В статье автор пытается определить юридическое понятие электронного правительства России, сравнить его становление с зарубежным опытом других государств.
Ключевые слова: электронное правительство, государство, государственное управление, цифровое управление.
Одним из условий развития современного механизма государственного управления в настоящее время является концепция электронного правительства. Понятие «электронное правительство» берет свое начало от английской аббревиатуры «e-government» (electronic government) или «i-government» (information government). Впервые он был использован на Западе в конце 1970-х годов и применялся не только к деятельности государственных органов, но и в сфере бизнеса. Однако, в ходе совершенствования сферы государственного управления стало понятно, что «электронное правительство» как термин намного шире сфер государства и экономики, что он включает в себя не только взаимодействие органов власти друг с другом, бизнесом и гражданами, но и деятельность государства по глобальному внедрению в повседневную жизнь человека компьютерных технологий.
На данном этапе в науке есть несколько подходов к понятию e-government. Ряд ученых, проводя полный разбор и перевод этого словосочетания, отмечают, что слово «government» переводится в разных значениях [1]. Например, это и власть в целом, и правительство как отдельный орган, и сам процесс руководства или управления. Поэтому ошибочно понимать под ним только деятельность правительства, как это происходит в большинстве отечественной литературы. Сейчас концепция электронного правительства включает в себя три составляющих: government to government или G2G (государство для государства)- сфера взаимодействия государственных органов или должностных лиц между собой, government to business или G2B (государство для бизнеса)- взаимодействие различных субъектов бизнеса с государством и наоборот, government to citizens или G2C (государство для граждан)- система электронных государственных услуг для граждан. Во многих государствах данная концепция так и осталась лишь сферой G2C [4].
В различных странах становление и развитие системы электронного правительства проходило неравномерно и непоследовательно. Именно поэтому профессор М. А. Сединкин в зависимости от особенностей географического положения и национальности выделяет четыре типа электронного правительства:
– континентально-европейский (страны Западной, Восточной и Центральной Европы),
– англо-американский (Канада, США, Великобритания),
– азиатский (Сингапур, Южная Корея),
– российский [3].
Наиболее успешный из них является англо-американский тип электронного правительства, реализуемый в США и Великобритании. Это является следствием успешного законотворческого процесса и реализации принятого законодательства. Кроме того, в настоящее время в Америке создано специальное ведомство по электронному правительству и информационно-цифровым технологиям, которое осуществляет контроль и надзор за соблюдением вышеперечисленного законодательства, а также занимается вопросами упрощения взаимодействия граждан и бизнеса с государственными органами. Это позволяет экономить деньги и время граждан. Механизмы предоставления электронных государственных услуг в США отличаются высокой мобильностью. Получить их можно не только через официальные порталы и сайты, но и через специальные приложения в мобильных устройствах и центрах обслуживания граждан.
Интересный путь становления проделала и азиатская модель e-government, представленная в Южной Корее. Там уже в 1987 году был принят первый закон о расширении распространения и поощрении использования информационных систем. Причиной этому был резкий скачок в развитии компьютерных технологий, начавшийся в 1970-х годах. Именно в Корее впервые были разработаны приложения для мобильных устройств, предоставляющие государственные услуги и действующие на разных платформах — как iOS, так и Android.
В России данная система начала свое развитие в 2000-х годах и до сих пор не получила легального закрепления, но в доктрине пользуется большой популярностью. Под электронным правительством в отечественной юридической литературе понимают новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Многие ученые в своих работах уже изучили данную сферу, и на основе их работ я могу выделить ряд проблем. Во-первых, в российской концепции понятие e-government ряд исследователей использует в понимании электронного правительства, что является не совсем верно. Government- в переводе с английского может означать не только правительство, как определенный орган власти, но и все органы власти в целом или непосредственно сам процесс управления. Последнее представляется наиболее удачным употреблением, ведь процесс управления как термин шире, чем термин «орган власти». Так и профессор С. А. Олейник предлагает взамен e-government или “электронное правительство” использовать понятие электронного государства или электронного управления [1]. Во-вторых, в большинстве зарубежных стран, также как в России, e-government ошибочно рассматривают только как широкое введение и применение современных мобильных электронно-информационных технологий в сфере государственного управления. Однако, в данном случае технологии являются лишь средством в системе преобразования отношений государства с гражданами, юридическими лицами или государственными органами. Можно сказать, что таким образом создается новый вид государственного управления.
