Перспективы внесения поправок в Конституцию Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 25.04.2020

Статья просмотрена: 1165 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Т. Д. Перспективы внесения поправок в Конституцию Российской Федерации / Т. Д. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69223/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются основные изменения, которые планируются в новой редакции Конституции РФ, а также перспективы их внесения. Анализируется отношение населения к предстоящим поправкам.

Ключевые слова: Конституция РФ, изменения, поправки, перспективы

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт, который был принят всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляет основы конституционного строя РФ, государственное устройство, права и свободы человека и гражданина, а также формирование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления.

Практически с момента принятия Конституции РФ ведутся различные дискуссии по поводу наличия недостатков в высшем нормативном правовом акте и возможности его совершенствования. Однако уже на протяжении 27 лет существенных изменений не вносилось, кроме поправок в ч. 1 ст. 65 о составе субъектов РФ и сроках осуществления полномочий Президента и Государственной Думы, которые увеличились до 6 и 5 лет соответственно.

В послании Федеральному Собранию 15 января 2020 В. В. Путина, одним из ключевых моментов являлось предложение о вынесении на обсуждение ряда конституционных изменений. Впоследствии была создана рабочая группа из 75 человек для подготовки предложений о внесении поправок в Конституцию. Она рассмотрела почти 500 предложений, поступивших из регионов РФ. После признания Конституционным Судом соответствия внесенных изменений действующей Конституции должно пройти голосование.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что с даты принятия Основного закона произошли значительные изменения во всех сферах общественной жизни, поэтому важна адаптация Конституции к настоящему времени. Цель исследования — проанализировать как повлияют поправки на будущее граждан и страны в целом.

Объект данной работы — внесение поправок в Конституцию РФ, предметом являются перспективы ее изменения. Для раскрытия обозначенной проблемы будут использованы такие методы, как изучение и обобщение нормативно-правовых актов, анализ, синтез.

На официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) можно ознакомиться с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

Каковы же основные изменения?

Во-первых, защита суверенитета и территориальной целостности. Изменения в ст. 67, которая теперь предусматривает создание федеральных территорий, а также запрет на отчуждение территории РФ и призыв к таким действиям. Так как в настоящее время у России существуют некоторые территориальные вопросы (например, с Японией по поводу Курильских островов), то такая поправка еще больше акцентирует внимание на территориальной целостности и способствует минимизации рисков в будущем.

В статью 79 добавлен пункт о том, что РФ принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства. Также при несоответствии решений межгосударственных органов Конституции решать вопрос о возможности их исполнения будет Конституционный Суд.

Данные поправки можно оценить положительно, так как они являются важным шагом защиты государственного суверенитета страны, и международные нормы должны применяться только в том случае, если они не противоречат Конституции. Однако, остается без изменения статья 15, в соответствии с которой устанавливается приоритет международного права над российским, так как первая глава требует пересмотра в особом порядке. И в силу того, что в Постановлении Конституционного Суда уже сформулировано соотношение Конституции и международных норм в поправках 15 статьи нет необходимости.

Во-вторых, закрепление социальных гарантий. Нововведения присутствуют в ст. 75 — это гарантия минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума, всеобщего и справедливого пенсионного обеспечения, индексации пенсий не реже одного раза в год, обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан, индексации социальных пособий и иных социальных выплат.

Закрепление ряда социальных обязательств не должно оказать существенного влияния на существующую социально-экономическую ситуацию, так как они уже присутствуют в федеральных законах. Но данные изменения еще раз подчеркивают, что РФ является социально-ориентированным государством. Также внесенные поправки гарантируют будущим поколениям исполнение социальных обязательств, так как федеральные законы изменить быстрее и проще, чем Конституцию.

В-третьих, устанавливается запрет отдельным категориям граждан на иностранное гражданство либо вид на жительство в иностранном государстве; запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Такие ограничения устанавливаются для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (ст.77), руководителей федеральных государственных органов (ст.78), Президента Российской Федерации (ст.81), сенаторов (ст.95), депутатов Государственной Думы (ст.97), Уполномоченного по правам человека (ст.103), Председателя Правительства (ст.110), заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, иных руководителей федеральных органов исполнительной власти (ст. 119), судей Российской Федерации (ст. 119), прокуроров (ст.129).

