Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 26.04.2020

Статья просмотрена: 963 раза

Библиографическое описание:

Цикало, А. П. Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / А. П. Цикало. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69166/ (дата обращения: 15.11.2024).



Речевая деятельность является объектом, изучаемым науками языкознания: язык есть специфический предмет лингвистики, реально существующий как составная часть объекта и моделируемый лингвистами в виде особой системы для тех или иных теоретических или практических целей [6].

Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста раскрываются в работах, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой и др.

Существенным в развитии речи ребенка является все совершенствующееся умение использовать речь как средство общения. В начале у ребенка происходит общение только с ближайшим окружением. Вставляя в общение отдельные высказывания и просьбы, они вытекают в разговорную диалогическую форму. Лишь спустя какое-то время у ребенка появляется потребность транслировать результат своего речевого действия, предназначенное для стороннего слушателя. Тогда-то и развивается связная речь как умение раскрыть мысль в связном речевом построении.

А. М. Бородич понимает под связной речью смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей [2.с.46].

Связность речи, по определению С. Л. Рубинштейна, это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Связная речь — это речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания [6.с.409].

Ф. А. Сохин считает связную речь неразрывной с миром мыслей. Он находит в связной речи отражение логики мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития [5.с.115].

Связная речь, по мнению О. С. Ушаковой, — это речь, организованная по законам логики и грамматики, представляющая единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью и разделяющаяся на части, связанные между собой [7. с. 54].

В освоении ребенком речи он идет от слова к сцеплению двух трех слов, следом — к простой фразе, далее к предложению и к связной, состоящей из ряда развернутых предложений, речи [3].

Дидактические игры представляют собой вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания [4].

Дидактические игры способствуют пополнению и закреплению словаря, навыкам быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменению и образованию слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Возможность дошкольного возраста — быстрое усвоение информации, способна помочь педагогу решить многие задачи, а дидактическая игра выступает средством. Дидактическая игра выступает средством реализации речевой практики [1].

Я предположила, что систематическое использование дидактических игр повысит уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проводилось в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) на базе МБДОУ г. Владикавказа «Детский сад № 176». В нем приняли участие 30 детей второй младшей группы в возрасте 3–4 лет.

Цель констатирующего этапа: определить уровни развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

На основе исследований А. Н. Гвоздева, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой были выявлены критерии развития связной речи детей 3–4 лет и подобраны диагностические задания (таблица 1).

Таблица 1

Диагностические задания по каждому критерию развития связной речи

Критерий

Диагностические задания

1

Умение составлять короткий описательный рассказ по сюжетной картинке.

Задание 1. Составление рассказа по картинке

(Р. Р. Калинина)

2

Умение составить описание игрушки.

Задание 2. Опиши куклу (О. С. Ушакова)

Задание 3. Опиши игрушку (В. В. Гербова)

3

Умение составлять совместно с взрослым короткий повествовательный рассказ.

Задание 4. Расскажи другу (Л. В. Танина)

4

Умение рассказывать по серии сюжетных картинок.

Задание 5. Последовательные картинки (Р. Р. Калинина)

По результатам констатирующего эксперимента были выделены и описаны три уровня развития у детей 3–4 лет связной речи.

Высокий уровень: ребенок самостоятельно составляет развернутый описательный рассказ по сюжетной иллюстрации и серии сюжетных картин с использованием дополнений; ребенок способен описать игрушку, составив краткий описательный рассказ из 4–5 связных предложений; ребенок составляет с помощью педагога повествовательный рассказ.

Средний уровень: ребенок составляет описательный рассказ из 4–5 предложений по сюжетной иллюстрации и серии сюжетных картин, используя небольшое количество дополнений; составляет описательный рассказ по игрушке и повествовательный рассказ из 3–4 предложений только с помощью воспитателя.

Низкий уровень: при описании сюжетной иллюстрации и серии сюжетных картин ребенок составляет 2–3 не связанных друг с другом, состоящих из существительных и глаголов предложения; затрудняется при описании игрушки и составлении короткого повествовательного рассказа даже с помощью воспитателя.

Исходный уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста представлен на рис. 1.

Рис. 1. Исходный уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

На формирующем этапе нами была разработана и апробирована программа развития связной речи с применением дидактических игр.

Программа рассчитана на 102 часа. Занятий проведено: 36.

Области развития: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательский, игровой, коммуникативный, продуктивная.

Программа реализовывалась с 4 ноября 2019 г. по 20 марта 2020 г. Ее целью было создание условий для повышения уровня связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Картотека состоит из таких игр, как: «Сравни кукол», «Кукла веселая — грустная», «Сравни медвежат», «Сравни зверят», «Скажи наоборот», «Что напутал Петрушка?», «Доскажи словечко», «Вспомни сказку», «Разложи картинки», «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Козлята и зайчик», «День рождения куклы Агунды», «Теремок», «Вспомни сказку», «Один-много», «Какой, какие, какая», «Встань в круг».

Данные игры включались в образовательный процесс в качестве нового и закрепляющего материала, в режимные моменты, такие как прогулка, подготовка к приему пищи, в умывание.

При реализации программы учитывались следующие условия:

– Постоянное, систематическое включение дидактических игр во все формы организации образовательного процесса.

– Содержательность и разнообразие тематики игр.

– Максимальная активность детей на всех этапах игры.

– Совместное участие в данном процессе детей и взрослых.

Для определения результативности реализации программы был проведен контрольный этап. Его цель — провести итоговую диагностику развития связной речи у детей и сравнить полученные результаты с результатами констатирующего этапа.

Итоговая диагностика детей проводилась с помощью тех же критериев и тех заданий, которые использовались на начальном этапе работы.

Сравнение исходного и итогового уровня развития связной речи детей младшего дошкольного возраста представлено на рис. 2.

Рис. 2. Сравнение исходного и итогового уровня развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

По данным, представленным на рис. 2, видна положительная динамика в общем уровне развития связной речи у детей. Это проявилось в том, что после реализации программы на 23,3 % (7 чел.) увеличилось количество детей с высоким уровнем развития связной речи (было 0 % детей, стало 23,3 % (7 чел.), на 57 % (17 чел.) увеличилось количество детей со средним уровнем (было 13 % (4 чел.), стало 70 % (21 чел.), количество детей с низким уровнем снизилось на 80,3 % (в начале было 87 % (26 чел.), сейчас 6,7 % (2 чел.).

Таким образом, имеются положительные результаты в уровнях развития связной речи у всех детей младшей возрастной группы. Это стало возможным благодаря реализации программы по развитию связной речи. Сравнение исходных и итоговых результатов в уровнях развития связной речи детей показало результативность этой работы, ее положительное влияние развитие умений составлять описательные рассказы.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3 изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 256 с.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5 изд. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  4. Кругликов, В. Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаронов Ю. А. — СПб.: П-2, — 2006. — 189 с.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И., Под ред. Сохина Ф. А. — 3 изд. — М.: Просвещение, 1984. — 223 с.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
  7. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 287 с.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, связная речь детей, младший дошкольный возраст, ребенок, уровень развития, задание, игра, реализация программы, сюжетная иллюстрация, дидактическая игра.


Похожие статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста, посредством словесного творчества

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм

Похожие статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста, посредством словесного творчества

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм

Задать вопрос