В статье автор пытается определить идеологические основы феномена евроскептицизма в ФРГ.
Ключевые слова: евроинтеграция, евроскептицизм, немецкая идентичность.
История взаимоотношений между Германией и европейским проектом интеграции берет свое начало после Второй мировой войны. С поражением нацистской Германии и процессом денацификации идентичность немецкой нации была потеряна. Денацификация и позже начало Холодной войны и раздел Германии на два государства вынудили Федеративную Республику Германия полностью отказаться от своего нацистского прошлого и создать новую национальную идентичность, если она хотела восстановить свои позиции на мировой арене.
ФРГ ввиду её политического и геополитического устройства была вынуждена приобщиться к назревающей послевоенной европейской интеграции [1, p. 205]. Более того, согласно политологу Томасу Риссе, новой немецкой идентичности было предрешено стать связанной с европейской интеграцией, рассматривая Европу как антитезу нацисткой Германии и заявляя, что «[Объединенная] Европа в этом создании новой немецкой идентичности являлась аналогом стабильного мира, преодолевающего кровавое прошло континента, и выступала за такие общеевропейские ценности как демократия, права человека… а также социально-ориентированная рыночная экономика» [1, p. 209].
Идея активного участия ФРГ в интеграции Европы как попытка создать новую идентичность в противовес нацистскому прошлому была крайне привлекательна как для политических элит ФРГ, так и для простого населения, так как помимо очевидного восстановления престижа на мировой арене и создания новой идентичности, ФРГ так же получала и многочисленные экономические и политические выгоды, предоставляемые благодаря интеграции. К примеру, послевоенное западнонемецкое правительство видело в евроинтеграции один из способов вновь обрести свой суверенитет, крайне ограниченный ввиду оккупации страны Союзниками [2]. Поддержка данной идеи населением Германии получила термин «позволяющего консенсуса» по типологии П. Шмиттера [3].
Начиная с 1952 г., а именно с момента вступления в Европейское объединение угля и стали, ФРГ принимала самое активное участие в процессах европейской интеграции вплоть до объединения Германии в 1989 г.
В течение первых четырех десятилетий процесса европейской интеграции немецкие граждане принимали очень ограниченное прямое участие в процессе формирования политики на наднациональном уровне, что было основано на уверенности в том, что политические элиты будут руководить в интересах широкой общественности [4, p.4].
Однако с течением времени разрыв между политическими элитами и населением относительно будущего ФРГ и европейского проекта в целом вырос, что в свою очередь дало возможность появлению скептических идей по отношению к европейскому интеграционному проекту [5].
Впервые в немецком дискурсе заговорили о евроскептицизме в конце 1980-х годов, когда активно обсуждался проект создания единой валюты для Европы. Немецкие политические элиты, включая канцлера ФРГ Коля, поддерживали Европейский монетарный союз, выступающий за постепенное внедрение европейской валюты [6, p. 126]. Они видели в создании единой валюты важный шаг на пути к созданию европейского политического союза, который был необходим для прочного закрепления вновь объединенной Германии в экономическом и политическом пространстве Европы после окончания Холодной войны [7, p. 313].
Более того, введение единой валюты для ЕС означало бы так же и подтверждение принадлежности Германии к «объединенной Европе», что является, как было сказано ранее, неотъемлемой частью современной немецкой идентичности.
Противники «евро» в рамках этого дискурса утверждали о том, что немецкая марка, будучи символом послевоенного восстановления Германии и бурного экономического роста, является более стабильной валютой нежели евро. Данная позиция получила название «патриотизм немецкой марки».
Раскрывая далее данную тему, стоит сказать, что конфликт между сторонниками и противниками евро является первыми крупными дебатами в немецком политическом дискурсе, в которых впервые до того момента доминирующим принципам евроинтеграции был противопоставлен принцип, отвергающий эту евроинтеграцию [8, p.126]. Критики евро видели в немецкой марке символ немецкой идентичности и доказательство экономического чуда послевоенной Германии.
Однако в конце концов единая европейская валюта была введена в Германии. Положительное отношение немецких политических элит к единой валюте ярко показывает высказывание бывшего канцлера ФРГ Хельмута Шмидта, сделанное в 1997 г.: «Если [единая валюта] не будет введена к январю 1999 года, то скорее всего она никогда не реализуются вновь… Это может привести к худшему кризису европейского интеграционного процесса, что в итоге приведет к изоляции Германии — что является абсолютно противоположным тому, к чему стремились все канцлеры Германии от Аденаура до Коля как всеобъемлющей стратегической задаче, жизненно важной национальному интересу Германии!» [9], что при этом еще раз неразрывность проекта «единой Европы» и послевоенной Германии.
Вторым важным событием для феномена евроскептицизма является расширение ЕС в 2004 году. Многие люди в Германии считали этот шаг преждевременным и все больше ощущали, что десять новых государств-членов представляют собой культурную и экономическую угрозу национальному законодательству. Основным направлением публичного дискурса было ожидаемое увеличение миграции и ее влияние на немецкий рынок труда. Также стоит взять во внимание все еще присутствующее на тот момент финансовое бремя воссоединения Германии. Кроме того, тот факт, что Федеративная Республика была крупнейшим вкладчиком в фонды ЕС в течение многих лет также оказал негативное влияние на общественное восприятие [10, p.87].
