На
обложке изображен Николай Николаевич
Поликарпов (1892–1944), русский и советский авиаконструктор.
Николай
Поликарпов был родом из села Георгиевское Ливенского уезда Орловской губернии.
До его рождения много поколений Поликарповых посвятили свою жизнь церкви,
поэтому юному Николаю, вероятнее всего, предстояло продолжить семейную традицию
и стать священнослужителем. Закончив Ливенское духовное училище,
Поликарпов начал учиться в Орловской семинарии, которую, однако, не
закончил: сдав экстерном экзамены за курс гимназии, он поступил на механическое
отделение Санкт-Петербургского политехнического института, а позже,
увлекшись авиацией, занимался на воздухоплавательных курсах при
кораблестроительном отделении института.
После
его окончания Поликарпов устроился на работу в авиационное отделение
Русско-Балтийского вагонного завода. Его непосредственным руководителем был сам
Игорь Сикорский. Под его началом Поликарпов участвовал в создании легендарного
самолета «Илья Муромец» и проектировании истребителей РБВЗ. На заводе
«Дукс», где Поликарпов руководил техническим отделом, был создан первый
отечественный истребитель И-1, ставший первым в мире истребителем:
свободонесущим монопланом. Чуть позже под руководством Николая Николаевича был
спроектирован самолет-разведчик Р-1.
В
1929 году Поликарпов был арестован ОГПУ. Ему предъявили обвинение в «участии
в контрреволюционной вредительской организации». Виновным себя Поликарпов
не признал, после недолгого следствия его перевели в Бутырскую тюрьму, где
собрали всех заключенных авиаспециалистов, и как «социально чуждого элемента»
без суда приговорили к смертной казни. Два месяца авиаконструктор ждал
исполнения приговора в камере. Затем его перевели в «шарашку» — закрытое
конструкторское бюро, организованное непосредственно в Бутырской тюрьме,
и предложили «загладить вину» ударным трудом на благо родины. Здесь,
в тюрьме, вместе с конструктором Дмитрием Григоровичем и целым
рядом других «вредителей» они создали, например, самолет И-5, который стал
основным истребителем ВВС Красной армии и использовался вплоть до 1943
года. Дело в отношении Николая Поликарпова было прекращено только в 1956
году — через 12 лет после смерти конструктора.
Удивительно,
но в подобной обстановке Поликарпову удавалось не просто работать, но
и создавать лучшие для своего времени машины. Всего за двадцать с небольшим
лет конструктор разработал почти полсотни надежных истребителей, мощных
бомбардировщиков и торпедоносцев. Благодаря этим самолетам конструктор
навсегда вошел в историю авиации. В кругу коллег Николая Поликарпова
называли «королем истребителей».
Самолет
первоначального обучения У-2 стал самым знаменитым шедевром Поликарпова. Биплан
получился достаточно легким (660 кг) и дешевым в производстве.
Скоростными качествами он действительно не отличался (максимум — 150
км/ч), но про его устойчивость ходили легенды. Например, такая: однажды, чтобы
пролететь между двумя близко стоящими березами, Валерий Чкалов развернул У-2
почти на 90 градусов. У-2 стал одним из самых массовых самолетов мира: его
выпустили в количестве около 35 тысяч экземпляров. Во время войны он
использовался в качестве и ночного бомбардировщика, и штурмовика,
и санитарного самолета.
В
1939 году был направлен в командировку в Германию. Николая Николаевича не было
всего месяц, но за это время его КБ фактически расформировали. В новое
подразделение — под руководством Артема Микояна — перевели лучших конструкторов
Поликарпова, а также передали проект истребителя И-200 (будущий МиГ-1),
созданный Поликарповым перед самой поездкой.
Вернувшись
из командировки в Германию, конструктор получил в свое распоряжение
лишь старый ангар на окраине Ходынки, именуемый на бумаге «государственным
заводом № 51». Но даже на этом фактически пустом месте Поликарпов сумел
создать полноценное конструкторское бюро, ставшее впоследствии опытным заводом
имени П. О. Сухого. Именно здесь были разработаны самолеты ИТП,
ТИС, боевой десантный планер (БДП, МП), ночной бомбардировщик НБ, а также
лучшие опытные истребители Второй мировой войны — И-180 и И-185.
Однако
гибель народного героя Чкалова на испытаниях И-180 в 1938 году, а также
неудачи с внедрением в серию И-185 подорвали доверие к Поликарпову
у руководства ВВС и наркомата авиационной промышленности, интриги
высокопоставленных недоброжелателей добавили негатива. Сначала на протяжении
года ему не давали возможности оснастить машину нужным двигателем. Потом на
протяжении еще двух лет мешали проведению испытаний. И наконец, просто
дезинформировали Сталина, который должен был принять окончательное решение относительно
судьбы этих самолетов. Верховному главнокомандующему доложили, что испытания
И-185 на дальность полета якобы не проводились. В результате самым
серийным истребителем стал Як-9. А Поликарпову в качестве утешения
дали за И-185 вторую Сталинскую премию.
Одновременно
с работой в конструкторском бюро Поликарпов являлся профессором
и заведующим кафедрой проектирования самолетов в Московском
авиационном институте, а также был избран депутатом Верховного Совета
I созыва. Награжден многими государственными наградами.