Данные поправки указывают на то, что чиновники не должны реализовывать интересы иностранных государств, они обязаны решать задачи, направленные на развитие России и повышение благосостояния ее жителей. Несмотря на то, что такие запреты уже существуют в федеральных законах, изменения в Конституции должны повысить ответственность должностных лиц и являться гарантией на будущее.

В-четвертых, перераспределение полномочий. Расширение полномочий Государственной Думы, вследствие которых она будет утверждать по представлению Президента кандидатуру Председателя Правительства, по представлению Председателя Правительства кандидатуры заместителей Председателя и федеральных министров. Совет Федерации будет назначать не только судей Конституционного Суда и Верховного Суда, но и по представлению Президента Председателя и заместителя, а также проведение консультаций по предложенным кандидатурам на должность Генерального прокурора, заместителей Генерального прокурора, прокуроров субъектов РФ; кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел.

Такие нововведения призваны сделать систему государственной власти более сбалансированной. Поэтому важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Государственной Думе отдельных полномочийпо утверждению Правительства. Также для повышения прозрачности работы силовых ведомств, правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти осуществляется назначение после консультаций с Советом Федерации.

В-пятых, сохранение природного богатства и культурного наследия. Поправка в статью 114 обязывает Правительство принимать меры к сохранению уникального природного богатства России, к снижению негативного воздействия на окружающую среду, сохранению уникального биологического разнообразия. Поправки в статью 69 защищают культурную самобытность народов, а статья 68 закрепляет тот факт, что культурное наследие охраняется государством.

Человек оказывает большое влияние на природу, и, к сожалению, его деятельность наносит значительный ущерб окружающей среде. Различные выбросы токсичных отходов, которые отравляют воду, воздух и почву, вырубка леса, браконьерство. Поэтому важно принимать соответствующие меры по охране природы. Тоже самое касается и культурного наследия России. В настоящее время необходимо не только сохранять культурное наследие, но и восстанавливать его, так как культура является фундаментом дальнейшего развития общества. Закрепление этих аспектов в Конституции является значительным шагом вперед по охране природы и культуры.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводил опрос по поводу поправок, планируемых к внесению в Конституцию РФ.

Среди поправок к Конституции РФ наиболее важной россияне считают обеспечение со стороны государства доступности и качества медицинского обслуживания (95 %). Также значимо признание детей приоритетным направлением государственной политики и обязательное предоставление им социальной поддержки (93 %).

В равной степени значимыми поправками для граждан являются предложения о защите и сохранении уникального природного многообразия (92 %), гарантия адресной социальной поддержки и индексации социальных выплат (92 %), а также обязательная ежегодная индексация пенсий (92 %).

Обязательство со стороны государства оказывать поддержку научно-технологическому развитию нашей страны считают важным 91 % наших соотечественников. Также 9 из 10 опрошенных россиян выступают за важность признания государства ответственным за защиту прав трудящихся и установление МРОТ не менее прожиточного минимума (90 %).

Таким образом, планируется внести целый перечень поправок в Конституцию РФ. Опрос показал, что большинство изменений население считает важным и необходимым. Конституция является фундаментом всего законодательства и затрагивает все сферы государства и общества, поэтому каждый гражданин должен внимательно ознакомиться с поправками и проявить свою активную гражданскую позицию, проголосовав «за» или «против».

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»
  3. Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.04.2020)
  4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. URL: http://www.cikrf.ru/ (дата обращения: 15.04.2020)
  5. Всероссийский центр изучения общественного мнения URL:https://wciom.ru/ (дата обращения: 11.04.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): Конституция РФ, поправка, Российская Федерация, Государственная Дума, изменение, исполнительная власть, Конституционный Суд, конституция, культурное наследие, Генеральный прокурор.


Похожие статьи

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения конституционных поправок

В рамках данной статьи проведен анализ порядка пересмотра Конституции РФ и предлагаемых конституционных правок.

Конституционная реформа о месте правительства РФ в системе исполнительных органов государственной власти

Конституционная реформа оказала значительное влияние на становление отечественной государственности. В настоящей статье раскрываются основные моменты проведенной в 2020 году конституционной реформы в части, касающейся деятельности Правительства РФ. В...

