В последние несколько лет в России большую популярность получила услуга каршеринга. Безусловно, услуга была внедрена без соответствующей правовой и технической базы и в статье рассмотрены проблемные вопросы данной услуги.
Ключевые слова: каршеринг, экономика, законодательство, развитие каршеринга, договор, автомобиль.
С учетом развития информационных технологий в последние годы появились новые типы стартапов на территории Российской Федерации. Появились такие понятия как каршеринг, фудшеринг, байкшеринг, карпулинг, коворкинг и т. д.
Многие из этих понятий до сих пор не известны широким кругам лиц. Наиболее распространенной услугой принято считать каршеринг.
Каршеринг — это краткосрочная аренда транспортного средства, обычно представляется как услуга B2c. Данная услуга предоставляется круглосуточно, через мобильное приложение, характерна гибкая ценовая политика, а такие дополнительные сервисы как парковка и топливо входит в тариф. Согласно исследованию Сбербанка, объем рынка каршеринговых услуг достигает 7 млрд. рублей. [2, с.1]
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, регулирующие данные правоотношения и не выработана чёткая судебная практика. В данный момент услуга регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с этим на практике возникают споры о применения норм гражданского законодательства.
Представители компаний, предоставляющих такие услуги, ссылаются на статью, 428 ГК РФ, указывая, что условия договора определены и потребитель присоединяется к договору путем дачи согласии через мобильное приложение. Но это наименование как минимум ошибочно, поскольку противоречит положениям ст. 626 ГК РФ, где в п. 1 описывается предмет договора, а в п.3 — норма, регулирующая договоры с этим предметом.
Предметом данных договоров будет являться предоставление во временное владение и пользование транспортных средств. Субаренда, передача арендатором своих прав и обязанностей другому лицу, предоставление автомобиля в безвозмездное пользование, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада в хозяйственные товарищества и общества или паевого взноса в производственные кооперативы по данным договорам не допускаются
Роспотребнадзор в разъяснительной работе указывает, что договор каршеринга должен регулироваться статьей 642 Гражданского кодекса РФ, то есть между арендодателем и арендатором заключен договор аренды транспортного средства без экипажа, а в случае, когда есть прокатная организация, предоставляющая во временное владение и пользование транспортное средство в качестве постоянной предпринимательской деятельности физическому лицу для потребительских целей, заключается договор проката на основании статьи 626 Гражданского кодекса РФ.
21 декабря 2018 года Лефортовский районный суд города Москвы рассмотрел иск Ипатова С. С. к ООО «Каршеринг Руссия», АО «Каршеринг», ООО «ИЗИ РАЙД», ООО «Бипмашин», ООО «Новые транспортные системы», ООО «ЭНИТАЙМ», ООО «Яндекс.Драйв» о понуждении к заключению договора(дело № 02–3451/2018). Истец акцептовал договоры указанных компаний, но доступ к управлению транспортным средством так и не получил. Истец ссылается на п.1 статьи 426 ГК РФ и указывает, что договор должен быть заключен с каждым, кто обратился к ответчикам для его заключения без оказания предпочтения одному лицу перед другим лицом в отношении заключения такого договора. Изучив материалы данного дела, суд пришел к выводу о том, что с учетом объекта аренды спорные договоры по своей правовой природе являются договорами аренды транспортных средств без экипажа. Нормы о прокате не подлежат к применению в отношении договора каршеринга, поскольку в отношении аренды транспортных средств, применяются специальные нормы ГК РФ. Договоры о краткосрочной аренды транспортных средств не являются публичными договорами и в силу положений статьи 421 ГК РФ арендодатели вправе устанавливать ограничения в отношении арендаторов. Таким образом, суд отказал в удовлетворении исковых требований. [5]
При передаче автотранспорта потребителю в машине должны быть все принадлежности для обеспечения безопасной езды. Регистрационные документы, полис ОСАГО, ключи, огнетушитель, медицинская аптечка. При передаче составляется акт приема-передачи, где потребитель указывает все недостатки автомобиля. С учетом того, что автомобили каршеринговых служб не оснащены камерами видеонаблюдения, недобросовестные потребители крадут из машин огнетушитель, аптечку и т. д. В связи с этим возникают трудности при поиске машины со всеми принадлежностями для безопасной езды, и в таком случае процесс основывается на принципе «не хочешь, не бери данную машину». Можно сделать вывод о том, что из-за действий недобросовестных лиц страдают остальные участники правоотношений.
