В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, слабослышащие дети, арт-терапия.
Эмоциональное развитие слабослышащих детей является одной из важных проблем в специальной психологии. В настоящее время комплексное изучение особенностей развития эмоциональной сферы в условиях дизонтогенеза является актуальным, вследствие достигнутых успехов в разработке общей теории эмоций, в определении характера и причин возможных нарушений в эмоциональном развитии детей.
Изучением эмоциональной сферы занимались ученые из разных областей науки. Л. С. Выготский отмечал, что эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального [1, с.24].
По результатам исследований Т. М. Грабенко, Н. Г. Морозова можно сделать вывод, что у слабослышащих детей, вследствие первичного дефекта, отмечается отставание и своеобразие в речевом развитии, которое, в свою очередь, накладывает отпечаток на процесс формирования сенсорной, интеллектуальной и аффективно–волевой сфер.
Отставание в речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений [2, с.110].
Более позднее приобщение к художественной литературе у слабослышащих детей приводит к тому, что происходит обеднение мира эмоциональных переживаний, и как следствие, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям.
Эмоциональное развитие слабослышащих детей младшего школьного возраста характеризуется рядом особенностей: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоций, в установлении причинно-следственных связей появления эмоциональных состояний у человека [3, с.33].
Так же у детей с нарушением слуха отмечаются затруднения в распознавании похожих эмоций, которые имеют разную номинативную характеристику.
Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов [5, с.393].
Нами было проведено исследование эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста. Группа испытуемых состояла из 30 человек (13 мальчиков и 17 девочек) в возрасте от 7–10 лет.
Для определения особенностей выражения эмоциональных состояний слабослышащих детей была использована «Методика изучения мимической моторики» Г. А. Волковой. Результаты диагностики приведены в рис. 1.
Рис. 1. Результаты диагностики по «Методике изучения мимической моторики»
По результатам констатирующего эксперимента видно, что 73 % испытуемых имеет низкий уровень развития эмоциональной сферы (22 ребенка), у 27 % отмечается средний уровень развития эмоциональной сферы (8 детей), высокий уровень в данной группе испытуемых не выявлен.
Трудности при выполнении данной методики возникли при показе таких эмоций как: «грусть», «удивление», «гнев». Наиболее легким для демонстрации оказалась эмоция «радость».
Выражая собственные эмоции, дети, как правило, смешивали несколько эмоциональных состояний воедино: при демонстрации эмоции «удивление» — «грусть» и «удивление», при демонстрации эмоции «страх» — «страх» и «удивление».
Для диагностики уровня понимания и осознания эмоционального состояния других людей была использована модификация методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке». Результаты диагностики приведены в рис. 2.
Рис. 2. Результаты диагностики по модификации методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»
Результаты диагностики уровня развития эмоциональной сферы по данной методике показали, что в группе испытуемых преобладает низкий уровень развития эмоциональной сферы — 28 детей, что составляет 93 %, средний уровень выявлен у 2 детей, что составляет 7 %, высокий уровень развития эмоциональной сферы в группе испытуемых не выявлен.
Изучение успешности распознавания эмоциональных состояний людей показало, что наиболее распознаваемыми были эмоции радости и гнева. Наиболее трудным в распознавании оказались эмоции печали и обиды.
Наибольшие трудности при выполнении заданий у детей вызвало распознавание и называние таких эмоциональных состояний как: «грусть» и «обида», а наиболее точно испытуемыми были распознаны эмоции, которые вызывают целостные мимические изменения во всех лицевых зонах одновременно: «гнев», «страх» и «радость».
Таким образом, на основе проведенного исследования, можно сделать вывод, что эмоциональная сфера слабослышащих детей младшего школьного возраста развита недостаточно, что связано с сенсорной депривацией и отсутствием эмоционального общения взрослого с ребенком посредством использования устной речи.
Для развития эмоциональной сферы детей часто используют арт-терапию. Разнообразие ее видов позволяет воздействовать на эмоциональную сферу детей с разных сторон, а также разными способами.
В настоящее время термин «арт-терапия» употребляется все чаще. Терапию искусством все чаще применяют в своей практике педагоги, психологи, социальные и медицинские работники.
Арт-терапия — это направление психологической коррекции и развития, основанное на применении искусства и творчества с целью воздействия на психоэмоциональное состояние больного [4, с.37].
Большинство приемов арт-терапии носят вербализованный характер, что труднореализуемо в силу нарушения слуха детей, следовательно, специалисту, помимо учета дефекта, степени его выраженности, индивидуальных особенностей развития эмоциональной сферы, так же необходимо учитывать вариант проведения занятия.
Литература:
- Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — с. 3–203
- Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. — 330 с.
- Додонов Б. И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
- Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб.: Питер, 2002. — 1024 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2019. — 585 с.