Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 21.04.2020

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Зарипова, М. К. Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений / М. К. Зарипова, М. Н. Имакулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69068/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений

Ключевые слова: культура речи, письмо, навыки, литература, тексты, анализ предложения.

This article discusses issues related to the development of Russian written speech of students of secondary educational institutions

Keywords: speech culture, writing, skills, literature, texts, sentence analysis.

При обучении письменной речи необходимо учитывать различие между формами речи, разнообразие жанров, с которыми обучаемым приходится иметь дело при смысловом анализе предложения, при составлении пересказов. Все это надо давать во взаимосвязи и последовательности.

Упражнения по развитию речи должны быть многокомпонентными. Строя занятия по связной речи, мы должны научить обучаемых умению самостоятельно строить план и по плану развертывать содержание или тему, заданную им преподавателем, для каждой мысли выбрать подходящую лексику и синтаксическую структуру, которые наилучшим образом выражали бы представления и суждения начинающих авторов.

По-нашему мнению, умение писать развивается на основе системы упражнения, которые отвечают следующей основной линии: от репродукции письма к его более или менее свободным перифразами и, наконец, к продукции. То есть, самостоятельной речевой деятельности. Путь от рецензии к репродукции и продукции при обучении письменной речи на базе текста можно видеть в следующих этапах: понимание — смысловой анализ текста, восстановление основного информативного содержания текста, целевая трансформация информативного характера материала текста.

В методике преподавания русского языка существует довольно большое разнообразие письменных работ. В данной статье мы предлагаем развитие навыков и умений, обучаемых в области смыслового анализа читаемого материала, заключающегося в выявлении степени и глубины информативного содержания текстов и некоторых особенностей его оформления. Анализ текста в упражнениях проводится последовательно на разных контекстуальных уровнях. Обучаемые, выполняя задания, оперируют такими единицами связной речи, как предложение, абзац, фрагмент текста.

Смысловой анализ текста проводится по следующим этапам:

I. Выделение информативного центра предложения, абзаца, фрагмента текста. Здесь можно предложить следующие задания:

а) В данном тексте проанализируйте выделенные нормативные центры в предложениях. Обратите внимание на то, что в письменной речи расположение информативного центра в конце предложения является типичным, но возможны и другие варианты.

Московский университет основан по инициативе великого русского ученого М. В. Ломоносова в 1755 году. Он всегда являлся центром русской науки и просвещения. В университете учились знаменитые русские писатели и поэты, передовые общественные деятели. В нем работали выдающиеся русские ученые.

б) Прочитайте текст. Проанализируйте выделение информативного центра в абзацах, отвечая на вопрос: о чем говорится в абзаце. Обратите внимание на то, что главную мысль абзаца выражает первое предложение. Расположение информативного центра в начале абзаца является типичным. Другие предложения абзаца расширяют и углубляют его основную мысль. А также обосновывают основные положения абзаца (доказательства) или иллюстрируют их (примеры, цифровые данные) некоторые предложения абзаца служит для логического оформления текста.

Государственная Третьяковская галерея — это бесценные собрания национального изобразительного искусства. В ней собрана коллекция русской иконописи, живописи, графики и скульптуры с XI века до наших дней.

Галерея называется Третьяковской потому, ее возникновение связано с именем Павла Михайловича Третьякова (1832–1898), выдающегося деятеля русской культуры второй половины XIX века. Купец по происхождению, крупный фабрикант, владеющий текстильными мануфактурами, П. М. Третьяков принадлежит к прогрессивным слоям купеческой интеллигенции.

в) Прочитайте текст. Разделите его на абзацы. Составьте вопросы к каждому абзацу текста. Запишите их.

г) Прочитайте текст. Составьте план в форме вопросов. Запишите его. Дайте контекстуальные ответы на вопросы; опираясь на текст. Запишите их.

д) Прочитайте текст. Проанализируйте цепную связь суждений вв речи посредством логического повтора. Проследите, как одно суждение вытекает из другого. Дополняет. Развивает его. Давая начало третьему.

У каждого города свои традиции. И среди традиций одна, как правило, бывает главной. Так или иначе, она пронизывает все прочие традиции своим духом. Для Петербурга такой традицией является традиция революции. Городу было всего 100 лет, когда на его Сенатскую площадь вышли декабристы.

II. Анализ соотношения информации вопроса иответа втексте иформулировка вопросов:

ж) Прочитайте предложения и вопросы к нему. Обратите внимание на формулировку вопросов. Н. В. Жуковский великий русский ученый в области механики, основоположник аэродинамики — кто такой Н. В. Жуковский? В. И. Мухина — выдающий скульптор. — Кто такая В. И. Мухина? передвижники — прогрессивные русские художники, члены «Товарищества по организации передвижных выставок». — Кто такие передвижники?

III. Вычленение основной проблематики текстов, оформление его ввопросительной иповествовательной форме; понимание логики последовательности подачи информации. Оформление плана.

а) 1.Пропитайте текст. Составьте план в форме вопросов. Запишите их.

2. Дайте текстуальные ответы на вопросы. Запишите их.

б) Составьте варианты плана.

1. Кем является А. Н. Колмогоров?

2. С каким ученым заведением связана деятельность А. Н. Колмогорова?

3. Какова научно-педагогическая деятельность А. Н. Колмогорова?

4. С чем совмещает свою научно-педагогическую деятельность академик А. Н. Колмогоров?

А. Н. Колмогоров является одним из крупнейших математиков современности.

Вся деятельность А. Н. Колмогорова связана с Московским университетом.

