Уроки Холокоста как историческая и нравственная память народов (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мальцева, О. В. Уроки Холокоста как историческая и нравственная память народов (из опыта работы) / О. В. Мальцева, Г. В. Неплюева, С. В. Федина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69062/ (дата обращения: 16.11.2024).



Шесть миллионов евреев — расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов — и каждый в отдельности. Это — память, противящаяся забвению. Это — зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство. Это — убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ “КОГО-ТО”, ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ.

Михаил Гефтер, “Эхо Холокоста”

Тема Холокоста болезненная и трудная для понимания обычного человека: как можно на смерть обрекать людей, но она очень актуальна сегодня — вновь в беде человек: поднял голову международный терроризм, одни народы требуют у других для себя жизненное пространство, идет торговля людьми. Политики заставляют нас забыть, что человек на все времена от бога получил право на жизнь.

Неужели для того, чтобы не забыть Беду и горе, надо вновь их пережить? А может быть, мы сможем уберечь хрупкий мир, копируя рисунки детей, переживших беду, или вглядываясь в работы наших сверстников, которые пропустили боль через свое сердце.) Спросите себя. Да, прямо сейчас. Чувствуете ли вы себя виноватыми? Вот только честно. Виноватыми в том, что дарованы жизнью? Вряд ли. А вот евреи, цыгане и некоторые русские, порой даже и обычные люди положили это чувство на одну полку с теми чувствами, которые испытывают ежедневно. Так же там лежит чувство печали, замешанное в жуткой несправедливости и, конечно, чувство безвыходности. Но кто же виноват в том, что они виноваты? Как ни странно, тот, кто себя виноватым ну никак не может представить.

Любить свое — вовсе не значит ненавидеть чужое. Это давно известная истина, но о ней кажется нелишним напомнить, о ней нужно говорить. Ведь всё начинается с молчания, с такого удобного, комфортного «Моя хата с краю — я ничего не знаю». Холокост — это всечеловеческая трагедия. Мы не хотим кричать, но мы не имеем права молчать. Их беда в прошлом — наша вина в настоящем, мы не должны забывать страшных уроков войны. Иначе начнут переписывать историю и вновь будет кровь и Беда.

Только помня и анализируя прошлое, мы сможем усвоить, что человек, не плывущая безвольно по течению, но самостоятельно выстраивающая свою жизнь и утверждающая свои ценности личность. Только в сообществе людей он сможет жить. А для этого он должен научиться самому важному в жизни — жить по общим правилам — Праведно, проявлять милость своего сердца, помнить и сохранять историческую память, память тех, кто нам ее передал на сохранение.

Тема Холокоста несет в себе большой нравственный потенциал, который может способствовать формированию в обществе с одной стороны, готовности противостоять любым формам нетолерантного поведения, с другой стороны эта тема способствует формированию исторической памяти, через изучение истории Холокоста, биографии людей, прошедших через Холокост. Важнейший довод в пользу изучения истории Холокоста, извлечение уроков из него-необходимость избежать в будущем подобного. Сегодня эта тема носит актуальнейший характер- уже пытаются переписать историю, изменить даты, снести памятники-стереть память.

Знакомя школьников с темой Холокоста на уроках истории, обществознания, литературы, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности мы стараемся показать не только ужасы Холокоста, не только трагедию людей, не только глубину падения человека, когда он, ради своего спасения или ради наживы, сдает фашистам евреев, но и высоту человеческого духа, проявление человечности в «эпоху бесчеловечности»-мы рассказываем о «Праведниках народов мира», которые несмотря на жесточайший террор (смерть за спасение еврея или даже за попытку спасения) протягивали руку помощи обреченным. Хотя понятием Праведник Народов Мира принято обозначать неевреев, на деле проявлявших человеческое участие по отношению к евреям (по определению толкового словаря Эвен-Шошан). Это понятие возникло задолго до Катастрофы и существовало уже в талмудические времена. В эпоху Катастрофы — это определение наполняется новым, гораздо более значительным смыслом. В Законе об увековечении Памяти о Катастрофе, принятом израильским кнессетом в 1953 году, существует параграф, обязывающий чтить память тех, кто спасал евреев в годы Катастрофы. Закон подчеркивает, что звания Праведника удостаиваются те, кто рисковал жизнью, спасая евреев, и при этом, не преследовал никаких корыстных целей.

