Коррупция в органах государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 26.04.2020

Статья просмотрена: 4162 раза

Библиографическое описание:

До, Ю. П. Коррупция в органах государственной власти / Ю. П. До. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69182/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данная статья посвящена исследованию коррупции в органах государственной власти Российской Федерации, а также выявлению обстоятельств, влияющих на непосредственное состояние коррупции в стране.

Ключевые слова: коррупция, правонарушение, органы государственной власти, должностное лицо, антикоррупционная политика, служебные полномочия.

Проблема коррумпированности в различных направлениях деятельности всегда являлась наиболее острой в современном российском обществе, а коррупция органов государственной власти носит систематический характер и является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

В условиях, когда коррупция прорастает в органах государственной власти, говорить о развитии экономики и всего общества довольно сложно. Когда коррупция является одним из элементов функционирования публичной власти, в том числе во взаимоотношениях с гражданами, вызывая негативные последствия на качество государственного управления, доверие общества к власти и надежда на справедливость дезинтегрируется.

Одной из основных угроз порождения и распространения коррупции является обладание должностным лицом дискреционной властью, которая дает полномочия действовать по своему усмотрению.

Разработка эффективных механизмов выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных преступлений, минимизации и ликвидации их последствий является важнейшим направлением деятельности нашего государства. Хотя выявление и устранение причин коррупционных преступлений является на сегодняшний день не менее важной проблемой и задачей по искоренению коррупционной составляющей в деятельности, как хозяйствующих субъектах, так органов государственной власти.

Чтобы приступить к исследованию коррупции в органах государственной власти и причин ее возникновения, определим само понятие «коррупция». Термин «коррупция» не употреблялся в российском законодательстве вплоть до начала 20 века. Однако интерпретация понятий коррупции и взяточничества в русском языке в 13–14 веках существовала в терминах «лихоимство» и «мздоимство».

Общепринятое понимание коррумпированных действий — это использование должностным лицом своих служебных полномочий и официально-властных возможностей в личных целях и для получения личной выгоды, противоречащих действующему законодательству и канонам морали.

Официальное определение коррупции детально раскрыто в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которое трактуется путем перечисления конкретных преступных деяний, ответственность за которые предусмотрена статьями 201, 204, 285, 290, 291 Уголовного кодекса Российской Федерации [2], а также как иное незаконное использование лицом своего должностного положения в целях получения выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами, вопреки законным интересам общества и государства. [3].

Из определения понятия коррупции видно, что коррупционная составляющая может существовать не только в секторе государственного управления. Однако все же большую угрозу несет в себе коррупция именно в действиях органов государственной власти, поскольку, являясь субъектами по реализации нужд своего населения, они наделены государственно-властными полномочиями по управлению обществом в целом [8, с. 680].

Современная коррупция, прежде всего, проявляется как универсальное социально-правовое явление. Виды коррупции в государственных органах многообразны и многолики. Коррупция может проявляться как в нарушении норм профессиональной этики должностного лица, которые способствуют формированию негативного общественного мнения о государственной службе (приобретение предметов роскоши, криминальное прошлое служащего и др.), так и в виде правонарушения (преступления, административного или дисциплинарного проступка и др.) [10, с. 20].

Наиболее распространенными формами коррупции в органах государственной власти можно назвать: вознаграждения за получение выгодных контрактов, получение денежных средств за размещение государственных заказов, оплаты поездки в заграничную командировку, на отдых за счет средств заинтересованного в решении вопроса лица, скрытого вымогательства взяток, в том числе незаконного вознаграждения за оперативное решение служебного вопроса, выдачу документов и др.

Таким образом, некоторые представители органов государственной власти могут использовать свое служебное положение для решения проблем, либо предоставления преимущественного положения определенным лицам, а взамен получать финансовую выгоду в той или иной форме [11, с. 37].

