Использование методов арт-терапии в преподавании дизайна | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 25.04.2020

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Галкина, Н. Н. Использование методов арт-терапии в преподавании дизайна / Н. Н. Галкина, А. И. Стеценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69201/ (дата обращения: 15.11.2024).



В современном мире ученикам предлагается множество развлекательных видов деятельности, как полезных, так и бесполезных с точки зрения педагогики и психологии. Но есть и такие полезные занятия, которые с лёгкостью могут быть использованы грамотным педагогом для выявления проблем у ученика. Одним из самых любимых и популярных видов развлечения среди учеников, независимо от возраста и уровня развития, остаётся творческая деятельность. Так же актуальность данной работы заключается в выявлении интереса ученика к творчеству, определению успехов, в поддержке одаренных учеников, в демонстрации возможностей и влияния каждого педагога, родителей на художественное творчество учеников.

Ключевые слова: арт-терапия, аппликация, лепка, песочная терапия, художественные выставки.

In the modern world, students are offered many entertaining activities, both useful and useless from the point of view of pedagogy and psychology. But there are also useful classes that can easily be used by a competent teacher to identify problems with the student. One of the most beloved and popular types of entertainment among students, regardless of age and level of development, remains creative activity. The relevance of this work is to identify the student’s interest in creativity, to determine successes, to support gifted students, to demonstrate the capabilities and influence of each teacher and parents on the students ’artistic creativity.

Keywords: art therapy, application, modeling, sand therapy, art exhibitions.

В современном мире введение новых методов сотворения творческих работ называется новым термином — «арт-терапия». Этот термин представляет собой проведение интересных и полезных занятий используя творческий процесс. В настоящее время этот уникальный, педагогический метод в проведении занятий применяется достаточно часто. В качестве стандартных занятий используются различные методики, в том числе и изобразительное творчество, на сегодняшний день применяется все больше разных вариантов проведения занятий, таких как, художественные вставки, скульптура из пластика, лепка из пластилина и глины, дизайн — проектирование, фотография и многие другие виды искусства. Стимулирование активности учащихся, имеющих невысокий уровень показателей познавательного интереса, требует постоянного притока новой информации, содержащей элементы необычности, занимательности, интересных фактов и содержательных форм обучения. Поэтому от преподавателя требуется создание ситуаций творческого напряжения, заинтересованного внимания и осмысленного включения в творческий процесс. На протяжении всего учебного процесса преподаватель должен демонстрировать свою заинтересованность в качественном обучении учеников, проявляя при этом профессиональную компетентность.

Концептуальные основы теории и практики профессионального образования нашли отражение в ряде научных работ: Божович Л. И, Киселева М. В, А. И. Копытин и других.

В наше время занятия такими видами искусства доступны для каждого желающего. Основываясь на физических и психологических особенностях ученика, необходимо подобрать вид искусства индивидуально. Арт-терапия и многие виды искусства помогают выявить на ранних порах агрессивность, враждебность и многие отрицательные факторы в поведение ученика. Такая методика помогает ученикамсконцентрироватьсяна выполнение задания и развить самоконтроль[1, с. 34]. Существует несколько современных и апробированных методик для различной возрастной категории учеников. Такие виды упражнений безопасны, доступны и подходят для каждого ученика. Например, упражнение «Каракули». Для выполнения данного упражнения потребуется: краски (акварель/гуашь), карандаши (ручки/фломастеры) и бумага. Используя эти материалы — ученик сможет отобразить свое настроение, тем самые показать преподавателю то, что происходит у него в душе. Далее на рабочий и влажный от красок лист прикладывается пустой и сухой лист бумаги. Получившиеся узоры рассматриваются с особым вниманием на общем просмотре. Молодой художник описывает свое своё произведение, тем самым подчеркивая свое настроение. При желании ученика можно добавить детализацию ‒ использовать сухие листья, сыпучие продукты (рис, пшено, гречка, и т. д.) и материалами найденными, например на пленэре (шишки, веточки, желуди). В осеннее время года можно организовать занятия на свежем воздухе и собрать весь необходимый дополнительный материал. Для изображения рисунков необычным способом краску нужно наносить ладонями и пальцами. На протяжении такого занятия возможны различные проявления настроения ученика. Неожиданно сам для себя ученик может совершить на бумаге различные действия, что неизбежно приведет к уникальности работы и самоудовлетворению [2, с. 106]. Стоит сказать, что в индивидуальных некоторых случаях, можно усложнить процесс, работая, например, только ребром ладони, пальцами, единой ладонью, кулачком. В данном случае внимание концентрируется на способах детализирования ученика. Так же доступно рисование предметами быта. Для такого занятия применяются: губки для мытья посуды, смятая офисная бумага, геометрические деревянные фигурки, палочки для счета, зубные щетки, соломинки, колпачки от ручек, и так далее.