Несмотря на их сложность, вышеупомянутые объяснения в основном способствуют объяснению феномена евроскептицизма лишь с использованием экономической и социокультурной динамики. В целом, европейская интеграция имеет низкий приоритет и внимание для большинства немцев. Однако число тех, кто считает процесс интеграции слишком быстрым, с 1980-х годов неуклонно увеличивалось вплоть до 32 процентов в 2004 г [11]. Напротив, только двенадцать процентов считают, что процесс должен ускоряться в будущем. ЕС всегда представлял внутренний рынок, евро и расширение на восток как проекты, которые приносят экономический рост и рабочие места. Только если эти ожидания произойдут в долгосрочной перспективе и не окажутся пустыми обещаниями, процесс европейской интеграции продолжит пользоваться одобрением среди населения Германии в будущем [12, p.54].
Наконец, одним из последних важных событий, повлиявших на развитие идеологической базы евроскептицизма в Германии является миграционный кризис, длившийся с 2014 по 2015 гг., в результате которого евроскептицизм в Германии обрел свои окончательные черты.
Мультикультурная политика «открытых дверей», неконтролируемый наплыв приезжих спровоцировали острый миграционный кризис 2015–2016 гг., который потряс европейское общество и немецкое общество в частности.
Мигранты, в основном пришедшие из ортодоксальных мусульманских стран, не захотели интегрироваться в общества европейских стран. Произошло столкновение двух разных систем ценностей.
Ввиду этого столкновения произошли множество преступлений, совершенных мигрантами по отношению к коренному населению, как например массовые сексуальные домогательства в 2016 г [13]. В результате данного кризиса евроскептицизм в Германии приобрел антиисламские и антииммигрантские черты.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что динамика отношения Германии к проекту «Объединенной Европы» после Второй мировой войны являлась основополагающим фактором в создании новой немецкой идентичности и, следовательно, немецкого евроскептицизма. Идея «Объединенной Европы» как противовес нацистскому прошлому Германии являлась главным фактором внешней политики ФРГ после Второй мировой войны и стала одной из причин начала интеграционного процесса в Европе в целом.
Начиная с конца 1980-х годов появляются первые принципы и установки, заложившие в Германии идеологический базис евроскептицизма: такие явления как «патриотизм немецкой марки» и отрицательная социокультурная и экономическая динамика после расширения ЕС в 2004 г., а также миграционный и неолиберальный кризисы. Все это составило идеологическую основу евроскептицизма в Германии.
Литература:
1. Felicitas R. New Eurosceptics or European Union Lovers? Tendencies of Popular Euroscepticism in United Germany [Electronic resource] // Walking the Tightrope: Europe between Europeanisation and Globalisation: Selected papers presented at European studies intensive programme 2010.
2. Walraed D. What are the trends and dominant drivers of Euroscepticism in the UK, Germany and the European Union over the last decade? [Electronic resource] // Site of European Institute. URL: https://www.ie-ei.eu/Ressources/FCK/image/Theses/WALRAED_Delfien.pdf
3. Schmitter, P. What is there to legitimize in the European Union... and how might this be accomplished? // Political Science Working Paper Series No. 75
4. Schweiger C. Exploring the EU’s Legitimacy Crisis. The Dark Heart of Europe. 2016.
5. Niedermayer O. Die öffentliche Meinung zur zukünftigen Gestalt der EU: Bevölkerungsorientierungen in Deutschland und den anderen EU-Staaten.
6. Minkkinen P. Patomäki H. The Politics of Economic and Monetary Union. 1997.
7. Pagden A. Hamilton L. The Idea of Europe: From Antiquity to the European Union. Vol 13.
8. The Politics of Economic and Monetary Union.
9. Schmidt H. Aufgeschoben ist aufgehoben [Electronic resource] // Site of Die Zeit. URL: https://www.zeit.de/1997/25/euro.txt.19970613.xml
10. Busch K. Knelangen W. German Euroscepticism // European Studies. 2004. Vol. 20.
11. EU-27 Watch [Electronic resource] // Institute for European Politics. № 7. P. 138. URL: http://eu-28watch.org/wp-content/uploads/sites/3/2015/10/EU-27_Watch_No_7.pdf (accessed: 20.02.2020)
12. Oberkirch T. Schild J. Wachsender Euroskeptizismus — Anatomie eines Phänomens // Working Papers on European Integration. 2010. Vol. 10.
13. Till-Reimer S. Was die zähe Aufklärung der Silvesternacht offenbart (Тилль-Раймер С. Что нам показывает статистика по Новому году) [Electronic resource] // Site of “Die Welt”. URL: https://www.welt.de/regionales/nrw/article154154836/Was-die-zaehe-Aufklaerung-der-Silvesternacht-offenbart.html (accessed: 31.01.2019).