Ещё одной проблемой можно считать и сбор персональных данных потребителей каршеринговых услуг. Ещё не получив одобрение от службы каршеринга потребитель передает свои персональные данные оператору. В таком случае на оператора не распространяются действия закона о защите персональных данных, ведь до одобрения оператора потребитель еще не стал арендатором. В случае если оператор откажет в аренде, судьба персональных данных граждан неизвестна. Таким образом, в отношении персональных данных гражданина, оператор может передать иным лицам или уничтожить их. Для тех, кому не одобрили регистрацию в системе каршеринга, единственный способ защиты своих персональных данных остается письменный отзыв своих данных и в данном случае оператор не вправе отказать субъекту этих данных. [4, с.447]
По официальным данным МВД РФ за первое полугодие 2019 года, на территории РФ зарегистрировано 212 ДТП с участием транспорта, взятого в краткосрочную аренду. В результате этих происшествий погибло 10 человек, ещё 277 получили травмы различной степени тяжести. На мой взгляд, с каждым годом эти цифры будут увеличиваться. Проблема в том, что через мобильное приложение человек может арендовать такую машину и в состоянии алкогольного опьянения сесть за руль, не думая о последствиях. Каршеринг — это относительно новое явление, и дорожная полиция до недавнего времени не выделяла его из общей массы участников дорожного движения в качестве отдельного сегмента. На практике часто встречаются случаи, где за рулем гражданин с чужим аккаунтом. Под таким аккаунтом за руль может сесть кто угодно, в том числе лица, отстраненные от вождения за правонарушения. В последнее время спрос на подобные доступы значительно возрос, а цена на эту услугу колеблется от 500 до 1000 рублей. В данном случае сотрудники правоохранительных органов могут выписать штраф по статье 12.7, часть 3, КоАП РФ (передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления), которая предусматривает административный штраф в размере 30 тысяч рублей, злоумышленники получают от продавцов паролей — людей, которые различными путями становятся владельцами доступов к аккаунтам рядовых граждан, но вопрос и заключается в том, что добросовестный гражданин может и не знать, что своим аккаунтом пользуется кто-то другой. [7]
Для регулирования деятельности каршеринга необходимо внести множество изменений в Гражданский кодекс РФ, в Правила дорожного движения, а также в Кодекс об административных правонарушениях.
В заключение можно сделать вывод, что каршеринг, как и любая технологическая новинка, имеет две стороны: с одной — эта услуга помогает гражданам быстро и экономно передвигаться из точки А в точку Б, с другой — открывает массу возможностей для злоумышленников. На мой взгляд, деятельность каршеринга необходимо регулировать с помощью рамочного закона. Закон позволит максимально защищать права граждан, которые добросовестно пользуются услугами каршеринга, а также поможет пересечь возможные противоправные деяния злоумышленников.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. № N 51-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
- Аюшеева И. З. Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использованию транспортных средств на примере каршеринга // 2019. С.1–8.
- Зырянова И. С. Аренда автомобилей как отрасль сервиса: географические и организационные аспекты // Региональные исследования. 2018. № 1 (59). С. 156–165.
- Трегубов В. Н. Интеллектуальные системы поддержки совместного использования автомобилей в городе // Организация и безопасность дорожного движения: материалы X Международной научно-практической конференции: в 2 т. Тюмень: ТИУ, 2017. Т. 1. С. 446–450.
- Решение Лефортовского районного суда города Москвы по делу № 02–3451/2018: [сайт].URL:https://www.mosgorsud.ru/rs/lefortovskij/search?formType=shortForm&courtAlias=lefortovskij&uid=&instance=&processType=&letterNumber=&caseNumber=02–3451 %2F2018&participant=
- Каршеринг в России: [сайт]. URL: https://rentcarus.ru/karshering-v-rossii/
- Статистика ДТП с участием автомобилей каршеринга за 2019 год. — https://tass.ru/proisshestviya/6752962