В статье автор сформировал этапы построения личного бренда и рассмотрел способы его монетизации.
Ключевые слова: личный бренд, персональный бренд, продвижение, блог, социальные сети.
Специалисты в постоянном поиске инструментов, которые мотивируют аудиторию потреблять товар и услуги. На сегодняшний день таким инструментом стал брендинг, поскольку основная цель бренда — это воспитание доверия у аудитории, которое способствует покупке товара или услуги. Сильный личный бренд помогает потребителю дополнительно приобретать положительные эмоции и впечатления, которые приходят с покупкой товара под именем бренда. Андрей Рябых выделял категории личностей, которым нужен персональный бренд: наемный работник, предприниматель, чиновник и эксперт [3].
Где искать целевую аудиторию? В поиске канала для взаимодействия с аудиторией именно социальные сети открывают широкий спектр возможностей.
Выстраивание бренда требует систематической работы над блогом, мониторинг рынка, временных и финансовых вложений. Выстроим этапы по построению персонального бренда и рассмотрим способы его монетизации.
- Проводим аудит текущего положения.
Во-первых, необходимо проанализировать исходные данные личности, для которой формируется бренд, а именно, внешние, профессиональные, коммуникативные показатели и характеристику личностных особенностей. После объективно оцениваем текущее состояние.
Во-вторых, проводим анализ конкурентной среды. На регулярной основе совершаем мониторинг ресурсов конкурентов и оцениваем их публичную деятельность с положительной и отрицательной стороны.
Таким образом, после аудита делаем выводы о сильных и слабых текущих показателях личного бренда, чтобы приступить к планированию точек роста и дальнейшую оптимизацию слабых сторон.
- Формулируем цели создания личного бренда и публичную миссию.
На этом этапе отвечаем на вопросы: Какой мы видим бренд? Зачем личный бренд нам нужен? В зависимости от цели будут формироваться характеристики личного бренда и инструменты по его продвижению.
- Планируем личное и профессиональное развитие.
На первом этапе были выявлены слабые стороны личного бренда, чтобы запланировать программу обучения по расширению компетенций. По мнению Игоря Манна, устойчивому личному бренду необходимы профессиональные результаты и творческое своеобразие, чтобы получить признание аудитории [2]. Профессиональными достижениями принято считать: проектную работу (мероприятия, конференции и пр.), карьерные достижения, награды, дипломы и свидетельства признания заслуг.
Следует развивать любые компетенции, которые могут понадобиться для усиления значимости персонального бренда. Игорь Манн отмечал важность личного развития и выделял личные качества и навыки, которые следует развивать для роста значимости бренда [2].
Личные качества и навыки, которые являются основополагающими для усиления влияния персонального бренда:
1) умение вести переговоры;
2) умение выступать публично;
3) грамотность в письме и речи;
4) креативность;
5) тайм-менеджмент;
6) умение делегировать;
7) умение мотивировать других и себя;
8) умение принимать новое и изменения;
9) умение продать идеи;
10) открытость к партнерским программам;
11) чувство юмора и оптимизм.
Если рассматривать коммуникативные компетенции, то умение выступать публично и грамотность письма и речи являются основами удержания внимания аудитории в социальных сетях.
Получение новых профессиональных и личностных достижений входит в основу систематической работы личного бренда, чтобы наполнять контент в социальных сетях интересными инфоповодами и поддерживать конкурентоспособность.
Таким образом, через личное и профессиональное развитие мы получаем статус эксперта и формируем у аудитории образ бренда, которому можно доверять.
- Выстраиваем концепцию бренда личности.
На данном этапе мы осознанно формируем те представления о личности бренда, которые будем транслировать в социальных сетях.
В первую очередь в зависимости от миссии и целей бренда формируем ответы на вопросы, что для бренда важно, зачем деятельность бренда нужна.
Опираясь на миссию и цели, создаем уникальное предложение, которое будет отвечать на вопросы, почему вы лучше конкурентов, что вас отличает от других представителей, какие потребности аудитории вы планируете удовлетворить и какими методами [1].
Составляем публичный образ, в который входят факты из личного опыта, характеристики образа бренда. Приведем примеры фактов: «получил миллион в 19 лет», «получил образование в лучшем вузе Москвы». Для определения характеристик образа выявляем, какими внешними личностными и профессиональными ресурсами обладаем, какие чувства должны остаться у аудитории после ознакомления с публичными материалами бренда. Исходя из ответов формируем общий образ бренда, ценности и убеждения, которые интегрируем в визуальные и текстовые материалы для социальных сетей [1].
Помимо внутренних характеристик бренда, важной частью образа является визуальная составляющая личности.
Как вас видит аудитория? Как личность должна выглядеть, жестикулировать? Каким способом совершать коммуникации с аудиторией, чтобы соответствовать миссии и цели своего бренда?
Создаем образ, опираясь на полученные ответы.
Рассмотрим несколько основных характеристик, которые следует оптимизировать для повышения влияния персонального бренда:
1) Внешние данные, которые включают в себя: физические характеристики (состояние здоровья и физические показатели тела), одежду и аксессуары.
2) Коммуникативные особенности: вербальное и невербальное общение, умение проводить публичные выступления.