Наличие властных полномочий и возможность распоряжаться государственными и общественными ресурсами, такими как бюджетные средства, государственная собственность, государственные заказы или льготы, приводит государственных служащих к искушению использовать их для собственной выгоды и в своих интересах [5, с. 22].

Если обратиться к порталу правовой статистики генеральной прокуратуры Российской Федерации [9], для иллюстрирования проблемы коррупции в стране, то можно обнаружить рост преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки). Так, в 2018 году количество зарегистрированных преступлений о получении взятки выросло почти на 10 %, а в 2019 году уже на 14 %, а коррупционные преступления, совершенные именно органами государственной власти из общего числа этих преступлений, составляет около 40–50 %. О чем, это свидетельствует? С одной стороны, можно судить о неэффективных методах по профилактике коррупционных преступлений, но с другой стороны, на лицо положительная статистика борьбы с ними, а именно выявление и пресечение коррупционных преступлений. И пока органы государственной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с коррупционными преступлениями, будут нацелены на осуществление хороших статистических показателях по борьбе и профилактике коррупции, а не на реальное ее предотвращение, тогда коррумпированность всех чиновников и органов государственной власти будет процветать, пусть и в неофициальной статистике.

Если рассмотреть коррупционную составляющую с позиции правовой особенности деятельности аппарата управления государственных органов, то в большей степени она связана со знанием и умением воспользоваться несовершенствами определенных норм законодательных актов в политических, корыстных, личных и иных целях.

В связи с чем, одной из причин возникновения коррупционных составляющих в действиях должных лиц органов власти является нечеткие формулировки законодательства, несогласованность и неясность норм действующих законов, коллизии норм права, позволяющие государственным служащим трактовать их в свою пользу в корыстных целях и косвенно стимулирующие к противоправным коррупционным деяниям.

Ко всему прочему, недостаточность и отсутствие четких процессуальных норм в регламентации деятельности должностных лиц приводит не только к совершению коррупционных преступлений, но и к невозможности дать правоприменителем уголовно-правовую оценку конкретного деяния.

Хотелось бы отметить, что кадровая коррупция в системе государственного управления также приносит значительный вред как обществу в целом, так и отдельным его составляющим [7, с. 53]. Примером такой коррупции является неофициальный конкурс на замещение государственных должностей, который проводится исходя из корыстных интересов соискателя и заинтересованного в получении этой должности лица, а не из уровня профессионализма и профессиональных характеристик претендента на замещение должности государственного служащего.

Одними из основных задач кадровой политики, осуществляющей эффективное функционирование органов государственной власти, должны являться: активное привлечение на государственную службу высококвалифицированных специалистов, создание условий для повышения уровня их правосознания, антикоррупционное просвещение и разъяснение антикоррупционных стандартов и др.

Таким образом, продуманная, взвешенная и грамотная кадровая политика может способствовать повышению эффективности противодействия коррупции и предотвращению возникновения коррупционных составляющих служащими при исполнении служебных полномочий.

Об этом также говорит Магомедов К. О. в своей статье, где, проведя анализ эффективности противодействия коррупции в государственных органах власти, с использованием данных репрезентативных социологических исследований, проведенных в 2012–2013 гг., приходит к выводу, что «наибольший эффект в борьбе с коррупцией может дать взвешенная и современная по социально-технологическому оснащению кадровая политика, а также мотивация государственных гражданских служащих на антикоррупционное поведение» [6, с. 209].

Безусловно, правовую основу противодействия коррупции в Российской Федерации составляет высший нормативно правовой акт — Конституция РФ, согласно которой органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а народ, осуществляет свою власть через органы государственной власти [1]. В связи с чем, для профилактики и противодействия коррупции необходимо создать такие механизмы, которые позволят гражданам и общественным объединениям проводить антикоррупционный мониторинг, получить открытый и быстрый доступ к актуальной информации о деятельности органов государственной власти и должностных лиц, осуществлять общественный контроль.

