Вопросам трудовой занятости инвалидов в последние годы уделяется все больше внимания как в политических, так и в научных кругах. Однако уровень безработицы среди данной категории населения по-прежнему остается высоким. В этой связи является актуальной задача по определению влияния принимаемых государством решений на показатели занятости среди инвалидов. В работе рассмотрены статистические данные, свидетельствующие об изменениях, происходящих в сфере занятости инвалидов во взаимосвязи с деятельностью государства и его органов.
Ключевые слова: инвалиды, занятость, трудоустройство, квотирование рабочих мест, специализированные рабочие места.
The employment of persons with disabilities has received increasing attention in recent years, both in political and scientific circles. However, the unemployment rate among this category of population remains high. In this regard, it is an urgent task to determine the impact of government decisions on employment rates among people with disabilities. The paper considers statistical data indicating changes in the employment of disabled people in relation to the activities of the state and its organs.
Keywords: disabled people, employment, job quotas, specialized jobs.
В соответствии с данными Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» на 1 декабря 2019 года в России проживает 11,2 млн инвалидов, из которых 57 % — женщины, 43 % — мужчины [5]. На рисунке ниже представлено распределение численности инвалидов по трем группам инвалидности, актуальное на конец 2019 года.
Рис. 1. Численность инвалидов по группам инвалидности (чел)[1]
Число инвалидов в трудоспособном возрасте по состоянию на 1 ноября 2019 г. равно 3 458 231 чел., что составляет порядка 30 % от общей численности инвалидов в России. По данным Федерального реестра инвалидов доля работающих инвалидов среди инвалидов трудоспособного возраста составляет около 24 %. Федеральная служба государственной статистики оценивает данных показатель в 18,7 % (по данным выборочного обследования). Как бы то ни было, можно с уверенностью говорить, что рассматриваемую социальную группу отличает значительно более низкий, чем у других групп и слоев населения, уровень занятости (для сравнения — уровень занятости вреди всего трудоспособного населения России составляет порядка 78 %) [6].
Основной контингент работающих инвалидов трудоспособного возраста составляют люди с III группой инвалидности, имеющие минимальные (по сравнению с другими группами) ограничения в трудовой сфере, — 66,5 %.
Рис. 2. Распределение занятых инвалидов по группам инвалидности (ноябрь 2019 г.)[2]
Рассматривая ситуацию в динамике, обращает на себя внимание, что до 2016 года в России наблюдался ежегодный рост числа занятых инвалидов, однако с 2017 года официальная статистика РФ стала показывать снижение численности работающих инвалидов. Это объясняется вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» [1], предусматривающего неиндексацию пенсий работающим пенсионерам.
Рис. 3. Динамика численности работающих инвалидов (тыс. чел)[3]
В динамике занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья до 2017 года прослеживались разнонаправленные тенденции в зависимости от группы инвалидности. По утверждению И. В. Калашниковой и А. А. Тринадцатко, увеличение удельного веса трудоустроенных инвалидов I группы было обусловлено постепенным уменьшением их общей численности, примерно по 50–70 тыс. в год [11]. Подобная динамика наблюдалась и с занятостью инвалидов II группы, но с некоторыми отличиями. Так, их общая численность с 2011 г. постепенно сокращалась, примерно на 200–300 тыс. чел. в год, а занятость росла на 7–16 тыс. чел. в год. Незначительный рост занятости при существенном сокращении численности инвалидов сказывался на увеличении удельного веса трудоустроенных среди них. Иные тенденции наблюдались в занятости инвалидов III группы: превышение темп роста занятых инвалидов III группы превышал темп роста общей численности группы, что обеспечило реальное увеличение удельного веса работающих инвалидов данной категории в их общей численности.
Наблюдаемые в последние годы структурные изменения по снижению количества инвалидов I и II группы и увеличению количества инвалидов III группы (рис. 4) можно объяснить усложнившейся процедурой получения инвалидности, а также присвоением инвалидам I и II группы при переосвидетельствовании более легкой группы.
Рис. 4. Динамика численности инвалидов по группам инвалидности (тыс. чел)[4]
Рост численности работающих инвалидов, происходивший до 2017 года, в большей степени был обусловлен вовлечением в общественное производство инвалидов с относительно менее значимыми нарушениями здоровья, а занятость наименее профессионально реабилитированных инвалидов I группы все последние годы была на очень низком уровне в 5–6 %. Распределение количества работающих и неработающих инвалидов по группам инвалидности в конце 2019 года представлено в таблице 1.
Таблица 1
Численность идоля работающих инеработающих инвалидов среди инвалидов трудоспособного возраста (ноябрь 2019г.)
Инвалиды втрудоспособном возрасте |
Работающие |
Не работающие |
|||||||
чел. |
% |
чел. |
% |
||||||
Всего |
839 861 |
24,29 |
2 618 370 |
75,71 |
|||||
1 группа |
22 651 |
5,25 |
408 491 |
94,75 |
|||||
2 группа |
258 784 |
17,84 |
1 191 749 |
82,16 |
|||||
3 группа |
558 426 |
35,42 |
1 018 130 |
64,58 |
|||||
Источник данных: ФГИС «Федеральный реестр инвалидов»
Уровень безработицы среди инвалидов на протяжении 2014–2018 гг. оставался на уровне около 22–23 % [6]. Для сравнения, в тот же период (2014–2017 гг.) уровень безработицы среди всего населения колебался в районе 5,1–5,7 %, то есть, в среднем, был ниже в 4 раза.
