В данной работе были изучены и проанализированы интеграционные принципы интермодальных общественно-транспортных комплексов, как передовых полифункциональных объектов транспортной инфраструктуры, а также основополагающие факторы, влияющие на их формирование.
Ключевые слова: транспортно-пересадочный узел, общественно-транспортный центр, транспортная инфраструктура, интермодальность, современные технологии.
Интегрированные транспортно-общественные комплексы принципиально отличаются от специализированных. Специализированные объекты размещаются на городской территории по принципу «один — рядом с другим», в то время как объекты или функции интегрированного комплекса соблюдают принцип «один — над (под) другим» или «один в другом». Само понятие интеграция (от лат. integrum — целое) обозначает связь обособленных элементов в единое целое. Существует множество факторов, сформировавшихся в начале ХХ в, объясняющих интегрирование архитектурных объектов, появившимися в мировой практике проектирования. Главные причины, влияющие на их образование — социально-функциональные, архитектурно-композиционные и экономические. Таким образом, можно выделить следующие современные принципы интермодальных транспортных комплексов:
- Принцип компактности характерен для проектирования ТПУ в экстремально стесненных условиях и выступает основным критерием при выборе функциональной структуры. Наглядным примером применения данного принципа может служить транспортно-общественный центр Kamppi в г. Хельсинки, представляющий собой сочетание автовокзала, крупнейшего торгового центра, офисных площадей и жилых апартаментов [3]. Выполнение данного принципа был крайне необходим в условиях плотной застройки одноименного исторического района финской столицы [7].
Рис. 1. Общественный центр Kamppi, г. Хельсинки
- Принцип многофункциональности проявляется в совмещении основных и дополнительных функций в разных соотношениях. Пространственное преобразование подтверждается необходимостью многоуровневого строительства, в том числе эксплуатированием подземного пространства. В основе данного принципа лежит создание оптимальной архитектурно-пространственной модели для планомерной организации множества функциональных процессов. В качестве примера можно привести многоуровневый транспортно-торгово-офисный комплекс центрального вокзала Берлина.[3]. Ежедневно здесь пересекаются 14 рельсовых путей разного назначения, с которых удобно пересаживаться на метро. В самом здании расположены множество магазинов, ресторанов, паркинг, билетные кассы, зона отдыха, а также недвижимость. Общественная и транспортная зоны не пересекаются и никак не препятствуют функциональному процессу [8].
Рис. 2. Центральный вокзал Берлина
- Принцип адаптивности — возможность приспособления комплекса под новое функциональное использование, современные строительные требования и нормы. Будучи стратегически важным объектом, ТПК всегда должен отвечать современным запросам общества, быть гибким к переменам [4]. К примеру, небезызвестный ж/д вокзал King’s Cross Central. Эволюционное изменение претерпело не только историческое здание вокзала, получив интеграцию с метрополитеном, остановками общественного транспорта, такси и рядом расположенным вокзалом Сент-Панкрас, но и его прилегающая территория, образуя тесную связь со строящимся деловым кварталом. Важными аспектами адаптации под новые требования времени и реконструкция были сохранение аутентичности памятника архитектуры и модернизация транспортного узла под современные реалии [5].
Рис. 3. ТПУ King’s Cross Central
- Принцип конструктивной целесообразности выражается в рациональном использовании передовых технологий строительства, конструкций и использования современных материалов. Как показывает практика, наиболее надежными в строительстве интегрированных комплексов являются каркасные конструкции, исходя из возможности к трансформации. Например, транспортный терминал у моста Дж. Вашингтона представляет гармоничное сочетание хаба с пространственной композицией одноименного моста. Примечательны габаритные бетонные фермы и вентиляционные отверстия, сравнимые с ракетными шахтами, обеспечивающие не только конструктивную устойчивость, но и придают архитектурному объекту, запоминающийся облик шедевра инженерной мысли [1].
.
Рис. 4. Транспортный терминал у моста Дж. Вашингтона
- Принцип технологической направленности— использование современных инженерно-технических средств для эффективного функционирования объектов внутри объема ТПУ. Это демонстрируется в использовании современных автоматизированных систем безопасности, контроля и регулирования, применении энергосберегающих технологий в пользу долгосрочных экономических решений (внедрение энергосберегающих установок). К примеру, комплекс вокзала «Олимпийкий парк» в Адлере, сертифицированный по «зелёным» стандартам BREEAM. При строительстве комплекса использовались современные технологии энергосбережения: тонкоплёночные модули солнечных батарей и мультифункциональные энергосберегающих стекла [6].
Рис. 5. ТПУ «Олимпийский парк»
Современный этап характеризуется интегрированными процессами образования среды обитания. Сосредоточение больших количественных масс (зданий, интеллекта, трудовых ресурсов, промышленности) неизбежно рождает новое качество, каковым должна быть интегрированная среда [1]. Трехмерное преобразование подтверждается необходимостью многоуровневого строительства, в том числе эксплуатированием подземного пространства. Таким образом, можно вывести современные требования интермодальной модели ТПК:
- Повышение интермодальности транспортного узла (использование наибольшего количества видов общественного транспорта);
- Рациональное и эффективное использование земельных ресурсов, развитие близлежащих территорий;
- Эстетическая привлекательность, сохранение исторической ценности объекта;
- Применение современных технологий в области энергоэффективности и экологии;
- Разграничение транспортных и пешеходных потоков, организация кратчайших путей к различным видам транспорта;
- Формирование безопасной среды, обеспечение комфорта и информативности пассажиров, формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения;
- Функциональное зонирование объекта и территории;
- Создание условий для развития, применения современного оборудования и технических механизмов;
- Экономический потенциал транспортно-пересадочного узла [4].
Гармоничное сочетание всех принципов или же большей из них части в одной модели, и применение их к конкретным случаям в проектной деятельности позволят эффективно разрешить ряд сложившихся проблем и образованию комфортной среды для осуществления пересадки между различными видами транспорта.
Литература:
- Власов, Д. Н. Транспортно-пересадочные узлы: монография/ М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац.исследоват. Моск. гос. строит. ун-т. — 2-е изд. — Москва: Изд-во Моск. гос. строит. ун-та, 2017. (Библиотека научных разработок и проектов НИУ МГСУ) — 192 с.
- Евреенова, Н. Ю. Современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом [Текст] / Н. Ю. Евреенова // Труды научно-практической конференции «Неделя науки — 2014», «Наука МИИТа — транспорту». В 2-х частях. — Часть 2. — М.: МИИТ, 2014. — С. IV-87-IV-88.
- Цзэн Бовэнь, Чупарин Е. Н., Смолин Е. Е. Интеграция в транспортно-пересадочных узлах // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8, № 1. С. 233–244. DOI: 10.21285/2227–2917–2018–1–233–244
- Хайруллина Ю. С. Общие положения функционально-пространственной организации современного транспортно-коммуникационного узла // // Известия КГАСУ. — 2011. -№ 4 (18), 2011, № 4 (18) — с. 155–165.
- Вокзал Кингс-Кросс — реконструкция. © Hufton + Crow [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: https://archi.ru/projects/world/7599/vokzal-kings-kro..
- Вокзал «Олимпийский парк» [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: http://arch-sochi.ru/2010/06/vokzal-olimpijskij-park/
- Камппи (комплекс). Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Камппи_(комплекс)