В статье рассматриваются системный подход к формированию готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению воспитательными системами. Дается характеристика сущности воспитательной системы, ее содержания. Рассматривается системный подход к подготовке студентов к УВС, структурный аспект УВС.
Ключевые слова: воспитательная система, субъект, объект, активность, структурный аспект УВС, организация, исследования, прогноз, коррекция.
Системный подход к формированию готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению воспитательными системами. Когда мы дали понятие «характеристике деятельности» мы исходим из того, что «деятельность — не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие». Также общее определение системы как совокупности элементов применимо и к управлению воспитательными системами, между которыми есть связи и отношения. Деятельность и есть некая система, было бы логично при рассмотрении системы УВС применение системного подхода, например по мнению В. П. Кузьмина, методология системного подхода ориентирована «...на изучение системы как комплекса, имеющего в качестве центральной задачи познания раскрытие того, что делает его системой и составляет его- интегральные свойства и закономерности».
Системный подход получил широкое распространение во многих исследованиях, в том числе, и в исследовании педагогических явлений. Например в их числа входят исследования В. П. Беспалько, М. А. Данилов, В. С. Ильин, Ю. А. Конаржевский, А. Т. Куракин, А. Я. Найн, Г. Н. Сериков, П. Т. Фролов и др. С помощью системного подхода в педагогике было показано единство, основаны многие научные концепции: развивающего обучения.
Мы же, рассмотрим такое сложное системное образование, опираясь на методологию системного подхода, каковым является управление воспитательными системами, в четырех аспектах: морфологическом, структурном, функциональном и генетическом.
Морфологическая характеристика систем изучает состава систем, то есть элементов, которые уже входят в систему — компонентов системы. Если взять совокупность всех элементов, то они представляют определенную целостность, в котором работа каждого элемента работает ради одной цели, стоящей перед системой в целом, и функционируют как единое целое.
Что касается человека, то многие ученые, учитывая многосоставный, многокомпонентный характер деятельности человека, выделяют в ее структуре разный состав. Если мы возьмем гегелевскую схему деятельности, она включает в свой состав цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Исследователь М. С. Каган при рассмотрении деятельности в ее аналитико-морфологическом аспекте, выделяет три основных элемента системы: субъект, объект, активность.
Субъект — это активная личность, которая направляет ее как на объекты, так и на других субъектов.
Объект — личность на которого и направлена активность субъекта.
Активность — «Это способ овладения объекта субъектом или в установлении субъектом коммуникативных взаимодействий с другими», можно сказать, что это некая энергия субъекта, которая направленная на объекты или на других субъектов.
В своей работе Э. С. Маркарян при рассмотрении деятельности как систему выделяет три компонента: субъект действия, на что направлена человеческая активность и как именно осуществляется человеческая деятельность и образуется некий совокупный эффект. В составе деятельности человека А. Н. Льентев вычленяет «отдельные деятельности — по критерию побуждающих их мотивов; действия — процессы, подчиняющиеся сознательным целям; операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели». Общей целью УВС прежде всего является повышение качества воспитательной, профессиональной деятельности и профессиональной квалификации на основе знаний сущности, закономерностей и особенностей протекания и развития этого процесса в конкретных условиях педагогической действительности путем разрешения выявленных в результате анализа противоречий педагогической действительности.
Структурный аспект УВС — предполагает внутреннюю организацию системы и определение ее внутренних взаимосвязей. Данные связи соединяют элементы и свойства в целое и появляется устойчивая структура.
Управление воспитательными системами, она организована и имеет свою структуру, что касается взаимосвязи элементов одна из них ведущая, другие — второстепенная. В литературе существуют различные точки зрения на структуру деятельности. Также есть концептуальная схема структуры педагогической деятельности, которая была создана, исходя их логики. Это достижения целей в ходе педагогического процесса, она же была разработана Х. Й. Лийметс и Ю. Н. Кулюткиным. Есть структура профессиональной деятельности учителя, ее рассмотрели Н. В. Кузьминой, И. Т. Огородниковым, М. Н. Скаткиным, В. В. Краевским, А. К. Марковой и др. В своей работе Н. В. Кузьмина пишет о сложности и динамичности структуры педагогической деятельности. Здесь мы можем увидеть, что одни компоненты являются ведущими, другие составляют фон, а структура изменяется по мере овладения мастерством.
Что же такое структура в УВС, структурный аспект — это внутренняя организация системы, организация некой иерархии между нужными компонентами, и определении внутренних связей. В отношении структуры управления воспитательными системами мы исходим из того, что вычленяются главные элементы и второстепенные, выстраивается в зависимости от основания систематизации.
Н. В. Кузьмина в своей работе в педагогической деятельности показывает читателю на конструктивную, организаторскую, коммуникативную, гностическую и проектировочную функции. А вот А. И. Щербаков, наоборот выделяет информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную и исследовательскую функции. Ели возьмем O. A. Абдуллину, она же провела теоретический анализ структуры педагогической деятельности, и выделила такие функции, как: образовательную, воспитательную и пропагандистскую.
Изучив разные точки зрения касающиеся функции педагогической деятельности и управления воспитательными системами, мы выделили следующие функции:
– организационную;
– исследовательскую;
– прогностическую;
– корригирующую.
Что касается генетического аспекта — здесь идет рассмотрение изменений систем, которые приводят к качественно иным свойствам самой системы. Это можно отнести и к УВС, где работа, развитие системы становятся главным условием существования и его эффективности.
Если проанализировать педагогическую деятельность, мы можем увидеть, что генетический аспект заложен в идее развивающего обучения который предполагает развитие способностей. Выходя из этого, управление воспитательный системы может быть присовокуплена к этой идее и рассмотрена с указанием признаков генетичности, так как системный подход к образованию «предполагает действовать с учетом генетических свойств образовательных систем».
Управление воспитательными системами, это развивающееся целое, которое во время развития этапы усложнения и дифференциации. Это поступательное движение системы, как лестница, развитие низших уровней к высшим, где последующее состояние определяется предыдущим. Как и везде система проходит такие стадии, как зарождение, становление, зрелость и преобразование. Тоже самое происходит и с УВС, она проходит через стадии, она зарождается как идея, проходит знакомство, переработку, после чего используется в практике, и каждым разом дополняется, проходит корректировку, в итоге вступает в этап зрелости и в период регулярного ее осуществления. С каждым этапом система меняется, становится более качественным, и это за счет роста образованности субъектов данной деятельности, это студенты, учителя. Развивая их способности к деятельности, у них растет профессиональная квалификация, приобретается опыта меняется и их взгляд к происходящему, появляются новые идеи. Поэтому сама система и меняется поэтапно, меняется, потому что меняется эпоха, люди, для которых требуется уже иная система.
Литература:
- Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отображения. — Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
- Тотанова A. C. Изучение учителем результатов своей деятельности как фактор самосовершенствования: Автореф. дис....канд. пед. наук. — Л., 1982.- 17 с.
- Трубников H. H. О категориях «цель», «средство» и «результат». — М.: Мысль, 1968. — 148 с.
- Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. — М.: Мысль, 1978.-272 с.