Обратим внимание, что первичную оценку в социальных сетях аудитория делает не по профессиональным показателям или по компетентному экспертному опыту, а по внешним характеристикам личности. Поэтому важно держать показатели по состоянию здоровья в норме, укреплять физическое состояние тела и подбирать одежду и аксессуары, исходя из характеристик образа бренда и профессии. Постановка речи, жесты и мимика лица так же играют основополагающую роль в выстраивании первого впечатления у аудитории.
- Выбираем канал взаимодействия с целевой аудиторией.
На данном этапе определяем социальную сеть, которая будет каналом продвижения личного бренда. Анализируем, какие потребности по каналам взаимодействия существуют у персонального бренда и какие социальные сети предпочитает потенциальная целевая аудитория.
Возможные социальные сети: «ВКонтакте», Facebook, Twitter, Instagram.
- Разрабатываем контент-политику и готовим материалы к публикациям.
Формируем стратегию активности в социальных сетях. Работаем в нескольких направлениях: над визуальной составляющей социальных сетей и над смысловой составляющей публичного контента и текстов. Если знаний и умений выстроить контент недостаточно для его эффективной работы, то личные бренды пользуются услугами сторонних специалистов: копирайтеров, маркетологов, дизайнеров, ретушеров, фотографов, видеографов, стилистов, менеджеров социальных сетей и таргетологов.
Чтобы самостоятельно планировать и публиковать материал, недостающие знания и навыки можно компенсировать через консультации со специалистами или через дополнительное обучение на курсах, чтение методического и учебного материала.
Работа со сторонними специалистами минимизирует временные затраты на создание персонального бренда, а самостоятельная работа над материалами поможет снизить денежные затраты на бренд. Выбираем метод работы исходя из текущих умений личности и текущих ресурсов.
Публичные материалы в социальных сетях должены соответствовать главному критерию — повышение уровня вовлеченности пользователя в контент. Важно создать эмоциональный контакт пользователя и бренда и как результат получить доверие аудитории.
- Продвигаем личный бренд, планируем смету расходов на маркетинг.
Финансирование на построение личного бренда формируем исходя из целей и выбранных инструментов по вовлечению аудитории. Перечислим некоторые инструменты продвижения, на которые может быть направлен бюджет:
1) Реклама через рекламный кабинет социальной сети.
2) Рекламный материал о бренде в аккаунте лидера мнений со схожей целевой аудиторией.
3) Вовлекающая игровая механика (розыгрыш), с помощью которой можно выиграть товар, услугу или денежный приз.
4) Неоплачиваемое предоставление товара или услуги от бренда партнерам и лидерам мнений с целью получения от них отзывов.
5) Контекстная реклама в браузерах.
Рассмотрим некоторые инструменты продвижения, которые не требуют бюджета:
1) Нефинансируемые публикации от партнеров, коллег или СМИ в социальных сетях с упоминанием бренда.
2) Специальные теги и геолокации в публикациях бренда.
3) Отметки аудитории с отзывами о профессиональных и личностных особенностях бренда.
4) Партнерская программа с лидером мнений для взаимовыгодного продвижения. Этот пункт может включать в себя обмен публикациями или создание совместного публичного материала и игровой механики (розыгрыш).
- Мониторинг и корректирование результатов по продвижению личного бренда.
Для эффективного достижения целей работы постоянно необходим контроль рекламных кампаний, вовлеченности аудитории и качества публикуемого контента. Проводится мониторинг соответствия образа персонального бренда своей изначальной концепции, и при необходимости вводятся корректирования в контент-план и инструменты продвижения.
- Выбираем способ монетизации персонального бренда online.
Личный бренд с высоким уровнем влияния помогает приносить прибыль как с помощью продаж товаров или услуг на самой площадке социальной сети, так и от продаж на сторонних платформах (сайт, мессенджеры и пр.).
Рассмотрим распространенные способы монетизации блогов:
1) Продажа рекламы в социальной сети личного бренда. С одного рекламного размещения бренды зарабатывают от 500 рублей до миллионов. Уровень заработка зависит от количества подписчиков и показателей статистики социальной сети.
2) Продажа личных консультаций по профессиональной сфере деятельности или по продвижению персонального бренда в социальных сетях, опираясь на свой личный опыт.
3) Продажа информационного продукта: пособия по определенной тематике, online-курса, списков по совершенствованию или контролю динамики определенной деятельности.
4) Продажа места в закрытом чате по интересам в мессенджере (What’s Up, Telegram и пр.)
5) Открытие бизнеса или развитие существующего.
Новые проекты дополнительно потребуют временных и денежных ресурсов и составления отдельной программы по их продвижению.
Таким образом, для создания влиятельного личного бренда необходима систематическая поэтапная работа над его публичным образом, над личным и профессиональным развитием и над способами продвижения. Влиятельный бренд личности имеет высокий уровень востребованности у потребителей среди конкурентов, следовательно, растут продажи его товаров или услуг.
Литература:
- Кононова Е. Личный бренд с нуля. Как заполучить признание, популярность, славу, когда ты ничего не знаешь о персональном PR. — М.: Издательство АСТ, 2017. — 255 с.
- Манн И. Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь. — 8-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 224 с.
- Рябых А. В., Зебра Н. Персональный бренд: создание и продвижение. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 304 с.