В данной статье обсуждаются вопросы: социальных гарантий как прав и свобод человека, социального государства, функцией которого является гарантированное обеспечение социальных прав и свобод граждан.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, социальное государство, социальные гарантии.
Изучение социальной деятельности государства, исследование направлений формирования парадигмы социального государства осуществлялось в разные исторические периоды. Проблематика социальной поддержки существовала с давних пор, но определенное время ее не удавалось закрепить законодательно, она присутствовала в традициях и обычаях различных обществ. Значимость социальной функции государства неоспорима, так как она затрагивает актуальные проблемы, как всего общества, так и каждого гражданина в отдельности. Проблема преодоления неблагоприятных для общества последствий стратификации определила многовековой научный поиск концепции оптимального общественного устройства.
В Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Каждый гражданин Российской Федерации на ее территории обладает всеми правами и свободами предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Права граждан неразрывно связаны с такими понятиями, как равенство и свобода. Их ценность состоит, в том, что они сами по себе и гарантии реального осуществления прав, и определяют положение человека в обществе, а, следовательно, и положение самого общества. Свобода личности в обществе прямо зависит от справедливости и свободы самого общества.
В разные периоды истории человечества, общество пыталось ответить на вопрос, что такое свобода. Еще Шарль Луи Монтескье в своей работе «О духе законов» отметил, что «…нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово «свобода»» [1]. Иммануил Кант в своем труде о категорическом императиве провозгласил свободу и равенство в качестве важнейших элементов достоинства человека [2].
По своей юридической природе понятие «свобода» тождественно языке слово «гарантия» означает обеспечение, ручательство. Также этот термин применяется для обозначения способов и средств, при помощи которых осуществляется обеспечение. В словаре Ожегова под гарантией понимают: «обеспечение осуществления, исполнения чего-либо».
Деятельность государства по предоставлению своим гражданам социальных гарантий в современном ее понимании возникла довольно давно. Этот вид деятельности характеризуется, прежде всего, проявлением пристального внимания к гражданам, не способным в силу определенных причин обеспечить минимальные условия существования себе и членам своих семей собственными силами, и соответствовало бы общему социальному уровню общества. С древности развитие общества по всем направлениям, так или иначе, сопровождается развитием социально-ориентированных отношений. Теоретическое изучение конструкции государственного управления, которая базируется на принципах солидарности, свободы и права, законности, социальной справедливости и а также расхождение естественных прав человека и законов государства, интересов государства, общества и личности, нашло свое отражение в трудах знаменитых философов и мыслителей древности — Платона и Аристотеля [3].
Так, в своей работе «Государство» Платон полагал, что истинное и достойное государство появляется по причине потребности людей в объединении с целью облегчения существования. Государство «возникает …, когда гражданин не имеет возможности удовлетворить самого себя, и испытывает нужду во многом. Следовательно, каждый человек, для удовлетворения определенной потребности прибегает к помощи другого. Испытывая нужду, многие люди объединяются, чтобы жить сообща и оказывать взаимную поддержку: такой коллектив и называется государством…» [4]. По его мировоззрению, государство должно проявлять особую заботу о воинах, которые обеспечивают его сохранность и защищенность. В философских воззрениях Платона безопасность — это предупреждение вреда [5]. Аристотель в свое время также справедливо определил, что «… человек — существо социальное». Все гуманистические теории единодушны в том, что человек, живет в обществе и несет на себе отпечаток того общества, к которому он принадлежит [6].
Самый известный из древних кодексов справедливости — сборник законов царя Хаммурапи [7], который правил Вавилонской державой в первой половине восемнадцатого столетия до нашей эры. Кодекс Хаммурапи состоял из 282 статей закона (сохранилось 247), они дают нам представление о справедливости того времени — об отношениях между людьми касающихся имущественных, семейных и других актуальных социальных проблем того времени. Одна из центральных тем «Законов» — справедливость, под которой подразумевается деление людей на свободных и рабов, неравноправное положение самих свободных — членов различных сословий [8]. В этом документе справедливости признавался перечень социальных гарантий (право наследования, судебной защиты, получения продовольствия в трудные годы), предоставляемых, правда, только «свободным» членам общества.