И даже там, где невозможно даже жизнь сохранить- в концентрационных лагерях, заключенные старались сохранить информацию, память, они станут доказательствами фашистских преступлений. Это не только рисунки, вещи заключенных, это и воспоминания. Дневники и воспоминания являются источниками трагедии, люди раскрывают в них свою жизнь, описывают трагедию, так как ее видят, как чувствуют-она с ними здесь, сейчас и навсегда. Дневник является одновременно и историческим документом, и документом жизни отдельно взятого человека.

Истоки Холокоста идут не от Гитлера, не от фашистов. Он только выплеснул все националистические настроения, имевшиеся в Европе. Он был лишь кульминацией тысячелетней ненависти, расовых предрассудков, низменных инстинктов...

Ежегодно, в день Памяти жертв Холокоста, в нашей школе проходят уроки Памяти, выставка рисунков.

Познакомившись с историей одной семьи, пережившей Холокост и чудесным образом спасшейся даже в концлагере (сохранить жизнь сыну в концлагере было невозможно), учителя нашей школы написали сценарий для школьного спектакля, разработали и изготовили декорации для спектакля. Декорациями служили рисунки наших учеников и фотографии жертв Холокоста. При разработке уроков, спектакля ученики и учителя обращались к открытому банку данных Центра «Холокост», и Методическим рекомендациям к учебному пособию «Праведники Народов Мира. Россия. 1941–1945» 9–11 классы. Нравственные уроки.

Данный фрагмент спектакля можно использовать на уроках, классных часах.

«ОН ВЫЖИВЕТ?!!!» Жертвам Холокоста посвящается.

(Оформление зала рисунками учащихся, посвященными Дню Памяти жертв Холокоста.)

На начало спектакля звучит: Музыка: Марк Тайтлер «Недопетая песня»

За кулисами звучит детский голос:

«Молитвою начать должны мы этот день,

чтоб память жертв нацистских мы почтили,

пусть души их поднимутся все выше,

чтоб они точно знали — мы их не забыли.

Когда мир узнает про Холокост,

немеет сердце, холодеют руки,

и просит Господа с рыданием душа,

пусть никогда не повторятся эти муки!»

Диктор:

Воспоминания о войне становятся еще более страшными, когда они касаются детей, спектакль сегодня позволяет взглянуть на истории пребывания детей в нацистских лагерях смерти. Она произошла с Юзефом Янеком Шляйфтайном, который стал самым маленьким заключенным Бухенвальда, дожившим до освобождения, и самым юным свидетелем на Нюрнбергском процессе. Этому малышу удалось не только выжить в подвале гетто и в бараке лагеря смерти, но впоследствии свидетельствовать против своих мучителей на суде…

Музыка: фоновая. На сцену выходят:

Янек Шляйфштайн (Мальчик):

Я, Янек Шляйфштайн. Родился 7 марта 1941 г. в еврейском гетто города Сандомир, расположенного на юго-востоке оккупированной Польши. Впервые родителям пришлось спрятать меня, когда было всего годик от роду: узников гетто перевезли в Ченстохову в качестве рабов для фабрики вооружений HASAG.

Израиль Шляйфштайн (Отец):

Мать Янека успела увести ребёнка в подвал, и там он прожил целых 18 месяцев в полной темноте: свет появлялся лишь тогда, когда мы спускались с едой и свечами. Приучили сына к молчанию — ведь звуки могли привлечь солдат, — а также завели кошку, чтобы та ловила мышей, которые могли покусать Янека.

В сентябре 1943 г. персонал фабрики заменили поляками, а евреев отправили в концлагерь Бухенвальд — тот самый, чьи ворота украшала надпись «Edem das Seine» — «Каждому своё». Тогда-то я сказал своему 2,5-летнему сыну: «Сейчас мы сыграем в интересную игру. Я обещаю тебе вечером три кусочка сахара. Условия такие — ты не будешь плакать, что бы ни случилось». Сахар был громадной ценностью, и едва умеющий говорить Янек тут же согласился. Отец сделал большой мешок с дырками для воздуха, посадил внутрь сына, накрыв сверху одеждой, и забросил «сумку» на плечи.Так мы оказались в Бухенвальде.

Янек:

Отец говорил, что мне необходимо прятаться от охранников, иначе увезут к колдунье, а если я будет делать все правильно, то наградой в игре станет танк. Мне отдавали кусочки хлеба из скудной лагерной пайки, тайком приносили дождевую воду. Один из узников выточил из дерева игрушку — крохотную лошадку. Я всегда разговаривал только шёпотом и никогда не плакал.