Стоит отметить, что на сегодняшний день на федеральном уровне насчитывается около 30 нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией. Из основных, можно назвать Федеральный закон от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов», Указ Президента РФ от 19.05. 2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции», Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» и иные. Так, в Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы [4], уточняется программа действий как органов государственной власти, так общественных объединений и граждан по борьбе с коррупционными преступлениями. В настоящем плане, одной из мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания, является совершенствование взаимодействия органов государственной власти, осуществляющих противодействие коррупции, с субъектами общественного контроля.

И несмотря на эти, законодательно закрепленные, антикоррупционные механизмы, на сегодняшний день практически отсутствует в открытом доступе объективные показатели коррупционной ситуации в стране, в том числе отсутствуют конкретные показатели коррупционных преступлений, совершенных именно органами государственной власти, из общего числа коррумпированных деяний. В связи с чем, считаю необходимым создать новые механизмы взаимодействия между обществом и публичной властью, повысить значимость общественной антикоррупционной деятельности, с возможностью влияния на власть общественных объединений и граждан, а также создать прозрачную, открытую и централизованную систему государственного мониторинга коррупционной ситуации.

Подведя итог, можно отметить, что для достижения положительных результатов в области противодействия коррупции в системе органов государственной власти антикоррупционная политика должна содержать в себе комплекс мероприятий как по пресечению коррупционных преступлений, так и их профилактику, путем минимизации прецедентов, связанных с коррупционными деяниями чиновников.

Стоит полагать, что основная проблема антикоррупционной политики состоит в том, что органы, которые призваны искоренять причины и условия, порождающие коррупцию, предотвращать и пресекать правонарушения коррупционной направленности, зачастую сами становятся фигурантами данных противоправных деяний, в том числе в условиях отсутствия конкретизации в понимании роли органов государственной власти в противодействии коррупции.

Можно отметить лишь одно, нынешняя антикоррупционная политика нуждается в совершенствовании как законодательства в целом, так и механизмов государственного управления.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993: в ред. от 30.12.2008 № 6–ФКЗ; 30.12.2008 № 7–ФКЗ; от 5.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ // Справочно–правовая система «Консультант плюс». — Последнее обновление 01.04.2020.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс]: в ред. от 18.02.2020 № 22–ФЗ, с изм. 25.04.2018 № 17-П // Справочно–правовая система «Консультант плюс». — Последнее обновление 01.04.2020.
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]: в ред. от 16.12.2019 № 432-ФЗ // Справочно–правовая система «Консультант плюс». — Последнее обновление 01.04.2020.
  4. Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» [Электронный ресурс]: Справочно–правовая система «Консультант плюс». — Последнее обновление 01.04.2020
  5. Гришин Д. А., Верховых А. Э. Вопросы противодействия коррупции в органах государственной власти // Вопросы управления. — 2018. — № 2 (32). — С. 21–24.
  6. Магомедов К. О. Об эффективности противодействия коррупции в государственных органах власти // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2014. — № 3. С. 201–212.
  7. Малик И. В. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы в современной России // Вестник государственного и муниципального управления. — 2015. — № 3 (18). — С. 52–56.
  8. Малько А. В., Маркунин Р. С. Современные пути борьбы с проявлениями коррупции в системе органов публичной власти // Всероссийский криминологический журнал. — 2018. — Т. 12, № 5. — C. 678–688.
  9. Показатели преступности России [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики генеральной прокуратуры Российской Федерации. — Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_chart. — Дата обращения — 01.04.2020.
  10. Противодействие коррупции: учебное пособие / составители: А. М. Межведилов, Л. Т. Бакулина, И. О. Антонов, М. В. Талан, Ю. В. Виноградова, А. Д. Гильфанова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та. — 2016. — 192 с
  11. Угровитцкий В. В., Вдовенко З. В. Коррупция в органах государственной власти // Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXXI. — 2017. — № 14. — С. 37–39.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коррупция, орган, государственное управление, должностное лицо, преступление, Российская Федерация, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, антикоррупционное поведение.