Поправки в Конституцию Российской Федерации

В статье автором проведен сравнительный анализ конституционных поправок, вносимых в Основной закон государства с 1993 года по настоящее время. Выделены особенности внесения изменений Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О сов...

Влияние конституционных поправок на правовое регулирование института местного самоуправления

В статье рассматриваются влияние внесенных в 2020 году поправок в Конституцию РФ на институт местного самоуправления.

Конституционное собрание РФ: проекты Федерального конституционного закона

В статье автор пытается отразить ключевые особенности всех существующих проектов Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании Российской Федерации.

Проблема созыва Конституционного Собрания в Российской Федерации

Цель — выявить проблематику отсутствия механизма созыва Конституционного Собрания Российской федерации и соответствующего федерального конституционного закона.

Анализ работы Федерального Собрания за 2021–2022 годы

С момента принятия Основного закона — Конституции Российской Федерации актуальным является изучение вопросов, связанных с осуществлением деятельности парламента страны, называемого Федеральным Собранием РФ. В последние годы, в связи с обстоятельствам...

К вопросу о месте Президента Российской Федерации в процессе формирования Федерального Собрания

В статье проанализированы актуальные изменения ст. 95 Конституции РФ, связанные с процедурой формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Автором рассмотрен институт назначения Президентом Российской Федерации не более де...

Конституционное Собрание России: понятие и нормативные основы деятельности

В статье исследуется вопрос, связанный с возникновением, конституционно-правовым статусом и функционированием Конституционного Собрания Российской Федерации, а также даётся анализ проекту федерального конституционного закона «О Конституционном Собран...

Федеральное Собрание в системе сдержек и противовесов

В статье рассматривается статус Федерального Собрания в системе органов государственной власти и взаимодействие высшего законодательного органа с другими органами государственной власти на примере полномочий утверждения Государственной Думы Федеральн...

Похожие статьи

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения конституционных поправок

В рамках данной статьи проведен анализ порядка пересмотра Конституции РФ и предлагаемых конституционных правок.

Конституционная реформа о месте правительства РФ в системе исполнительных органов государственной власти

Конституционная реформа оказала значительное влияние на становление отечественной государственности. В настоящей статье раскрываются основные моменты проведенной в 2020 году конституционной реформы в части, касающейся деятельности Правительства РФ. В...

Поправки в Конституцию Российской Федерации

В статье автором проведен сравнительный анализ конституционных поправок, вносимых в Основной закон государства с 1993 года по настоящее время. Выделены особенности внесения изменений Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О сов...

Влияние конституционных поправок на правовое регулирование института местного самоуправления

В статье рассматриваются влияние внесенных в 2020 году поправок в Конституцию РФ на институт местного самоуправления.

Конституционное собрание РФ: проекты Федерального конституционного закона

В статье автор пытается отразить ключевые особенности всех существующих проектов Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании Российской Федерации.

Проблема созыва Конституционного Собрания в Российской Федерации

Цель — выявить проблематику отсутствия механизма созыва Конституционного Собрания Российской федерации и соответствующего федерального конституционного закона.

Анализ работы Федерального Собрания за 2021–2022 годы

С момента принятия Основного закона — Конституции Российской Федерации актуальным является изучение вопросов, связанных с осуществлением деятельности парламента страны, называемого Федеральным Собранием РФ. В последние годы, в связи с обстоятельствам...

К вопросу о месте Президента Российской Федерации в процессе формирования Федерального Собрания

В статье проанализированы актуальные изменения ст. 95 Конституции РФ, связанные с процедурой формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Автором рассмотрен институт назначения Президентом Российской Федерации не более де...

Конституционное Собрание России: понятие и нормативные основы деятельности

В статье исследуется вопрос, связанный с возникновением, конституционно-правовым статусом и функционированием Конституционного Собрания Российской Федерации, а также даётся анализ проекту федерального конституционного закона «О Конституционном Собран...

Федеральное Собрание в системе сдержек и противовесов

В статье рассматривается статус Федерального Собрания в системе органов государственной власти и взаимодействие высшего законодательного органа с другими органами государственной власти на примере полномочий утверждения Государственной Думы Федеральн...

Задать вопрос