Соблюдение трудовых прав граждан является одной из острых проблем современности, поэтому не теряет актуальности исследования. Институт защиты граждан в рассматриваемой сфере осуществляется через Федеральную инспекцию труда в сотрудничестве с прокуратурой.
Проанализировав статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что ежегодно выявляются нарушения в сфере трудового законодательства и данное направление является одним из приоритетных для прокуратур всех уровней. В 2019 году прокурорами было выявлено 377 667 нарушений в сфере оплаты труда, что на 14,4 % меньше, чем в 2018 году, но количество постановлений о привлечении лиц к административной ответственности и количество возбуждённых уголовных дел возросло.
Пункт 7.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» закрепляет обязанность прокуроров защищать трудовые права граждан, провозглашённые и гарантируемые Конституцией РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет свою деятельность в целях:
− обеспечения верховенства закона;
− единства и укрепления законности;
− защиты прав и свобод человека и гражданина;
− а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Защита и соблюдение всеми органами и организациями трудовых прав граждан является частью прокурорского надзора. Соответственно, это законодательно-закреплённое положение о роли прокуратуры подчеркивает её правозащитную функцию.
В соответствии со ст.ст. 353, 365 Трудового Кодекса Российской Федерации) трудовая инспекция осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, затрагивающих трудовые отношения вместе с прокуратурой РФ. Таким образом, надзорные функции, возложенные на прокуратуру, шире, чем обозначенные в Федеральном законе «О прокуратуре», и подробнее раскрываются в других нормативно-правовых актах.
В прокурорской практике встречается ряд проблем, связанных с исполнением трудового законодательства.
Во-первых, проведение прокурорских проверок должно быть ориентировано не только на соблюдение требований трудового законодательства, но и на исполнение подзаконных нормативных актов, которые издаются в соответствии с ТК РФ. Следовательно, нужно тщательно проверять подзаконные акты организаций, но на практике это является существенной проблемой.
Во-вторых, индивидуальные предприниматели не включены в список контролируемых объектов.
В связи с активным развитием малого бизнеса и предпринимательства в экономическом секторе России в настоящее время важно учитывать среди объектов данного надзора за физическими лицами — индивидуальных предпринимателей. В связи с чем предлагаю ст. 21, 26 ФЗ «О Прокуратуре» дополнить положениями, включающими ИП в число поднадзорных [2].
Теперь необходимо рассмотреть полномочия прокуроров в сфере трудового права.
- Прокурор в соответствии с абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ имеет право требовать от государственной инспекции труда проведения внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим материалам и обращениям.
- Работодатель, в свою очередь, обязан в течение суток направлять в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая извещение при групповом (два и более человека), тяжелом или несчастном случае со смертельным исходом (абз. 3 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ). Акт о расследовании такого несчастного случая также направляется в прокуратуру (ч. 2 ст. 230.1 ТК РФ). Данные обстоятельства необходимы прокурору для последующей проверки с целью выявления лиц, виновных либо причастных к данному событию.
- Прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ участвует в делах о восстановлении на работе и дает свое заключение о правомерности расторжения трудового договора. Также прокурор может обратится в суд с заявлением на решение комиссии по трудовым спорам, не соответствующее трудовому законодательству (ст. 391 ТК РФ)
- В рамках ст. 1 ФЗ «О прокуратуре» прокуроры осуществляют административное и уголовное преследование лиц по делам, связанным с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Прокурор также имеет право на подачу иска в рамках гражданского или административного судопроизводства, когда потерпевший не может самостоятельно защитить свои права или когда нарушение обладает особым социальным характером.
Для того, чтобы повысить эффективность прокурорского надзора в сфере исполнения трудового законодательства необходимо:
1) осуществлять систематически анализ информации о состоянии законности в сфере труда на основе данных, которые предоставляю правоохранительные органы и органы контроля;
2) привлекать специалистов, которые будут способствовать более качественному выяснению вопросов, подлежащих проверке;
3) не выходить за пределы полномочий прокурора при проведении проверок, а именно не затрагивая оперативно-хозяйственную и организационную деятельность организаций. На наш взгляд, прокурор не вправе вмешиваться в деятельность субъектов по вопросам оперативно-хозяйственной деятельности, в частности, по изданию и принятию технологических инструкций и маршрутных карт, по экономическим и организационным решениям работодателя, не запрещенных законом, даже в тех случаях, когда подобные решения привели к потерям прибыли или иным образом негативно отразились на экономических интересах организации [1,с. 78].
Такая же точка зрения изложена в приказах Генерального прокурора РФ и информационных письмах Генеральной прокуратуры РФ, в которых подчеркивается, что прокуроры не должны подменять контролирующие органы и вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать ряд выводов.
Осуществляя прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства, прокуроры тем самым способствуют развитию рынка труда в России, повышению стабильности в области трудовых отношений между работником и работодателем, становлению правового социального государства, которое призвано соблюдать и реализовывать права граждан в сфере труда [1,с. 79].
Спектр прокурорского надзора в сфере исполнения трудового законодательства достаточно широк и необходимо более тщательно конструировать взаимодействие прокуратуры с правоохранительными и контролирующими органами.
Литература:
- Сабельфельд Т. Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства как одно из приоритетных направлений в деятельности прокуроров // Юридическая наука. — 2018. — № 15. — С. 77–79.
- Чуванова Г. В. Проблемы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 19(63).