Похожие статьи

Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы

В данной статье описывается понятие коррупции. Рассматриваются причины роста коррупции в системе государственного управления, а также необходимые мероприятия для осуществления эффективной борьбы с ней.

Коррупция как социально-правовое явление

В данной статье приведена статистика коррупционных преступлений, подробно рассматриваете официальное понятие «коррупция» в Российской Федерации, а также описываются элементы, отличительные характеристики коррупции как социально-правового явления и ег...

Коррупция в таможенных органах: понятие, причины появления и методы борьбы с ней

В данной статье автором рассмотрены вопросы коррупции в таможенных органах и причины ее появления, рассмотрены основные направления борьбы с коррупционной составляющей в таможенных органах Российской Федерации.

Борьба с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти

В статье рассматривается проблема противодействия коррупции в России и зарубежных странах в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики. Изучены основные направления противодействия ко...

Противодействие коррупции в системе государственной власти

В статье автором рассматриваются причины коррупции в органах государственной власти на территории Российской Федерации и стран мира и проблемы её предотвращения. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики, рассмотрены главные напра...

Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах Кыргызской Республики

В данной статье характеризуются основные проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах Кыргызской Республики.

Криминологическая характеристика коррупции в Российской Федерации

В данной статье рассмотрены криминологические причины коррупции в Российской Федерации и социальный портрет коррупционера.

К вопросу о роли и месте органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией

В рамках данной статьи определяется роль и место органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией.

Актуальные проблемы противодействия коррупции на государственной службе

В статье рассматриваются перспективы противодействия коррупционным проявлениям в системе государственной службы, ответственность за должностные преступления. В статье обсуждаются вопросы применения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их про...

Проблема применения механизма дисциплинарной ответственности государственных служащих Российской Федерации за совершение коррупционного правонарушения

В статье рассматривается актуальная проблема привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения, связанная с несовершенством законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том ч...

Похожие статьи

Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы

В данной статье описывается понятие коррупции. Рассматриваются причины роста коррупции в системе государственного управления, а также необходимые мероприятия для осуществления эффективной борьбы с ней.

Коррупция как социально-правовое явление

В данной статье приведена статистика коррупционных преступлений, подробно рассматриваете официальное понятие «коррупция» в Российской Федерации, а также описываются элементы, отличительные характеристики коррупции как социально-правового явления и ег...

Коррупция в таможенных органах: понятие, причины появления и методы борьбы с ней

В данной статье автором рассмотрены вопросы коррупции в таможенных органах и причины ее появления, рассмотрены основные направления борьбы с коррупционной составляющей в таможенных органах Российской Федерации.

Борьба с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти

В статье рассматривается проблема противодействия коррупции в России и зарубежных странах в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики. Изучены основные направления противодействия ко...

Противодействие коррупции в системе государственной власти

В статье автором рассматриваются причины коррупции в органах государственной власти на территории Российской Федерации и стран мира и проблемы её предотвращения. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики, рассмотрены главные напра...

Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах Кыргызской Республики

В данной статье характеризуются основные проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах Кыргызской Республики.

Криминологическая характеристика коррупции в Российской Федерации

В данной статье рассмотрены криминологические причины коррупции в Российской Федерации и социальный портрет коррупционера.

К вопросу о роли и месте органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией

В рамках данной статьи определяется роль и место органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией.

Актуальные проблемы противодействия коррупции на государственной службе

В статье рассматриваются перспективы противодействия коррупционным проявлениям в системе государственной службы, ответственность за должностные преступления. В статье обсуждаются вопросы применения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их про...

Проблема применения механизма дисциплинарной ответственности государственных служащих Российской Федерации за совершение коррупционного правонарушения

В статье рассматривается актуальная проблема привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения, связанная с несовершенством законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том ч...

Задать вопрос