Используя цвет в рисунке необходимо обратить внимание на его преувеличение или наоборот, преуменьшение. В индивидуальных случаях ребенок может использовать черный цвет и не применять цвета вовсе; или, например, использовать гиперболу в рисунке, преувеличивать значение и изменять осознанно цвета объектов и окружающей среды (синие листья, красная река, желтое небо и так далее). [3, с. 7]. В настоящее время метод арт=терапии применяется активно на занятиях по творчеству и отлично подходит для каждого из учеников. Такой метод самый щадящий и подходит для разных категорий учеников. Так же стоит заметить, что аудиторные работы учеников должны иметь возможность принимать участие в выставочных павильонах. Такие выставочные пространства стимулируют учеников выполнять задания качественно и безусловно, дают результативность.

Выводы: Арт-терапия, как и учебная и творческая жизнь учеников, позволяет реализовывать свой потенциал через знания, творческие работы и пространство выставочного зала. Организация учебного процесса и дальнейшее его развитие — это достаточно сложное направление в как в педагогике, так и в дизайне, которое имеет очень большое значение в жизни и полноценных занятиях и является важнейшей сферой деятельности каждого учащегося.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008;
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб: Речь, 2008;
  3. Копытин А. И.. Арт-терапия / ред.-сост.— СПб, 2001;
  4. http://art-psychology.ru/about.html;
  5. http://www.moi-detsad.ru/ispolzovanie-metodov-art-terapii-v.
Основные термины (генерируются автоматически): вид искусства, ученик, занятие, современный мир, творческий процесс, учебный процесс.


Ключевые слова

аппликация, арт-терапия, лепка, песочная терапия, художественные выставки

Похожие статьи

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач образовательной системы. Одним из важных аспектов этого процесса является развитие творческих способностей ребенка. Рисование является одним из основных средств самовыражения и разв...

Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности

В статье автор обращает внимание на то, что дети активно участвуют в различных формах деятельности, таких как эксперименты, поисковые исследования, игры, которые способствуют формированию не только навыков и умений, но и отношений между детьми и взро...

Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроках в начальной школе. Исследуются положительные аспекты использования игровых элементов в образовательном процессе, а также эффективность такого подхода для развития учащихся. Статья также...

Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству

Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...

Mind map — стратегия для развития исследовательских навыков на уроке изобразительного искусства

В статье представлены результаты проведенного исследования Action Research по проблеме развития у школьников исследовательских навыков. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном развивающемся мире большинство школьников имеют недос...

Игра как средство влияния на учебную мотивацию младших школьников

Статья рассматривает игру как эффективное средство воздействия на учебную мотивацию младших школьников. В ней анализируется роль игровой деятельности в образовательном процессе и её влияние на формирование познавательного интереса, развитие творческо...

Разновидность игровых методов в образовательной среде

В данной статье рассматриваются виды игровых методов, используемые в образовательном процессе. В настоящее время возникает все большая необходимость поднятия мотивации у учащихся в процессе обучения. Игровые методы помогают не только вовлечь учащихся...

Использование AR-технологий в постановке концертных программ

С развитием технологий постановки концертных программ появляется необходимость изучения всех новейших методов и технологий реализации досуговой программы. Дополненная реальность является важным объектом внимания исследователей области креативных инду...

Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения

Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам: школьники не хотят читать, у детей плохо развито внимание, мышление, память, самостоятельность, не развита речь, дети равнодушны к изучаемому материалу. В данной статье рассказывается о испол...

Похожие статьи

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач образовательной системы. Одним из важных аспектов этого процесса является развитие творческих способностей ребенка. Рисование является одним из основных средств самовыражения и разв...

Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности

В статье автор обращает внимание на то, что дети активно участвуют в различных формах деятельности, таких как эксперименты, поисковые исследования, игры, которые способствуют формированию не только навыков и умений, но и отношений между детьми и взро...

Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроках в начальной школе. Исследуются положительные аспекты использования игровых элементов в образовательном процессе, а также эффективность такого подхода для развития учащихся. Статья также...

Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству

Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...

Mind map — стратегия для развития исследовательских навыков на уроке изобразительного искусства

В статье представлены результаты проведенного исследования Action Research по проблеме развития у школьников исследовательских навыков. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном развивающемся мире большинство школьников имеют недос...

Игра как средство влияния на учебную мотивацию младших школьников

Статья рассматривает игру как эффективное средство воздействия на учебную мотивацию младших школьников. В ней анализируется роль игровой деятельности в образовательном процессе и её влияние на формирование познавательного интереса, развитие творческо...

Разновидность игровых методов в образовательной среде

В данной статье рассматриваются виды игровых методов, используемые в образовательном процессе. В настоящее время возникает все большая необходимость поднятия мотивации у учащихся в процессе обучения. Игровые методы помогают не только вовлечь учащихся...

Использование AR-технологий в постановке концертных программ

С развитием технологий постановки концертных программ появляется необходимость изучения всех новейших методов и технологий реализации досуговой программы. Дополненная реальность является важным объектом внимания исследователей области креативных инду...

Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения

Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам: школьники не хотят читать, у детей плохо развито внимание, мышление, память, самостоятельность, не развита речь, дети равнодушны к изучаемому материалу. В данной статье рассказывается о испол...

Задать вопрос