Если анализировать правовое регулирование российской системы e-government, то она наиболее полно представлена в трех нормативно-правовых актах: Федеральной программе «Электронная Россия 2002–2010», государственной программе «Информационное общество 2011–2020» и в концепциях развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде [6]. Для начала, в 2003 году в России был создан информационный ресурс, который предоставил гражданам эффективный и быстрый доступ к информации о деятельности и организации исполнительной власти.
В 2007 году был создан совершенно новый подход к осуществлению обмена сведениями, содержащимися в базах данных информационных систем органов власти всех уровней, на основе создания общероссийского Государственного информационного центра. В 2010 году была разработана первая полная концепция электронного правительства Министерством информационных технологий и связи совместно с Министерством экономического развития и торговли. Согласно этой концепции основными задачами стали модернизация экономики, общественных отношений, обеспечение прав граждан путем повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий. Конечным результатом всех нововведений стал единый портал государственных услуг, осуществляемый через сеть Интернет. Первичный список осуществляемых услуг был достаточно скуден. В него включались лишь услуги по информированию граждан о деятельности государственных органов и их должностных лиц, статистика и отчетность по исполнению указов и распоряжений Президента РФ, программ и концепций, расходованию бюджетных средств. Сейчас же он включает более 20 направлений деятельности, таких как услуги в сфере образования и науки, в сфере здравоохранения, в сфере содействия занятости населения и записи актов гражданского состояния, услуги в сфере культуры, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в налоговой сфере, нотариальные услуги, гос. закупки и др. Сейчас список предоставляемых услуг расширен почти до 80, но многие из них еще не начали полноценную работу. В некоторых регионах они работают лишь в тестовом режиме.
С 1 января 2013 во всех субъектах РФ заработали единые многофункциональные центры, которые по принципу «одного окна» оказывают тот же перечень государственных услуг, что и единый портал для тех граждан, которые не используют сеть Интернет. Кроме того, к направлениям электронного правительства относятся: электронная дорожная инфраструктура, online-страхование и удаленные банковские услуги, проведение широкополосного доступа в интернет в социально-значимые объекты и т. д. Сейчас в условиях мировой пандемии коронавируса данные услуги являются не только актуальными, но и жизненно необходимыми.
Для улучшения деятельности государственных органов была создана единая автоматизированная система Управление. Она позволяет осуществлять электронный документооборот между различными органами власти различных уровней, проводить информационно-аналитическую деятельность, мониторинг и контроль за исполнением приоритетных направлений, а также реализовывать основные задачи, поставленные Президентом и Правительством РФ.
28 мая 2019 года Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ была принята программа Цифрового государственного управления на 2018–2024 года. Целями данного проекта являются: внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; создание платформы идентификации, включая биометрическую идентификацию, облачную квалифицированную электронную подпись, цифровые профили гражданина и юридического лица, а также единое пространство доверия электронной подписи на базе единой системы идентификации и аутентификации; создание платформы межведомственного взаимодействия и обмена данными, в том числе нормативной справочной информацией, на базе системы межведомственного электронного взаимодействия и единой системы нормативной справочной информации; обеспечение функционирования платформы поиска работы и подбора персонала на базе информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», включая взаимодействие между образовательными учреждениями, работодателями и студентами/выпускниками при организации стажировок и практик посредством электронного документооборота; обеспечение развития системы «Мир» и введение, функционирование и развитие удостоверения личности гражданина («электронный паспорт») Российской Федерации и т. д. Всего в программе указано более 60 направлений деятельности электронного или как названо в программе цифрового правительства [2].
Подводя итог, можно сделать вывод, что в Российской Федерации пройден первый этап становления электронного правительства. Созданы все условия для реализации в полном объеме прав граждан и юридических лиц. На втором этапе законодателю следует задуматься об обеспечении безопасности созданных систем и электронных баз данных, правовом закреплении их понятия и статуса, равному и открытому доступу к ним всех субъектов права, появлению и развитию понятия «электронная демократия» и исключению недавно появившегося негативного явления «электронная коррупция» [2].
Литература:
- Олейник Сергей Александрович, Мельничук М. А. Правовые основы деятельности электронного правительства в России и за рубежом и тенденции их развития // Вестник МИЭП. 2014. № 2 (15).
- Паспорт федерального проекта Цифровое государственное управление от 28 мая 2019 года https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-tsifrovoe-gosudarstvennoe-upravlenie.pdf
- Сединкин М. А. Электронное правительство, или как открыть власть для общества? — Екатеринбург, 2011.
- Целищева Е. Ф. От электронного правительства к электронному государству // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. — 2011. — № 2 (6).
- Кашина Е. А. Формирование электронного правительства в Российской Федерации: социально-политический аспект. — М., 2009.
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы): Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313.