Интеграционные принципы интермодальных общественно-транспортных комплексов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 25.04.2020

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Унашева, София. Интеграционные принципы интермодальных общественно-транспортных комплексов / София Унашева, Н. Н. Коршунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 89-93. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69242/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной работе были изучены и проанализированы интеграционные принципы интермодальных общественно-транспортных комплексов, как передовых полифункциональных объектов транспортной инфраструктуры, а также основополагающие факторы, влияющие на их формирование.

Ключевые слова: транспортно-пересадочный узел, общественно-транспортный центр, транспортная инфраструктура, интермодальность, современные технологии.

Интегрированные транспортно-общественные комплексы принципиально отличаются от специализированных. Специализированные объекты размещаются на городской территории по принципу «один — рядом с другим», в то время как объекты или функции интегрированного комплекса соблюдают принцип «один — над (под) другим» или «один в другом». Само понятие интеграция (от лат. integrum — целое) обозначает связь обособленных элементов в единое целое. Существует множество факторов, сформировавшихся в начале ХХ в, объясняющих интегрирование архитектурных объектов, появившимися в мировой практике проектирования. Главные причины, влияющие на их образование — социально-функциональные, архитектурно-композиционные и экономические. Таким образом, можно выделить следующие современные принципы интермодальных транспортных комплексов:

  1. Принцип компактности характерен для проектирования ТПУ в экстремально стесненных условиях и выступает основным критерием при выборе функциональной структуры. Наглядным примером применения данного принципа может служить транспортно-общественный центр Kamppi в г. Хельсинки, представляющий собой сочетание автовокзала, крупнейшего торгового центра, офисных площадей и жилых апартаментов [3]. Выполнение данного принципа был крайне необходим в условиях плотной застройки одноименного исторического района финской столицы [7].

Рис. 1. Общественный центр Kamppi, г. Хельсинки

  1. Принцип многофункциональности проявляется в совмещении основных и дополнительных функций в разных соотношениях. Пространственное преобразование подтверждается необходимостью многоуровневого строительства, в том числе эксплуатированием подземного пространства. В основе данного принципа лежит создание оптимальной архитектурно-пространственной модели для планомерной организации множества функциональных процессов. В качестве примера можно привести многоуровневый транспортно-торгово-офисный комплекс центрального вокзала Берлина.[3]. Ежедневно здесь пересекаются 14 рельсовых путей разного назначения, с которых удобно пересаживаться на метро. В самом здании расположены множество магазинов, ресторанов, паркинг, билетные кассы, зона отдыха, а также недвижимость. Общественная и транспортная зоны не пересекаются и никак не препятствуют функциональному процессу [8].

D:\Диссертация\АВТОВОКЗАЛ_ФОТО_ПО_ПАПКАМ\ТПУ\Berlin Hauptbahnhof\lageplan_berlin_hbf.jpgG:\Диссертация\АВТОВОКЗАЛ_ФОТО_ПО_ПАПКАМ\ТПУ\Berlin Hauptbahnhof\image-108108-860_poster_16x9-nyoq-108108.jpg

Рис. 2. Центральный вокзал Берлина

  1. Принцип адаптивности — возможность приспособления комплекса под новое функциональное использование, современные строительные требования и нормы. Будучи стратегически важным объектом, ТПК всегда должен отвечать современным запросам общества, быть гибким к переменам [4]. К примеру, небезызвестный ж/д вокзал King’s Cross Central. Эволюционное изменение претерпело не только историческое здание вокзала, получив интеграцию с метрополитеном, остановками общественного транспорта, такси и рядом расположенным вокзалом Сент-Панкрас, но и его прилегающая территория, образуя тесную связь со строящимся деловым кварталом. Важными аспектами адаптации под новые требования времени и реконструкция были сохранение аутентичности памятника архитектуры и модернизация транспортного узла под современные реалии [5].

D:\Диссертация\АВТОВОКЗАЛ_ФОТО_ПО_ПАПКАМ\ТПУ\1. Кингс Кросс\754678768660649.jpegD:\Диссертация\АВТОВОКЗАЛ_ФОТО_ПО_ПАПКАМ\ТПУ\1. Кингс Кросс\106676.jpgD:\Диссертация\АВТОВОКЗАЛ_ФОТО_ПО_ПАПКАМ\ТПУ\1. Кингс Кросс\схема зонирования.tif

Рис. 3. ТПУ King’s Cross Central

  1. Принцип конструктивной целесообразности выражается в рациональном использовании передовых технологий строительства, конструкций и использования современных материалов. Как показывает практика, наиболее надежными в строительстве интегрированных комплексов являются каркасные конструкции, исходя из возможности к трансформации. Например, транспортный терминал у моста Дж. Вашингтона представляет гармоничное сочетание хаба с пространственной композицией одноименного моста. Примечательны габаритные бетонные фермы и вентиляционные отверстия, сравнимые с ракетными шахтами, обеспечивающие не только конструктивную устойчивость, но и придают архитектурному объекту, запоминающийся облик шедевра инженерной мысли [1].

