В статье рассматривается опыт кооперации мелких товаропроизводителей в аграрной отрасли в различных зарубежных странах. Дается типология сельскохозяйственных кооперативов.
Ключевые слова: сельское хозяйство, кооперация, мелкие товаропроизводители, сельские кооперативы, опыт зарубежных стран.
The article considers the experience of cooperation of small commodity producers in the agricultural sector in various foreign countries. The typology of agricultural cooperatives is given.
Keywords: agriculture, cooperation, small producers, rural cooperatives, experience of foreign countries.
В условиях рыночных отношений кооперация мелких сельхозпроизводителей имеет существенное значение, подчас определяя целесообразность и эффективность их деятельности. Различают два основных вида сельскохозяйственных кооперативов: производственные кооперативы, где производственные ресурсы объединены и члены кооператива ведут совместное хозяйство, и сервисные (обслуживающие) кооперативы, которые предоставляют различные услуги своим членам.
В свою очередь, сервисные кооперативы бывают снабженческие и сбытовые. Снабженческие кооперативы обеспечивают своих членов различными материалами для сельскохозяйственного производства. Сбытовые (маркетинговые) кооперативы осуществляют сбор, транспортировку, распределение и сбыт сельскохозяйственной продукции. Также широкое распространение имеют кредитные кооперативы, являющиеся источником финансирования как оборотных средств, так и инвестиций.
Во многих странах с рыночной экономикой сельскохозяйственные (фермерские) кооперативы играют существенную роль во взаимодействии сельского хозяйства с другими секторами экономики и развитии аграрной промышленности в целом. По оценкам, в мире действует свыше 1 млн кооперативных организаций более чем сто двадцати разновидностей, объединяющих более 700 млн человек, причем наиболее развита именно сельскохозяйственная кооперация.
Во многих западноевропейских государствах высокий уровень развития продовольственного комплекса в значительной мере обусловлен рациональной кооперативной организацией сельского хозяйства, сферы переработки, транспортировки и сбыта сельскохозяйственной продукции.
В странах Европейского союза кооперативы производят до 60 % продовольственных товаров, в США на долю кооперативов приходится 30 % от всей реализуемой товарной сельскохозяйственной продукции. Кооперативы Японии осуществляют сбыт порядка 90 % всей сельскохозяйственной продукции и поставляют фермерам примерно 80 % необходимых средств производства [1].
В Нидерландах, Ирландии Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии и Японии практически все первичные сельскохозяйственные производители охвачены кооперативным движением. Во Франции и ФРГ кооперативы объединяют не менее 80 % фермерских хозяйств, В Китае — 85 % крестьянских хозяйств. Чуть меньшее участие фермеров в сельскохозяйственной кооперации наблюдается в Великобритании, США, Италии на ее долю приходится 25–30 % от числа фермерских хозяйств, Австралии до 80 %.
Каждое сельскохозяйственное предприятие одновременно связано с несколькими кооперативами: снабжение средствами производства, доставка сырья, его переработка и сбыт готовой продукции — без этого производство продовольствия сегодня не представляется возможным [2].
В Великобритании фермерскую кооперацию координируют контрактные общества, которые функционируют между близко расположенными хозяйствами. Агропромышленные объединения занимаются обработкой, хранением, складированием, упаковкой и доставкой торговым фирмам.
В Германии объединения кооперативов действуют во всех трех сферах АПК (машиностроении, сельском хозяйстве, пищевой промышленности). Главной организационной особенностью агропромышленного комплекса Швеции является производство практически всех продуктов питания в кооперативных объединениях. Причем данные формирования занимаются не только производством сырья, но и переработкой, хранением, сбытом готовой продукции, тесно сотрудничают с транспортными, сервисными и другими организациями инфраструктуры [2].
Половина всего фермерского молока в Бельгии и Польше продается через систему кооперативов, которые принадлежат непосредственно сельхозпроизводителям. В Испании и Греции через кооперативы продается свыше 60 % фермерского оливкового масла, в Финляндии — 70 % мяса, в Бельгии — 70 % фруктов и овощей. И, наконец, более половины зерна, собранного французскими и австрийскими фермерами, хранится на кооперативных элеваторах, принадлежащих не трейдерам, а непосредственно самим сельхозпроизводителям [3].
Сельское хозяйство в Нидерландах одно из самых эффективных в мире. Около 100 тыс. небольших семейных фермерских хозяйств, более половины из которых имеют земельные наделы площадью менее 10 га, объединены в кооперативы. К примеру, практически вся цветочная отрасль Нидерландов является кооперативной собственностью большинства фермеров‑цветоводов страны. Кооперативы обеспечивают фермеров необходимым оборудованием для выращивания цветов, обеспечивают селекцию новых перспективных сортов. Более 95 % выращенной продукции фермеры реализуют также через свои кооперативы — так можно продавать цветы по наиболее оптимальным рыночным ценам.
В США агропромышленные объединения представляют собой крупные кооперативы и объединения, основанные на контрактных связях. Практически 90 % молокозаводов Северной Америке являются кооперативными.
В Новой Зеландии сельское хозяйство является кооперативным сектором. Гигантский Fonterra является крупнейшим кооперативом страны [4].
Для Японии в агропромышленной сфере активно формируются кооперативные торговые и агропромышленные предприятия.
В Индии существуют сети кооперативов на всех уровнях, они оказывают помощь в сельскохозяйственном маркетинге. В отрасли молочное животноводство мелкие фермеры даже с парой голов дойного скота стоят в очереди дважды в день, чтобы налить молоко из своих небольших контейнеров в пункты сбора деревенского Союза. Молоко после обработки в районных союзах затем продается государственной кооперативной федерацией на национальном уровне под торговой маркой Amul, крупнейшим продовольственным брендом Индии. При этом три четверти доходов от реализации возвращается миллионам мелких молочных производителей, которые являются владельцами бренда и кооператива. Кооператив нанимает профессионалов и использует высокотехнологичные исследовательские лаборатории и современные перерабатывающие заводы и логистические цепочки [5].
Для развития кооперации мелких сельхоз товаропроизводителей в России необходимо изучать, анализировать существующий мировой опыт и брать на вооружение его положительные примеры. Кооперация дает множество преимуществ, позволяющих повысить конкурентоспособность малых хозяйств.
Литература:
1. Гончарова И. В., Гааг А. В., Новик Я. В. Сельскохозяйственная кооперация — основа развития личных подсобных хозяйств // Молодой ученый. — 2016. — № 65. — С. 112–115. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/110/27514/ (дата обращения: 15.04.2020).
2. Поличкина Е. Н., Джаубаева Ф. Ю. Экстраполяция зарубежного опыта на современную практику функционирования агропромышленного комплекса России. Теория и практика общественного развития. — 2016. — № 10. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekstrapolyatsiya-zarubezhnogo-opyta-na-sovremennuyu-praktiku-funktsionirovaniya-agropromyshlennogo-kompleksa-rossii (дата обращения: 15.04.2020).
3. Кооперативы светлое будущее для фермеров.//Landlord/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://landlord.ua/news/operatsiya-kooperatsiya/ (дата обращения: 15.04.2020).
4. Кооперативный сектор в Новой Зеландии продолжает расти. // СельКооп. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://selcoop.ru/cooperation/international/kooperativnyy-sektor-v-novoy-zelandii-prodolzhaet-/ (дата обращения: 15.04.2020).
5. Agricultural cooperative. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Agricultural_cooperative#United_States (дата обращения: 15.04.2020).