В современном мире ученикам предлагается множество развлекательных видов деятельности, как полезных, так и бесполезных с точки зрения педагогики и психологии. Но есть и такие полезные занятия, которые с лёгкостью могут быть использованы грамотным педагогом для выявления проблем у ученика. Одним из самых любимых и популярных видов развлечения среди учеников, независимо от возраста и уровня развития, остаётся творческая деятельность. Так же актуальность данной работы заключается в выявлении интереса ученика к творчеству, определению успехов, в поддержке одаренных учеников, в демонстрации возможностей и влияния каждого педагога, родителей на художественное творчество учеников.
Ключевые слова: арт-терапия, аппликация, лепка, песочная терапия, художественные выставки.
In the modern world, students are offered many entertaining activities, both useful and useless from the point of view of pedagogy and psychology. But there are also useful classes that can easily be used by a competent teacher to identify problems with the student. One of the most beloved and popular types of entertainment among students, regardless of age and level of development, remains creative activity. The relevance of this work is to identify the student’s interest in creativity, to determine successes, to support gifted students, to demonstrate the capabilities and influence of each teacher and parents on the students ’artistic creativity.
Keywords: art therapy, application, modeling, sand therapy, art exhibitions.
В современном мире введение новых методов сотворения творческих работ называется новым термином — «арт-терапия». Этот термин представляет собой проведение интересных и полезных занятий используя творческий процесс. В настоящее время этот уникальный, педагогический метод в проведении занятий применяется достаточно часто. В качестве стандартных занятий используются различные методики, в том числе и изобразительное творчество, на сегодняшний день применяется все больше разных вариантов проведения занятий, таких как, художественные вставки, скульптура из пластика, лепка из пластилина и глины, дизайн — проектирование, фотография и многие другие виды искусства. Стимулирование активности учащихся, имеющих невысокий уровень показателей познавательного интереса, требует постоянного притока новой информации, содержащей элементы необычности, занимательности, интересных фактов и содержательных форм обучения. Поэтому от преподавателя требуется создание ситуаций творческого напряжения, заинтересованного внимания и осмысленного включения в творческий процесс. На протяжении всего учебного процесса преподаватель должен демонстрировать свою заинтересованность в качественном обучении учеников, проявляя при этом профессиональную компетентность.
Концептуальные основы теории и практики профессионального образования нашли отражение в ряде научных работ: Божович Л. И, Киселева М. В, А. И. Копытин и других.
В наше время занятия такими видами искусства доступны для каждого желающего. Основываясь на физических и психологических особенностях ученика, необходимо подобрать вид искусства индивидуально. Арт-терапия и многие виды искусства помогают выявить на ранних порах агрессивность, враждебность и многие отрицательные факторы в поведение ученика. Такая методика помогает ученикамсконцентрироватьсяна выполнение задания и развить самоконтроль[1, с. 34]. Существует несколько современных и апробированных методик для различной возрастной категории учеников. Такие виды упражнений безопасны, доступны и подходят для каждого ученика. Например, упражнение «Каракули». Для выполнения данного упражнения потребуется: краски (акварель/гуашь), карандаши (ручки/фломастеры) и бумага. Используя эти материалы — ученик сможет отобразить свое настроение, тем самые показать преподавателю то, что происходит у него в душе. Далее на рабочий и влажный от красок лист прикладывается пустой и сухой лист бумаги. Получившиеся узоры рассматриваются с особым вниманием на общем просмотре. Молодой художник описывает свое своё произведение, тем самым подчеркивая свое настроение. При желании ученика можно добавить детализацию ‒ использовать сухие листья, сыпучие продукты (рис, пшено, гречка, и т. д.) и материалами найденными, например на пленэре (шишки, веточки, желуди). В осеннее время года можно организовать занятия на свежем воздухе и собрать весь необходимый дополнительный материал. Для изображения рисунков необычным способом краску нужно наносить ладонями и пальцами. На протяжении такого занятия возможны различные проявления настроения ученика. Неожиданно сам для себя ученик может совершить на бумаге различные действия, что неизбежно приведет к уникальности работы и самоудовлетворению [2, с. 106]. Стоит сказать, что в индивидуальных некоторых случаях, можно усложнить процесс, работая, например, только ребром ладони, пальцами, единой ладонью, кулачком. В данном случае внимание концентрируется на способах детализирования ученика. Так же доступно рисование предметами быта. Для такого занятия применяются: губки для мытья посуды, смятая офисная бумага, геометрические деревянные фигурки, палочки для счета, зубные щетки, соломинки, колпачки от ручек, и так далее.
Используя цвет в рисунке необходимо обратить внимание на его преувеличение или наоборот, преуменьшение. В индивидуальных случаях ребенок может использовать черный цвет и не применять цвета вовсе; или, например, использовать гиперболу в рисунке, преувеличивать значение и изменять осознанно цвета объектов и окружающей среды (синие листья, красная река, желтое небо и так далее). [3, с. 7]. В настоящее время метод арт=терапии применяется активно на занятиях по творчеству и отлично подходит для каждого из учеников. Такой метод самый щадящий и подходит для разных категорий учеников. Так же стоит заметить, что аудиторные работы учеников должны иметь возможность принимать участие в выставочных павильонах. Такие выставочные пространства стимулируют учеников выполнять задания качественно и безусловно, дают результативность.
Выводы: Арт-терапия, как и учебная и творческая жизнь учеников, позволяет реализовывать свой потенциал через знания, творческие работы и пространство выставочного зала. Организация учебного процесса и дальнейшее его развитие — это достаточно сложное направление в как в педагогике, так и в дизайне, которое имеет очень большое значение в жизни и полноценных занятиях и является важнейшей сферой деятельности каждого учащегося.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008;
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб: Речь, 2008;
- Копытин А. И.. Арт-терапия / ред.-сост.— СПб, 2001;
- http://art-psychology.ru/about.html;
- http://www.moi-detsad.ru/ispolzovanie-metodov-art-terapii-v.