Автор раскрывает проблемы назначения уголовного наказания и принудительных мер медицинского характера лицу, больному наркоманией, а также вопросы исполнения такого судебного акта.
Ключевые слова: принудительные меры медицинского характера, назначение наказания, наркомания.
Вопросы применения мер медицинского характера лицу, признанному больным наркоманией, при назначении ему уголовного наказания, являются актуальными и по сей день. Автор считает, что в настоящее время принудительные меры медицинского характера в отношении больных наркоманией, которые в зарубежном уголовном праве именуются мерами безопасности и направлены на устранение опасного состояния лица, совершившего либо способного совершить общественно опасное деяние, не могут выступать в качестве эффективного средства профилактического воздействия.
Чтобы в нашем государстве назначенные меры медицинского характера являлись эффективными и носили профилактический характер, необходимо изучить вопросы фактического осуществления лечения, его проблемы и относительные положительные стороны.
Активный рост потребления не только среди взрослых, но и среди детей и подростков курительных смесей – синтетических каннабиноидов (в том числе, снюсов) является серьезной предпосылкой для принятия государством довольно жестких мер контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также для применения мер принудительного лечения лиц, больных наркоманией.
В Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) термин «наркомания» мало употребляется, а в адаптированной для использования в России версии МКБ-10 наркомания входит в диагноз «синдром зависимости», а интоксикация при наркомании в диагноз – «острая интоксикация».
Соответственно, первоначальная проблема назначения наказания лицу, признанному больным наркоманией в порядке ст. 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – «УК РФ») исходит из субъектного состава лиц, которым государство может назначить принудительное лечение.
Положения ст. 72.1 УК РФ могут быть применимы только в отношении лиц, больных наркоманией. Факт заболевания устанавливается исключительно экспертным путем, которая проводится при наличии признаков наркомании –систематического употребления наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров [1].
Если выводы эксперта подтвердят лишь факт употребления подозреваемым и обвиняемыми наркотиков с вредными последствиями, но диагноз не подтвердится, то положения ст. 72.1 УК РФ применены быть не могут.
Однако ограниченное применение указанной нормы в части субъектного состава не позволяет в большей степени искоренить проблему роста употребления наркотиков и наркомании, поскольку для развития наркомании как заболевания характерно фазное течение с наличием в своей структуре поэтапно формирующихся синдромов:
– синдром измененной реактивности;
– синдром психической зависимости;
– синдром физической зависимости;
– синдром последствий хронической наркотизации.
Вместе с тем, при проведении экспертизы эксперт может указать лишь тот факт, что обвиняемый, подозреваемый употребляет наркотические средства и психотропные вещества.
В таком случае, лицу, который употребляет наркотики, никакие принудительные меры медицинского характера не применяются, и, по сути, он остается наедине со своей наркотической зависимостью и с полным отсутствием профилактики.
Автор считает, что такое ограничение идет в разрез с целями госполитики в области развития наркологической медицинской помощи больным, изложенным в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020, утвержденной указом Президента РФ от 09.06.2010 №690 [5].
До настоящего времени механизм обеспечения принудительного лечения медицинской и социальной реабилитации не определен должным образом.
Таким образом, мы видим еще одну проблему – отсутствие слаженного механизма обеспечения принудительного лечения и реабилитации осужденного в случае его нежелания исполнять обязанность, возложенную приговором суда.
Федеральным законом от 07.12.2011 №420-ФЗ в Уголовно-исполнительный кодекс введена ст. 178.1 о контроле за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания, при этом изменений, регламентирующих деятельности уголовно-исполнительной системы по принудительному лечению, медицинской и социальной реабилитации, не внесено [2].
Стоит отметить, что осужденные при оказании им медицинской помощи пользуются правами пациентов, перечисленными в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан», других федеральных законах и нормативных правовых актов. При этом ответственность осужденного за неисполнение обязанностей по прохождению принудительного лечения установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Так, уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, на которое судом возложены такие обязанности в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9.1 КоАП РФ [3].
Контроль за исполнением обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осуществляется должностными лицами уголовно-исполнительной инспекции без изоляции от общества, а также меры пресечения в виде домашнего ареста [4].
При этом, должностные лица уголовно-исполнительных инспекций при выявлении фактов, указывающих на фактическое уклонение осужденного от обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию, направляют сведения об обнаруженных фактах должностному лицу, уполномоченному возбуждать дело об административном правонарушении.
Из смысла нормы ст. 28.1, ст. 28.3 КоАП РФ указанные обстоятельства являются основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.9.1 КоАП РФ, должностным лицом органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. При этом, протокол об административном правонарушении может быть возвращен судом в соответствии с ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, если его составит должностное лицо уголовно-исполнительной инспекции, так как последний неправомочен.
И это весь механизм обеспечения организации лечения от наркомании.
Таким образом, механизм контроля за исполнением предписания суда, возлагающего на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании, недостаточно урегулирован. Одно лишь установление административной ответственности за уклонение от прохождения лечения от наркомании не обеспечивает полное исполнение судебного акта, поскольку цель наказания, определенная в уголовно-процессуальном законодательстве, не достигается.
Следовательно, необходимо разработать механизм достижения цели уголовного наказания, а именно лечения осужденного, признанного больным наркоманией и медицинской (социальной) реабилитации и профилактики рецидива.
Уголовно-исполнительная инспекция являясь ответственной за исполнение решения, должна решить вопрос о выборе конкретных учреждений здравоохранения для прохождения курса лечения и реабилитации, а затем выдать направление осужденному для прохождения курса лечения и реабилитации.
Вместе с тем, никакого соглашения о межведомственном взаимодействии по вопросу исполнения судебного акта о применении принудительных мер медицинского характера лицу, больному наркоманией, между службой исполнения уголовного наказания и Министерством здравоохранения Российской Федерации не имеется.
При условии слаженной работы уголовно-исполнительной системы, а также системы здравоохранения, результат от исполнения предписания судьи, согласно которому осужденный должен пройти курс лечения и реабилитацию, должен быть эффективным.
Также стоить отметить, что под «реабилитацией больных наркоманией» понимается комплекс мероприятий медицинского, психологического и социального характера, направленный на полное, а в иных случаях, частичное восстановление нарушенных из-за наркомании функций пораженного органа, или же психологического и психического состояния, компенсацию утраченных функций, а также максимально возможное восстановление социальных навыков.
Таким образом, автор считает, что при слаженной работе органов государственной власти с министерствами и ведомствами, лечение лиц, больных наркоманией, окажет положительное воздействие на результат в целом.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерацииот 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020);
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2019);
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020);
- «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016);
- Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020»;
- "Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (постатейный) (Афанасьева О.Р., Бадальянц Э.Ю., Болотин В.С., Грибанов Е.В., Шиян В.И., Щербаков А.Д., Беляев М.А., Вяземская А.А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)
- О научных исследованиях, направленных на реализацию предупредительных (профилактических) функций органов внутренних дел (Зайцев И.А.) ("Административное право и процесс", 2019, N 8)