Что бы понять начало создания системы социального гарантирования следует обратиться к древности, когда только зарождались предпосылки для ее развития. Еще в то время правители понимали, что высокая «жизнеспособность» государства возможна лишь при условии социальной устойчивости общества, и важнейшим фактором этой «жизнеспособности» являются социальные гарантии. Поэтому проблемы их реализации были актуальны для всех периодов развития общества, включая и современный этап становления и развития нашего государства, определяющего себя как «социальное».
Последующее становление идей возникновения государства, деятельность которого будет ориентирована на определение стабильности общества в социальной сфере, сведение к минимуму социального неравенства, освобождение человека от степени крайней нуждаемости, создание для него оптимальных условий для реализации основных социальных потребностей, упоминалась в трудах мыслителей в период средневековья (Т. Кампанелла, Т. Мор) [9]. Проблема социальной утопии, перспективы лучшей жизни, надежда на честную и справедливую власть, отсутствие классовой системы и социальное равноправие нашло отражение в трудах мыслителей Томмазо Кампанеллы и Томаса Мора, написавших «Город Солнца» и «Утопию». Эти произведения сделали имена своих создателей бессмертными. Вопреки возможности создания таковых обществ, в работах Т. Кампанеллы и Т. Мора существуют идеи, которые считались определенно прогрессивными для того времени и которые частично, имеют место быть реализованными в современном мире. Это, прежде всего, свобода совести, всеобщее право на образование, на отдых, выборность власти, социальные гарантии и многое другое.
Значимыми идеями этих мыслителей современники и потомки считали отрицание частной собственности, эксплуатации и введение всеобщего труда и равенства. Сам смысл идеи всеобщего равенства является основной в этих произведениях. Вышеназванные мыслители представили новейший государственный строй, строй всеобщего равенства, так называемого социального государства.
Еще в античной этической теории было определено, что установленный высшей силой природный порядок (cosmos) — безупречен и совершенен; совершенство — есть благо, и общество-государство (polis) должно быть достойным этого божественного блага и идеального порядка для достижения гармонии и единства с природой (cosmopolis). Античное представление о добродетели — это желание стремиться к благой жизни и к идеалу. Следовательно, имеет место направление политики на обеспечение заботы о благе общества и государства на основании этических норм справедливости и добродетели, а также утверждение, что лучший гражданин это благой (с точки зрения морали) человек, а правитель должен быть мудрец-философ. На этом основании, согласно античной политической философии, идеал государственного устройства, предполагаемый Аристотелем и Платоном, отличается некой метафизичностью, так как идеал не нуждается в дальнейшем совершенствовании [10].
В подтверждение данной мысли, спустя двадцать столетий французский писатель Шарль Луи Монтескье, обозначает, что «желание жить в обществе — это естественный закон, которому подчиняется человек». Вместе с тем, продолжает французский просветитель, «обществу необходимо правительство, без него оно не может существовать», имея в виду, что общество перестанет быть таковым, в случае если оно не управляется государственной властью. Социальная роль и польза социальной функции определяет объем социальных благ, которыми наделяется человек. «Без любви (т. е. желания реализовывать свои обязательства) все конституционные гарантии и свободы это пустая фраза» [11]. Любые благие намерения, если они не проникнут в социальные институты и культуру их деятельности, сами по себе не приведут к согласию, процветанию, миру.
Основной смысл существования государства — это создание общественных благ, оно призвано помогать слабым слоям общества и распределять эти блага в духе справедливости. Государство, которое несет ответственность за существование общества, восстанавливающее равенства и свободы граждан, защищая всех обездоленных называется –«социальным государством».