Израиль Шляйфштайн (Отец):

В итоге эта деревянная игрушка сослужила плохую службу: лошадку обнаружил во время осмотра барака охранник, 30-летний роттенфюрер СС. Он подверг помещение обыску и наткнулся на тайник, где скрывался Янек. И тут произошло реальное чудо — у эсэсовца был сын возраста моего сына, и ему понравился крохотный, неулыбчивый мальчик. Роттенфюрер не стал докладывать коменданту о своей находке, а оставил ребёнка в бараке, назвав «талисманом Бухенвальда». Более того, распорядился пошить ему «детскую» лагерную робу. Сына отныне вызывали на утреннюю поверку, чтобы тот рапортовал в конце: «Все заключённые подсчитаны!» Однако, когда в барак являлись высокопоставленные офицеры СС, ребёнка снова помещали в тайник: все дети в Бухенвальде подлежали уничтожению.

Янек:

В феврале 1945 г. я случайно остался без присмотра, вышел поиграть во двор и попался на глаза заместителю начальника лагеря. Тот пришёл в бешенство, приказав «переместить мелкого еврея туда, где ему самое место»… Меня схватили, чтобы увести в газовую камеру, но мой отец вымолил пару суток для прощания с мной, обещав взамен изготовить для эсэсовца (страстного любителя лошадей) красивое седло. И вновь счастливое совпадение — через два дня нациста отправили на Восточный фронт. Отец поблагодарив Бога за удачу, спрятал меня в лагерной больнице, где меня и скрывали до 11 апреля 1945 г., когда заключённые Бухенвальда подняли восстание, захватив в плен охрану СС.

Израиль Шляйфштайн (Отец):

Мой сын Янек «родился в рубашке». Я благодарю Бога за то, что он остался жив. Ведь для малыша шанс выжить среди эсэсовских убийц был минимален — всё равно что уцелеть в стае голодных волков.

Музыка: фоновая

Диктор:

Звучит красиво — Бухенвальд,

Гора и дол покрыты лесом,

Но что же мне туманит взгляд?

В глазах — кровавая завеса.

Здесь восемь лет витала смерть,

На рубищах — сплошные клейма,

И невозможно разглядеть,

Что там, внизу — волшебный Веймар.

Там — Гете «Фауста» писал,

Здесь — пламя смерти бушевало

Там — «Люди гибнут за металл»,

Здесь — люди гибнут от металла.

Там — Виланд, Шиллер, Гердер, Бах,

Там — Кранах, сказочен и ярок.

Здесь — пулеметы на столбах

И пасти лютые овчарок.

Там — жил великий Ференц Лист,

Воспевший музыкой свободу.

Здесь — бьют кувалдой в ржавый лист,

Людей сгоняя на работу.

Там — грациозный Бельведер,

Там — дух искусств здоров и пылок.

А здесь — фашистский офицер

С ухмылкой целится в затылок.

Там — Музы вышли на парад,

Здесь — всюду смерти изваянье.

Звучит красиво — Бухенвальд?!

Какое жуткое названье

(Марк Луцкий)

Оформление идекорации сцены

C:\Users\user\Desktop\оформление сцены для спектакля.jpg

Литература:

  1. Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.: Фонд «Холокост», 2001. Стр 80
  2. Альтман И. А. Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941–1945 гг. — М., 2002.— стр 543
  3. Комплект документальных материалов «Праведники народов Мира. Россия. 1941–1945», И. А. Альтман, Д. И. Полторак, «Русское слово» 2011
  4. Преподавание темы Холокоста в ХХI веке./ Под ред. И. А. Альтмана — М.: Фонд «Холокост», 2000. — 245 с.
Основные термины (генерируются автоматически): жизнь, Холокост, HASAG, еврей, историческая память, мой сын, Отец, память, Праведник Народов Мира.


Похожие статьи

Роль природоведческой литературы в личностном развитии ребенка (из опыта работы)

Воспитательная система школы: пути и поиски развития (из опыта работы)

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания

Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании

Ребенок и творчество: психологическое исследование мнений современных родителей

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Исторический анализ развития самообразования педагогов в России

Феномен инновационного и традиционного в высшей школе: социологический аспект

Историко-педагогический анализ понятия «нравственные ценности» в системе образования

К вопросу о формировании культуры экологической безопасности (на примере Узбекистана)

Похожие статьи

Роль природоведческой литературы в личностном развитии ребенка (из опыта работы)

Воспитательная система школы: пути и поиски развития (из опыта работы)

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания

Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании

Ребенок и творчество: психологическое исследование мнений современных родителей

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Исторический анализ развития самообразования педагогов в России

Феномен инновационного и традиционного в высшей школе: социологический аспект

Историко-педагогический анализ понятия «нравственные ценности» в системе образования

К вопросу о формировании культуры экологической безопасности (на примере Узбекистана)

Задать вопрос