На современном этапе существует необходимость подбора эффективных средств здоровьесбережения дошкольников. В этот возрастной период интенсивно развиваются органы, происходит становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности. Поэтому целесообразно сформировать у дошкольников элементарные знания, начать вырабатывать практические навыки сохранения своего здоровья, сформировать осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Это оказывается эффективным, если взрослые, которые окружают ребенка, имеют единые воспитательные стратегии.
Для счастливой жизни человека и успешной адаптации в социуме необходимо поддержание здоровья. Результаты исследований Кареповой Т. Г. [3], Карповой Ю. В. [4], Козловой А. В. [5] свидетельствуют об ухудшении здоровья детей в последние годы. Исследователи связывают ухудшение детского здоровья с нестабильным социально-экономическим положением семей, последствиями экономических кризисов, имеющих место в нашей стране и мире в целом, генетическими аномалиями, несформирванностью традиций здорового образа жизни в российских семьях.
Для здоровьесбережения дошкольников важно установить взаимодействие ДОУ и семьи, поскольку здоровье детей во многом зависит от взаимных установок родителей (законных представителей) ребенка и воспитателей ДОУ. Это взаимодействие будет оптимальным, если обе стороны доверяют друг другу и осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него навыков и установок здорового образа жизни.
Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников обусловлена усилением действия на человека провоцирующих общественно- политических, техногенных, экологических, психологических, политических и военных факторов. Поэтому взрослым необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, пропагандировать безопасный образ жизни, формировать ценностное отношение к своему здоровью.
Необходимость этого обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [9]. В Стандарте выделена образовательная область «Физическое развитие». Реализация этой образовательной области предполагает формирование у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, полезных привычках, охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для участия родителей в образовательной деятельности, поддержание семей воспитанников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
Здоровьесбережение дошкольников включает укрепление их здоровья, формирование установки на здоровый образ жизни, воспитание культуры здорового образа жизни, формирование знаний об организме человека, факторах риска здоровья, профилактике заболеваний, а также о том, как сохранить здоровье, развитие навыков ведения здорового образа жизни.
Для того чтобы сохранить здоровье дошкольников, необходимо сформировать у них поведенческие привычки здорового образа жизни (Прокопенко В. И. и Волошина Л. Н. [7]). А это, в свою очередь, возможно за счет объединения усилий всех людей, ответственных за здоровье ребенка.
Сухомлинский В. А. называл заботу о здоровье важнейшим трудом воспитателя и писал, что от «бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [6, 54]. Принципы непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанного на доверии и сотрудничестве педагогов и семей воспитанников, также обоснованы Сухомлинским В. А.
На приобретение знаний родителями в общении с педагогами указывал Ушинский К. Д. [8].
Современные исследователи (Виноградова Н. Ф. [1], Загак Л. В. [2]) разработали формы и методы работы детского сада с семьями детей. В ходе взаимодействия ДОУ и семьи важно организовать посещение семей детей, проведение консультаций и бесед, родительских собраний, наглядной пропаганды, деловых игр, установить доверительные деловые отношения между дошкольным образовательным учреждением и семьей, поскольку родители и педагоги, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Для здоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи нам представляется важным решение следующих задач:
1) подбор организационных форм сотрудничества ДОУ и семьи;
2) соблюдение преемственности в приобщении к здоровому образу жизни в ДОУ и семье;
3) разработка алгоритма взаимодействия ДОУ и семьи по здоровьесбережению дошкольников.
Решение обозначенных задач осуществляется посредством использования следующих форм работы:
1) индивидуальные и коллективные;
2) наглядно-информационные;
3) познавательные;
4) информационно-аналитические;
5) досуговые.
В зависимости от цели конкретного педагогического воздействия можно использовать различные формы сотрудничества с семьями воспитанников. Для выявления интересов, актуальных проблем, запросов родителей, уровня их компетентности в вопросах здоровьесбережения дошкольников используются информационно-аналитические формы сотрудничества (опросы, анкетирования родителей, размещение в раздевалках «Ящиков доверия»). Через ящики доверия родители могут задавать интересующие вопросы, писать пожелания, давать оценку мероприятиям и т. д. Полученная информация может использоваться для планирования и организации мероприятий по здоровьесбережению детей.
С целью просвещения родителей по вопросам по здоровьесбережения используются познавательные формы сотрудничества, основанные на организации коллективного общения. Важно, чтобы между воспитателями и родителями детей осуществлялся диалог, а также обмен информацией между родителями. Поэтому необходимо заранеесообщать родителям тему предстоящей встречи, рекомендовать, в каких источниках можно ознакомиться с соответствующей информацией. В ходе мероприятийнадо стараться найти приемлемое для всех решение по актуальным вопросам здоровьесбережения детей.
Наиболее эффективными являются активные формы работы, активирующие личный опыт родителей и профессиональный опыт педагогов, и требующие выражения человеком отношения и формулировки собственной позиции по здоровьесбережению.
Основными методами здоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи являются:
1) изучение и анализ научно-методической литературы по вопросам здоровьесбережения дошкольников;
2) педагогическая диагностика;
3) отбор содержания практической педагогической деятельности;
4) методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, пример);
5) методы организации деятельности (приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрация и демонстрация);
6) методы стимулирования деятельности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие);
7) методы контроля.
