Опыт работы клуба педагогов «Кукляндия» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 26.04.2020

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Григорьевская, И. В. Опыт работы клуба педагогов «Кукляндия» / И. В. Григорьевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69207/ (дата обращения: 18.12.2024).



Каждому ребенку свойственно стремление к актерству.

С. В. Образцов

То, что сказал как-то директор Московского кукольного театра, можно наблюдать каждый день в каждой группе детского дошкольного учреждения и в каждой семье. В группах раннего возраста дети часто начинают свой путь развития с подражания голосам животных. Это своего рода артикуляционная гимнастика, развитие речи. Чуть позже дети свои подражания обогащают атрибутами: надевают белый халат, с удовольствием подбирают головной убор для игр. В средней группе разыгрывают спектакли, знакомые сюжеты из личного опыта, а в старшем возрасте, добавляя фантазию, могут выполнить несложные этюды. Интересно наблюдать, как одни старательно ставят шаг, чтоб не пролить воду из полного стакана.

Федеральный государственный образовательный стандарт в дошкольном образовании рекомендует реализацию Программу в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка (п.4 2.1).

Решая комплекс задач во всех образовательных областях, наши педагоги используют, в том числе, и театрализацию.

Одной из задач образовательного учреждения является формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образoвания. Oснoвным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игрoвая деятельность в детском саду. Именнo она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, пoвысить уровень его интеллекта, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому чувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, формируется огромное желание познавать окружающий мир.

В группах дошкольного учреждения выделяется время и место для театрализованной деятельности. Это раскрывает такой принцип театрализованной деятельности, как доступность. Начиная с групп раннего возраста и заканчивая подготовительной группой, начиная с ряженья и до постановки спектакля.

Театрализованная деятельность — это образовательная деятельность, которая осуществляется в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, в процессе организации других видов деятельности. Так, кукла би-ба-бо прививает детям культурно-гигиенические навыки при умывании, варежковая кукла учит открывать рот широко при артикуляционной гимнастике, кукла-марионетка зовет после сна пройти по Дорожке здоровья. Дети старших групп уже сами могут изготовить кукол, например, для настольного театра. Так, втулка от туалетной бумаги превратилась в героев сказки «Заюшкина избушка».

Система работы в нашем ДОУ по организации театрализованной деятельности включает несколько пунктов:

  1. Занятия по театрализации включены в перспективный план педагога. Сетка воспитателя включает занятия по театрализации во второй половине дня каждую неделю. Также театрализованная деятельность входит в план работы музыкального руководителя. Многие досуговые мероприятия включают театрализацию.
  2. Создание и своевременное пополнение предметно-пространственной развивающей среды. Многое в театральном уголке каждой группы сделано и создано руками самих педагогов. В пополнении атрибутов большую роль играют и дети с родителями.
  3. Взаимодействие с педагогами, родителями и сторонними организациями. Дети с удовольствием посещают с представлениями не только другие группы ДОУ, но и выходят на уровень района: в библиотеки и другие ДОУ.

Принцип наглядности имеет первостепенное значение в театрализации — используются иллюстрации, видеоматериалы. В нашем ДОУ этот принцип раскрывают педагоги, сами участвующие в спектаклях.

В 2015 году по инициативе музыкального руководителя Клавдии Федоровны Толмачевой начал работу клуб педагогов «Кукляндия». Клуб объединил педагогов ДОУ, имеющих общие интересы, изъявивших желание в свободное от работы время участвовать в социально-значимой деятельности. Целью клуба является развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний и расширение общего кругозора ребенка в процессе ознакомления с различными видами театра и создание позитивной эмоциональной общности педагогов и детей.

Членство в клубе является добровольным, безвозмездным, но, несмотря на это в работе клуба участвуют все педагоги нашего учреждения. Потому что такая форма работы является во всех смыслах обогащающей. Участвуя в работе клуба, педагоги могут:

– повышать свою компетенцию в создании условий для развития театрализованной деятельности;

– решать задачи по раскрепощению детей, вовлекая их участвовать в совместных постановках;

– пополнять атрибутами театральный уголок;

– знакомить детей с правилами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены и зрительного зала.

Работа по формированию устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности через развитие воображения, фантазии, внимания, самостоятельности мышления бывает зачастую трудоемкой и долговременной. А совместно с коллегами решать эти задачи становится легче.

Не секрет, что сейчас некоторым семьям финансово трудным являются совместные выходы в театры. В этом смысле постановки наших педагогов являются альтернативой для детей.

Также в работу клуба входит и знакомство детей с видами театров, с историями кукол и их создания, со спецификой кукловождения. И если с изготовлением атрибутов и кукол для театра дети весело справляются, то приемы работы с ними, введение их в постановку, соотношение движений со словами является процессом трудоемким. Все эти трудности преодолеваются в совместной работе с педагогами.

До настоящего времени клуб представил юным зрителям более пятнадцати постановок с использованием различных видов кукол. Это — куклы-марионетки, тростевые (штоковые), бибабо, ручные (куклы-перчатки и варежки). Примечательно то, что педагоги сами изготовляют своих персонажей.

Очень красочным стал спектакль с так называемыми «живыми куклами». Платковые куклы из спектакля «Крошка Хаврошка» были представлены и родителям по их просьбам. Постановка стала запоминающейся и благодаря тому, что в ней принимали участие дети трех групп ДОУ. Мы считаем, что это ценный опыт и для детей, и для педагогов.

Стало традицией угадывание детьми актеров, для них загадка — кто же скрывается за кулисами и ведет с ними диалог от лица какого-нибудь героя. А от постановки «В мире сказок» они были в восторге, потому что перед ними предстали их воспитатели в костюмах героев любимых сказок.

Волшебный мир открылся перед детьми в виде теневого театра. Три постановки театра теней дался педагогам нелегко: были перепробованы много технологий изготовления кукол, декораций, антуража. Но все это было не напрасно, так как дети до сих пор вспоминают Крошку Енота, обитателей весеннего леса и друзей, которые искали Солнышко.

Работа клуба нашего ДОУ стала интересным опытом, как для педагогов, так и для детей. Дети с нетерпением ждут очередной встречи с миром театра, они относятся к нам как к настоящим актерам. А педагоги готовы не только знакомить детей со сказками, развивать их всесторонне, но и делиться своей работой вне учреждения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театрализованная деятельность, педагог, работа клуба, группа, артикуляционная гимнастика, кукла, музыкальный руководитель, ранний возраст, театральный уголок.


Задать вопрос