А. Н. Колмогоров является создателем научной школы.

Академик А. Н. Колмогоров совмещает свою научно-педагогическую деятельность с большой организационной деятельностью.

IV. Первоначальные навыки тезирования иконспектирования.

1) а) Проанализируйте ответы на первые три вопроса.

б) продолжите ответы на составленные вами вопросы.

  1. Где и когда родился А. С. Пушкин?
  2. Как прошло его детство?
  3. Где учился А. С. Пушкин?

2) дополните данные суждения, разверните их.

  1. Максим Горький — выдающийся писатель XX века.
  2. Фильм «Война и мир» снят по всемирно известному роману Л. Н. Толстого.
  3. Москва — столица России.
  4. М. В. Ломоносов принадлежит к числу величайших деятелей науки и культуры всего человечества.

V. Анализ ипродолжение вопросного ответного единства по содержанию.

1) Составьте вопросы к тексту. Запишите их по памяти.

2) Найдите абзацы, в которых содержится ответ, на поставленный плане вопрос.

3) Определите информативные центры фрагментов текста.

4) Запишите вопросы. Выпишите предложения мысль словосочетания, выражающие главную мысль фрагмента.

VI. Анализ смысловой ткани абзаца, расположение основного информативного материала текста влогической последовательности.

Прочитайте тексты. Разделите тексты на абзацы. Составьте вопросы к каждому абзацу текста. Запишите их. Обратите внимание на построение абзаца, на его смысловую законченность, на логическую последовательность. Например, дан такой текст

Варшавская «сиренка».

На Костюшковской набережной в Варшаве возвышается скульптура «сирень» — девушки с рыбьем хвостом, с мечом и шитом в руках. Сирена, или «сиренка», так ласково называют ее варшавяне — герб столицы Польши. Скульптура эта была поставлена накануне второй мировой войны. Каждого, кто любуется лицом «сиренки», поражает ее правильная строгая красота. И не все знают, что девушка, которая позировала для этой скульптуры, сама своей дальнейшей жизнью заслужила памятник. Звали эту девушку Кристина Крахельская. Кристина училась в Варшавском университете, когда гитлеровцы напали на ее родину. Девушка вступила в ряды борцов Сопротивления. В качестве связной она разъезжала из города в город С. П. Королева. Веселая, общительная, не теряющая самообладания в самые опасные моменты, Кристина пользовалась большим авторитетом среди местной молодежи, которая помогла ей в подпольной работе. У Кристины, кА и подобает «сиренке», был прекрасный голос, и она часто пела раненным польским партизанам. Во время варшавского восстания Кристина Крахельская была, как всегда, впереди. Группа молодежи, среди которой находилась Кристина, под сильным обстрелом фашистов атаковала Дом печати. Пуля сразила Кристину. Девушка — героиня была посмертно награждена за отвагу боевым орденом — Крестом храбрых.

Весь материал, изложенный в данной небольшой статье, может быть использован для самостоятельной работы над текстом. Как базой продуцирования письменной связной речи.

Литература:

  1. Бондаренко А. В. Грамматическое значение и смысл. Л.: Наука, 1978. 175 с.
  2. Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как целом// Синтаксис текста. М.: Наука, 1999, с. 49–67.
  3. Пахнова Т. М. От текста к слову. Русская словесность, 1998, № 1, с. 81–87.
  4. Синица Е. И. Психология письменной речи учащихся. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -Киев, 1968.
Основные термины (генерируются автоматически): текст, информативный центр, научно-педагогическая деятельность, письменная речь, III, Жуковский, Московский университет, Пушкин, связная речь, смысловой анализ текста.


Ключевые слова

навыки, литература, культура речи, письмо, тексты, анализ предложения

Похожие статьи

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...

Формирование орфоэпических норм в речи учителя начальных классов как психолого-педагогическая проблема

В статье раскрывается понятие профессионально-речевой культуры и актуальность формирования орфоэпической компетенции учителей начальных классов в современной школе. Статья кратко характеризует основные орфоэпические нормы русского языка, которые долж...

Функциональный потенциал родного языка и словесности в учебно-воспитательном процессе отечественной гимназии XIX века

В статье исследуется функциональный потенциал родного языка и словесности в педагогической теории и практике отечественного гимназического образования.

Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников

В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

В статье автор анализирует и обобщает опыт, полученный в ходе педагогической практики.

Развёрнутые устные ответы на лингвистические темы и их специфика

В статье авторы описывают основные направления в процессе обучения младших школьников устной речи.

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Проблема культурно-речевого развития младших школьников

В статье автор исследует особенности культурно-речевого развития младших школьников.

Похожие статьи

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...

Формирование орфоэпических норм в речи учителя начальных классов как психолого-педагогическая проблема

В статье раскрывается понятие профессионально-речевой культуры и актуальность формирования орфоэпической компетенции учителей начальных классов в современной школе. Статья кратко характеризует основные орфоэпические нормы русского языка, которые долж...

Функциональный потенциал родного языка и словесности в учебно-воспитательном процессе отечественной гимназии XIX века

В статье исследуется функциональный потенциал родного языка и словесности в педагогической теории и практике отечественного гимназического образования.

Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников

В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

В статье автор анализирует и обобщает опыт, полученный в ходе педагогической практики.

Развёрнутые устные ответы на лингвистические темы и их специфика

В статье авторы описывают основные направления в процессе обучения младших школьников устной речи.

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Проблема культурно-речевого развития младших школьников

В статье автор исследует особенности культурно-речевого развития младших школьников.

Задать вопрос