D:\Диссертация\АВТОВОКЗАЛ_ФОТО_ПО_ПАПКАМ\ТПУ\Автовокзал у моста Дж. Вашингтона\AP_6205221457.jpg.D:\Диссертация\АВТОВОКЗАЛ_ФОТО_ПО_ПАПКАМ\ТПУ\Автовокзал у моста Дж. Вашингтона\фффф.JPG

Рис. 4. Транспортный терминал у моста Дж. Вашингтона

  1. Принцип технологической направленностииспользование современных инженерно-технических средств для эффективного функционирования объектов внутри объема ТПУ. Это демонстрируется в использовании современных автоматизированных систем безопасности, контроля и регулирования, применении энергосберегающих технологий в пользу долгосрочных экономических решений (внедрение энергосберегающих установок). К примеру, комплекс вокзала «Олимпийкий парк» в Адлере, сертифицированный по «зелёным» стандартам BREEAM. При строительстве комплекса использовались современные технологии энергосбережения: тонкоплёночные модули солнечных батарей и мультифункциональные энергосберегающих стекла [6].

Рис. 5. ТПУ «Олимпийский парк»

Современный этап характеризуется интегрированными процессами образования среды обитания. Сосредоточение больших количественных масс (зданий, интеллекта, трудовых ресурсов, промышленности) неизбежно рождает новое качество, каковым должна быть интегрированная среда [1]. Трехмерное преобразование подтверждается необходимостью многоуровневого строительства, в том числе эксплуатированием подземного пространства. Таким образом, можно вывести современные требования интермодальной модели ТПК:

  1. Повышение интермодальности транспортного узла (использование наибольшего количества видов общественного транспорта);
  2. Рациональное и эффективное использование земельных ресурсов, развитие близлежащих территорий;
  3. Эстетическая привлекательность, сохранение исторической ценности объекта;
  4. Применение современных технологий в области энергоэффективности и экологии;
  5. Разграничение транспортных и пешеходных потоков, организация кратчайших путей к различным видам транспорта;
  6. Формирование безопасной среды, обеспечение комфорта и информативности пассажиров, формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения;
  7. Функциональное зонирование объекта и территории;
  8. Создание условий для развития, применения современного оборудования и технических механизмов;
  9. Экономический потенциал транспортно-пересадочного узла [4].

Гармоничное сочетание всех принципов или же большей из них части в одной модели, и применение их к конкретным случаям в проектной деятельности позволят эффективно разрешить ряд сложившихся проблем и образованию комфортной среды для осуществления пересадки между различными видами транспорта.

Литература:

  1. Власов, Д. Н. Транспортно-пересадочные узлы: монография/ М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац.исследоват. Моск. гос. строит. ун-т. — 2-е изд. — Москва: Изд-во Моск. гос. строит. ун-та, 2017. (Библиотека научных разработок и проектов НИУ МГСУ) — 192 с.
  2. Евреенова, Н. Ю. Современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом [Текст] / Н. Ю. Евреенова // Труды научно-практической конференции «Неделя науки — 2014», «Наука МИИТа — транспорту». В 2-х частях. — Часть 2. — М.: МИИТ, 2014. — С. IV-87-IV-88.
  3. Цзэн Бовэнь, Чупарин Е. Н., Смолин Е. Е. Интеграция в транспортно-пересадочных узлах // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8, № 1. С. 233–244. DOI: 10.21285/2227–2917–2018–1–233–244
  4. Хайруллина Ю. С. Общие положения функционально-пространственной организации современного транспортно-коммуникационного узла // // Известия КГАСУ. — 2011. -№ 4 (18), 2011, № 4 (18) — с. 155–165.
  5. Вокзал Кингс-Кросс — реконструкция. © Hufton + Crow [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: https://archi.ru/projects/world/7599/vokzal-kings-kro..
  6. Вокзал «Олимпийский парк» [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: http://arch-sochi.ru/2010/06/vokzal-olimpijskij-park/
  7. Камппи (комплекс). Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Камппи_(комплекс)
Основные термины (генерируются автоматически): принцип, BREEAM, Вашингтон, гармоничное сочетание, многоуровневое строительство, общественный транспорт, подземное пространство, различный вид транспорта, транспортная инфраструктура, транспортно-пересадочный узел, транспортный терминал, транспортный узел, хельсинки, центральный вокзал Берлина, число эксплуатированием.