Принципами здоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства и обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей детей;
3) содействие сотрудничеству детей и взрослых;
4) поддержка детской инициативы;
5) сотрудничество с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) возрастная адекватность педагогического воздействия;
8) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения дошкольников мы считаем необходимым начать с анкетирования родителей, направленного на определение их компетентности в вопросах здорового образа жизни (для организации педагогического просвещения) и получения запроса родителей на решение конкретных проблем. Далее целесообразно посетить семьи воспитанников с целью анализа соответствия условий здоровьесбережения детей. Совместно с медицинским работником необходимо проанализировать состояние здоровья детей для определения способов улучшения здоровья каждого ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении и информировать родителей о результатах педагогической диагностики, медицинского наблюдения и способах улучшения здоровья каждого ребенка. В ДОУ надо создать зоны различных видов двигательной активности, проведения закаливающих процедур, массажей, фитотерапии, мероприятий взаимодействия с родителями (спортивные праздники, мастер-классы и т. д.). Результатом совместной деятельности взрослых может стать составление медицинским работником, воспитателем и родителями индивидуальных планов оздоровления детей.
Педагоги должны ознакомить родителей с содержанием оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Для этого можно использовать сайт ДОУ, размещение информации в родительском уголке, в информационных буклетах и т. д.
Для обучения родителей различным способам оздоровления детей (ЛФК, дыхательная гимнастика, массаж, снижение эмоционального напряжения и т. д.) и пропаганды здорового образа жизни (необходимость соблюдения гигиенических норм, режима дня, правильного питания, закаливания, эмоционального комфорта и т. д.) организуются следующая деятельность.
- Обмен семейным опытом ведения здорового образа жизни (оборудование спортивного уголка дома, создание копилки подвижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, профилактика гиподинамии, лишнего веса, формирование правильной осанки и т. д.).
- Создание семейных клубов по интересам «Красота и здоровье», «Вкус и польза», «Спортивная семья», «Неболейка».
- Распространение передового семейного опыта ведения здорового образа жизни (размещение материалов на сайте ДОУ, создание газет и информационных листков).
- Организация совместной деятельности с родителями и детьми в форме праздников, спортивных соревнований, дней здоровья.
Эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в решении вопросов здоровьесбережения дошкольников во многом зависит от взаимных установок педагогов и родителей. В работах Черниговских Е. В., Муляр Н. В. отмечено, что сотрудничество будет успешным, если «обе стороны доверяют друг другу и осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него навыков и установок здорового образа жизни» [10].
На наш взгляд, необходимо выработать следующую стратегию педагогов и родителей по здоровьесбережению дошкольников:
1) педагоги пропагандируют опыт по воспитанию привычек здорового образа жизни, родители поддерживают это дома;
2) педагоги уделяют внимание приобретению детьми опыта ведения здорового образа жизни, родители создают условия для здоровьесбережения дошкольников дома;
3) педагоги просвещают родителей об играх и игрушках, являющихся педагогически ценными для укрепления здоровья, разъясняют негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и здоровье детей, родители приобретают (изготавливают) настольные игры и инвентарь для формирования привычки к здоровому образу жизни;
4) педагоги создают условия для рациональной двигательной деятельности детей в ДОУ, родители по мере возможности заботятся о создании условий для ведения детьми здорового образа жизни дома.
Например, педагоги проводят информирование родителей о пользе активного отдыха на природе, правильном режиме дня дошкольника, профилактике нарушений осанки, заболеваний глаз, зубов. Родители соответственно, обеспечивают правильную организацию двигательной активности ребенка в семье, рационально организуют режим дня ребенка, создают дома условия для нормального развития детского организма (световой режим, правильное спальное место и т. д.), требуют соблюдать гигиенические нормы. Воспитатели демонстрируют детям примеры здорового образа жизни (встречи с интересными людьми, просмотр видеороликов, личный пример, поощрение), а родители реализуют дома семейные традиции занятий спортом, показывают свой личный пример.
Таким образом, для здоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи надо подобрать организационные формы сотрудничества ДОУ и семьи; соблюдать преемственность в приобщении к здоровому образу жизни в ДОУ и семье; разработать алгоритм взаимодействия ДОУ и семьи по здоровьесбережению дошкольников.
Литература:
- Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. — М.: Просвещение 2016. — 234 с.
- Загак Л. В. Развивающая педагогика оздоровления. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. — 296 с.
- Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование. — Волгоград: Учитель, 2014. — 170 с.
- Карпова Ю. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3–7 лет. — М.: Вентана- Граф, 2015. — 440 с.
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 112с.
- Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. — СПб.: Питер, 2017. — 218 с.
- Прокопенко В. И., Волошина Л. Н., Громыко Ю. И. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях и школах. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2002. — 98 с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С. Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1998. — 252 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Дошкольное воспитание.– 2013. –№ 2.
- Черниговских Е. В., Муляр Н. В. Преемственность между семьей и детским садом по вопросу оздоровления детей // Молодой ученый. — 2014. — № 12. — С. 312–314.