Понятие «социальное государство» как научную категорию ввел в конце ХIХ века Лоренц фон Штейн, содержащее в себе идеи свободы и равенства, он сформулировал признаки социального государства: оно обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти и способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, иначе, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.
В статье 7 Конституции — Российская Федерация провозглашена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и инструментом реализации идей такого государства являются социальные гарантии.
Социальное гарантии — это не результат социальной благотворительности государства, а зафиксированная в основных законах страны совокупность благ, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Обеспечивая реализацию социальных гарантий, государство стремится обеспечить доступность определенного минимума социальных благ для всех граждан, смягчая, таким образом, возникающие в обществе проявления чрезмерной социальной дифференциации и обеспечивая его стабильность.
Однако, стандарт предоставляемых гарантий не должен быть на минимальном физиологическом уровне, это всего лишь базовая величина, на основе которой формируется система реализации социальной политики для обеспечения достойных условий жизни, при нарушении которой не будут соблюдаться права и свободы. Речь идет о государственных гарантиях, которые не только выполняют функцию помощи слабым и обездоленным, но и создают необходимые условия для развития творческого потенциала граждан.
Для сохранения доверия граждан к закону и действиям государства, законодатель обязан соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, а также стабильности и реализации социальных гарантий, и не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо этих прав и приводила бы к утрате их реального содержания. Через социальные гарантии государство вселяет своим гражданам надежду на будущее.
На сегодняшний день нет четкого определения, что является минимальными стандартами социальных гарантий, но, безусловно, их объем должен отталкиваться от «социовитальных потребностей» граждан, данное понятие ввел в оборот доктор социологических наук Филимонов О. В. под которым он понимает группу человеческих потребностей, удовлетворение которых, обеспечивая физическое воспроизводство, способствует необходимому общественному признанию (социальному престижу). Удовлетворение социовитальных потребностей, является критерием «социальности» человека, основой для формирования и последующего удовлетворения высших (духовных) потребностей [12].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в настоящее время возникла объективная необходимость в принятии федерального закона «О минимальных государственных социальных стандартах». Согласно концепции данного законопроекта, утверждение и применение минимальных государственных социальных стандартов в Российской Федерации предназначено для реализации основных социальных гарантий и прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Литература:
- Монтескье Ш. Л. С. О духе законов, или Об отношениях, в которых законы должны находиться к устройству каждого правления, к нравам, климату, религии, торговле и т. д.: Перевод с французского / Пер. под ред.: Горнфельд А. Г.; Вступ. ст.: Ковалевский М. М. — С.-Пб.: Л. Ф. Пантелеев, 1900. С. 154
- Кант И. Метафизика нравов: в 2 ч. / пер. с нем., примеч. С. Я. Шейнман-Топштейн, Ц. Г. Арзаканьяна; вступ. ст. М. М. Филиппова; примеч. А. А. Тахо-Годи. М., 2007. С. 223.
- Михалев И. Ю., Концепция социального государства: теория и методология: автореф. дисс. … канд. соц. наук. М., 2009, С. 36.
- Платон. Государство // Платон. Избранное. — М.: Изд-во АСТ, 2004. С. 37–38.
- Платон. Сочинения. В 3 т. — М., 1971; Т.3. ч. I.
- Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: — В 4 т. М., 1983. — Т. 4.
- Тураев Б. Вавилон в правление Хаммурапи. История древнего востока. — Мн.: Харвест, 2002, С.69.
- Правовая мысль: Антология / Автор составитель Малахов В. П. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 22.
- Воробьева Н. Ю., Государство как субъект социальной политики: историко — и теоретико-правовые аспекты: автореф. дисс…… канд.юр.наук. М., 2005, С. 28.
- Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998. С. 68.
- Сорокин П. А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования, 1991. № 8. — С. 121.
- Филимонов О. В. Социовитальные потребности как новое понятие в социологии // Социальная политика и социология. 2011. № 4 (70). 220 с.