Ключевые слова

транспортная инфраструктура, современные технологии, транспортно-пересадочный узел, общественно-транспортный центр, интермодальность

Похожие статьи

Логистические технологии синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта в национальной экономике России

В статье проанализирован логистический подход к синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта. Сделан вывод о необходимости создания национальной си-стемы логистических центров как основы повышения эффективности взаимодействия смежных видов т...

Имитационное моделирование транспортно-пересадочных узлов

В статье рассматриваются вопросы моделирования сопряжения систем общественного транспорта городского и магистрального и городской среды в рамках транспортно-пересадочных узлов.

Современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом

В статье авторы пытаются определить современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом.

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах

В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия между участниками образовательного процесса больших комплексов по трем типам: «административное взаимодействие», взаимодействие «администрация — учитель», «учитель — ученик — родитель», а также ос...

Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход

В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...

Современные формы городской структуры

В статье авторы отражает проблемы и задачи формирования городской среды и городского пространства, факторы влияющие на процесс образования структур города. Раскрывает понятие функционального зонирования территории. А также наиболее актуальные на сего...

Многофункциональный спортивный комплекс как социальная система

В статье анализируются социальные характеристики спортивных комплексов, относящихся к категории многофункциональных. Рассматриваются различные факторы, оказывающие влияние на функционирование и развитие спортивных комплексов.

Формирование и развитие транспортно-логистической системы России на основе кластерного подхода

В статье проанализированы методологические принципы и основы формирования национальных транспортно-логистических кластеров. Предложена классификация, выделяющая три виды транспортно-логистических кластеров: региональные, межрегиональные, глобальные.

Формирование системы взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса в строительстве (инвестор — заказчик — застройщик — проектировщик — подрядчик)

В статье представлена характеристика системы инвестиционно-строительного комплекса, в особенности процесс взаимодействия участников инвестиционного процесса. Определены основные факторы, влияющие на процесс, раскрыты приоритеты в формировании и разви...

Формирование национальных транспортно-логистических кластеров как стратегический приоритет государства

В статье проанализированы методологические принципы и основы формирования национальных транспортно-логистических кластеров. Предложена классификация, выделяющая три виды транспортно-логистических кластеров: региональные, межрегиональные, глобальные.

Похожие статьи

Логистические технологии синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта в национальной экономике России

В статье проанализирован логистический подход к синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта. Сделан вывод о необходимости создания национальной си-стемы логистических центров как основы повышения эффективности взаимодействия смежных видов т...

Имитационное моделирование транспортно-пересадочных узлов

В статье рассматриваются вопросы моделирования сопряжения систем общественного транспорта городского и магистрального и городской среды в рамках транспортно-пересадочных узлов.

Современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом

В статье авторы пытаются определить современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом.

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах

В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия между участниками образовательного процесса больших комплексов по трем типам: «административное взаимодействие», взаимодействие «администрация — учитель», «учитель — ученик — родитель», а также ос...

Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход

В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...

Современные формы городской структуры

В статье авторы отражает проблемы и задачи формирования городской среды и городского пространства, факторы влияющие на процесс образования структур города. Раскрывает понятие функционального зонирования территории. А также наиболее актуальные на сего...

Многофункциональный спортивный комплекс как социальная система

В статье анализируются социальные характеристики спортивных комплексов, относящихся к категории многофункциональных. Рассматриваются различные факторы, оказывающие влияние на функционирование и развитие спортивных комплексов.

Формирование и развитие транспортно-логистической системы России на основе кластерного подхода

В статье проанализированы методологические принципы и основы формирования национальных транспортно-логистических кластеров. Предложена классификация, выделяющая три виды транспортно-логистических кластеров: региональные, межрегиональные, глобальные.

Формирование системы взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса в строительстве (инвестор — заказчик — застройщик — проектировщик — подрядчик)

В статье представлена характеристика системы инвестиционно-строительного комплекса, в особенности процесс взаимодействия участников инвестиционного процесса. Определены основные факторы, влияющие на процесс, раскрыты приоритеты в формировании и разви...

Формирование национальных транспортно-логистических кластеров как стратегический приоритет государства

В статье проанализированы методологические принципы и основы формирования национальных транспортно-логистических кластеров. Предложена классификация, выделяющая три виды транспортно-логистических кластеров: региональные, межрегиональные, глобальные.

Задать вопрос