. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций (новшеств, изменений). Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого ВУЗа таковы, что они не зависят от того дневная ли это форма обучения, или заочная, или удаленная. Если знания, весь учебный материал, вся его дидактическая составляющая оформлены и находятся в формализованном виде, в компьютерах, то все равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в аудиторию (соответственно оснащенную), то ли находящемуся за пределами учебного заведения пользователю. Мировая телекоммуникационная инфраструктура дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения естественных наук, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Дистанционное обучение естественным наукам вошло в ХХI век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов. Обучение предмету дистанционно предназначалось для студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, основной задачей Лондонского университета, организованного в 1836 году, является помощь и проведение экзаменов на получение аттестатов, степеней для студентов, не посещавших обычные учебные заведения [1]
Система обучения естественных наук на базе одного университета для студентов обучающихся не стационарно (oncampus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т. е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (offcampus). В новом университете Южного Уэльса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение естественным наукам. Сотрудничество нескольких учебных заведений в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая, и программа «Содружество образовании» в Британии, которая договорилась об организации сети дистанционного обучения иностранным языкам для всех стран содружества. Автономные образовательные учреждения, созданные для целей ДОЕН (дистанционного образования естественным наукам) в США в Национальном технологическом университете (штат Колорадо) готовит студентов по различным специальностям. На данном этапе исследования представляется целесообразным рассмотреть интегрированные факторы, такие как технологический, который определяется информационными технологиями, используемыми для разработки, доставки, поддержки учебных курсов и учебного процесса естественным наукам в целом; педагогический определяющийся набором методов и приемов, применяемых в ходе учебного процесса естественным наукам; организационный, характеризует специфику организационной структуры образовательного учреждения дистанционного обучения. «Идеальная модель» ДОЕН включает в себя интегрированную среду, с вариантным определением роли различных компонент — технологических, организационно — методически. Перечень основных технологий, применяемых в университетах ДОЕН, конечно же не означает, что какая-то конкретная модель должна характеризоваться применением лишь одной из них. Мультимедиа — подход, основанный на использовании нескольких взаимодополняющих информационных технологий, представляется наиболее эффективным в области образования естественных наук. Используемые сегодня технологии ДОЕН можно разделить на 1. неинтерактивные (печатные материалы, аудио-видео-носители); 2. средства компьютерного обучения естественным наукам (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа); 3. Видео конференции — развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.
В интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые могут быть доступны посредством телекоммуникаций. Используя эти ресурсы, разработчики курсов могут поддерживать локальные базы данных, как для студентов, так и для преподавателей естественных наук. Так, в MurdochUniversity каталог библиотечных услуг, которые доступны через Интернет, насчитывает более 70 страниц. Студенты и преподаватели естественных наук Государственного университета Огайо имеют доступ к 9 главным библиотекам и целому ряду баз данных через Интернет [2] Пользователи CompuServe имею доступ к таким базам данных как Academic American Encyclopedia, Dissertation Abstracts, ERIC, Magazine Database Plus, Peterson’s College Database. Компьютерно — опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения естественным наукам, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы. Таким образом, мы понимаем, что на смену прежней модели обучения естественным наукам должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения — учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — сотрудничество. Дистанционное образование естественным наукам открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям естественных наук позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
Литература:
- Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Дистанционное обучение на пороге ХХI века. — Ростов-на-Дону: «Мысль», 1999. –С.368.
- www.dist-edu.ru; www.hse.ruwww.ui.usm.ru. Кларин М. В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. — М.: «Наука», 1997. –С.398.