В 2017 году Правительством РФ был утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 годы, которые предусматривали повышение эффективности работы органов службы занятости и создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов [2]. В соответствии с планом органы по вопросам занятости в регионах РФ осуществили переход от заявительного принципа работы, когда инвалиду самому нужно было обращаться за содействием в трудоустройстве, к инициативному порядку и реализации превентивных мер, которые подразумевают персонифицированный учет потребностей инвалидов в трудоустройстве, информационно-разъяснительную работу среди инвалидов, выявление и устранение барьеров для трудоустройства каждого конкретного инвалида [7]. Это позволило значительно повысить показатели трудоустройства инвалидов — так, численность инвалидов, трудоустроенных на квотируемые рабочие места, увеличилась в 2017 году почти в 2 раза.
Рис. 5. Численность инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости на квотируемые рабочие места (чел)[5]
Кроме того, эти положительные сдвиги связаны с осуществлением Министерством труда и социальной защиты России во взаимодействии с работодателями комплекса мер по инклюзии трудоустройства инвалидов. Одной из таких мер в отчетных документах Минтруда России называется создание специальных рабочих мест для инвалидов и дополнительной инфраструктуры, обеспечивающей беспрепятственный доступ к рабочим местам, для трудоустройства инвалидов I и II групп, имеющих значительные ограничения жизнедеятельности [4]. Однако конкретных цифр о динамике создания специальных рабочих мест для инвалидов на сайте Минтруда России не представлено, несмотря на объявленное ведение реестра оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов с 2014 года [3].
Согласно статистической информации, содержащейся на сайте государственной статистики ЕМИСС, наибольшее число оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Российской Федерации было в конце 2013 года — 146 тыс. [8], что в значительной степени обусловлено реализацией государственной программы «Содействие занятости населения» на 2013–2020 гг., в рамках которой за счет федерального бюджета было создано 44,2 тыс. специально оборудованных рабочих мест для инвалидов [10].
Однако в связи с обострением социально-экономической обстановки в стране уже в 2014 году количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов сократилось более чем в 2 раза. Изменение этой негативной тенденции произошло лишь в 2017 году, но темпы роста были и остаются сравнительно низкими — примерно 10 тыс. в год. На конец третьего квартала 2019 год в России насчитывалось порядка 97,5 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов, что покрывает существующую в них потребность только на треть (табл. 2).
Таблица 2
Потребность инвалидов вспециальных условиях труда
Численность инвалидов ввозрасте 18 лет истарше, нуждающихся втрудоустройстве в 2017 году |
||||
Группа |
в специально созданных условиях труда ина дому |
в обычных условиях производства спредоставлением соответствующих условий труда |
||
чел. |
% |
чел |
% |
|
1-я группа |
5221 |
97,7 |
121 |
2,3 |
2-я группа |
292008 |
97,6 |
7068 |
2,4 |
3-я группа |
1106 |
0,26 |
430493 |
99,7 |
Источник данных: Федеральная служба государственной статистики
К сожалению, создание оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов не предусмотрено в целевых результатах государственной программы «Доступная среда», в которой наличествует лишь показатель динамики количества высокопроизводительных рабочих мест на федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях (4704 в 2018 году) [10].
Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что показатели занятости инвалидов во многом определяются не только имеющимся трудовым потенциалом данной категории населения, но и проводимой государством политикой в этой сфере, а также общей социально-экономической обстановкой в стране. Это обстоятельство обусловливает необходимость принятия взвешенных решений, изменяющих институциональные условия трудоустройства инвалидов, которые должны быть основаны на тщательном анализе взаимосвязей различных показателей в динамике и оценке эффективности предпринимаемых мер в долгосрочной перспективе.
Литература:
- О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий: Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 385-ФЗ (ред. от 22.11.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015; 22.11.2016.
- Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2017 г. № 893-р (ред. от 14.08.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.05.2017.
- О проведении мониторинга создания оборудованных (оснащенных) рабочих мест и трудоустройства на них незанятых инвалидов, а также закрепляемости на указанных рабочих местах: приказ Минтруда России от 30.01.2014 г. № 63 // Министерство труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru. (дата обращения 18.12.2019).
- Доклад об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2016 году и задачах на 2017 год: протокол заседания коллегии Минтруда России от 31 марта 2017 г. № 1 // Министерство труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru. (дата обращения 11.12.2019).
- Численность инвалидов // Пенсионный Фонд Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost?territory=1 (дата обращения 21.12.2019).
- Показатели занятости и безработицы лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность (по данным выборочного обследования рабочей силы) // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru/folder/13964 (дата обращения 11.12.2019).
- Уровень трудоустройства инвалидов при содействии службы занятости существенно увеличился, 29.03.2018 // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://rosmintrud.ru/employment/resettlement/9 (дата обращения 20.06.2019).
- Количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов // ЕМИСС [Электронный ресурс] URL:https://www.fedstat.ru/indicator/43933 (дата обращения 17.12.2019).
- Сведения о достижении показателей госпрограммы «Содействие занятости населения» // Портал Госпрограмм РФ [Электронный ресурс] URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/reportIndicators?gpId=07&year=2013 (дата обращения 21.12.2019).
- Сведения о достижении показателей госпрограммы «Доступная среда» // Портал Госпрограмм РФ [Электронный ресурс] URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/reportIndicators/04 (дата обращения 21.12.2019).
- Калашникова И. В., Тринадцатко А. А. О трудовой занятости инвалидов в России // Вестник ТОГУ. 2017. № 1(44). С. 141–154.
[1] По данным ФГИС «Федеральный реестр инвалидов».
[2] По данным ФГИС «Федеральный реестр инвалидов».
[3] По данным Федеральной службы государственной статистики.
[4] По данным Федеральной службы государственной статистики.
[5] По данным Федеральной службы государственной статистики.