В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.
Ключевые слова: адаптация, воспитатели, дошкольники и родители.
Здоровье ребенка — это основа его успешного роста и развития. ФГОС ДО [1] подчеркивает, что укрепление здоровья детей в системе дошкольного образования в России является базовой ценностью. Особенно остро стоит задача сохранения физического и психического здоровья ребенка в период адаптации к детскому саду. Приход в детский сад меняет всю жизнь семьи, в которой растет ребенок. В период адаптации к детскому саду жизнь взрослых наполняется эмоциональным напряжением и ожиданием серьезных и значимых изменений в жизни семьи.
Неправильная организация работы детского сада в этот период может надолго продлить период адаптации малыша. Ребенку придется привыкать к новой группе, обстановке, отношению к нему, переживать каждый день расставание со своей семьей, целый день находиться с другими взрослыми и сверстниками, которые находятся в таком же напряженном состоянии, как и сам ребенок.
Проблемы адаптации детей к детскому саду рассматривались в работах Л. С. Выготского. Проблема адаптации ребенка к детскому саду хорошо разработана в дошкольной педагогике, психологии и даже педиатрии. Исследования Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной заложили методологические основы процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения [2; 3].
Ученые подчеркивают сложность перестройки жизни ребенка, которая происходит с ним при поступлении в детский сад. Ему необходимо полностью освоить новый режим, новую пищу, новое микроокружение. Так же ученые говорят, что многие молодые родители не считают нужным соблюдать распорядок дня, думая, что режим ограничивает свободу малыша. Для молодых родителей, особенно тех, кто интересуется гаджетами или работает удаленно через интернет, часто ночь — это активный период жизни, который влияет на дневной режим ребенка. А режим детского сада может стать большим стрессом из-за необходимости рано вставать. Дети приходят в детский сад с различными уровнями навыков самообслуживания (привычки садиться на горшок, одеваться и обуваться, самостоятельно кушать и мыться и т. д.).
Психологические изменения, к которым ребенок должен привыкнуть, очень различны. Прежде всего, это отсутствие знакомого взрослого человека рядом. Современный ребенок часто окружен большим количеством взрослых в семье и не имеет опыта общения со сверстниками. Но, безусловно, самым тяжелым препятствием для успешной адаптации ребенка в детском саду становится расставание с близкими людьми и необходимость приспособиться к чужим взрослым и детям. Для таких детей невозможность быть в одиночестве от контакта с другими детьми может быть стрессовой. По наблюдениям психологов [3; 4; 5] такие дети долго обходят стороной контактов со сверстниками, ревниво следят за теми взрослыми, которых выбрали себе в качестве заменителей мамы. Детям нужно психологически привыкнуть к требованиям самостоятельно справляться с возникающими в окружении детей ситуациями, осознавать необходимость самоограничения.
В настоящее время до того момента, когда придется оставаться в детском саду, многие дети не имеют опыта расставания надолго с мамой или бабушкой, не знают, как устанавливать контакт с другими детьми, который качественно отличается от контакта со взрослыми. [6].
Взаимодействие ДОУ с семьей играет важнейшую роль в развитии ребенка и обеспечении его физического и психологического комфорта. Поэтому необходимо иметь четкое представление у обеих сторон взаимодействия о целях и компетенциях каждой из сторон, а также о том, как координировать их воздействие на ребенка. [7].
В заключении хочется сказать, что во всех исследованиях, которые посвящены проблемам адаптации ребенка к детскому саду, подчеркивается важнейшая роль семьи, ее готовности к взаимодействию с коллективом детского сада.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13, № 1155.
- Калина, О. Г. Кое-что о переживаниях ребенка, расстающегося с мамой в детском саду: внимание к невербальным коммуникациям [Электронный ресурс] /О. Г. Калина // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2012.
- Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] /Н. Д. Ватутина. — М.: Просвещение, 2003. — 80 с.
- Самарина, Л. В. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детском саду [Текст]/Л. В. Самарина, В. А. Холопова. –СПб., 2003. — 221 с.
- Cоколовская, Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации [Текст]/Н. В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2008. — 188 с.
- Прокопенко, Н. Н. Особенности адаптации детей раннего возраста в детском саду [Текст]// Образование и наука в современных условиях. — 2016. — № 4. — С.89 -91.
- Пучкова, Л. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях адаптации [Текст]/Л. А. Пучкова. — URL:http://doshkolnik.ru/adaptacia/4993-adaptaciya.html