В современном мире роль СМИ очень велика. Сегодняшние подростки проводят больше времени «по ту сторону экрана», чем когда-либо прежде, и социальные сети теперь являются привычными способами коммуникации. В последние годы возрос интерес к исследованиям насилия. Одна из причин такого интереса — это социальные последствия насилия. Насилие влияет на общество двумя способами. Во-первых, насилие — это действие, которое затрагивает не только индивида, но и общество. Вторая причина повышенного интереса к исследованию насилия — это предположение, что «насилие порождает насилие». Кроме того, жертвы насилия могут подвергаться определенным рискам, например: склонность к депрессии и другим психическим расстройствам, отсутствие мотивации, низкий уровень успеваемости.
Измерение отношения к насилию может быть полезным для предотвращения насильственного поведения и оценки эффективности учебных программ.
Ключевые слова: жестокость, СМИ, отношение молодежи к насилию.
Всемирная организация здравоохранения определила насилие как «преднамеренное использование физической силы или силы, находящейся под угрозой или фактическим, против себя, другого человека или против группы или сообщества, которое либо приводит к высокой вероятности, либо приводит к травме, смерти психологического вреда, плохого развития или лишений» [1].
Несмотря на то, что существует множество факторов, которые приводят к насильственным действиям, в научной литературе удалось выявить некую связь между совершением насилия и демонстрацией насилия через средства массовой информации.
Идея о том, что дети будут моделировать то, что они видят в средствах массовой информации, и станет более агрессивной, если они наблюдают много насилия в СМИ, имеет интуитивно понятную и упрощенную привлекательность.
Напротив, новые теоретические модели, такие как теория самоопределения [2] и теория управления настроением [3], предполагают, что зрители активно выбирают средства массовой информации для достижения своих целей мотивации или настроения. Ни выбор средств массовой информации, ни поведение результатов не зависят в первую очередь от медиа-контента, а скорее от целей и мотивов пользователя. От таких моделей мы ожидаем увидеть, что разные пользователи по-разному реагируют на определенные формы медиа. Таким образом, жестокая видеоигра может усилить разочарование у одного игрока, который не наслаждается игрой, но законно расслабляет другого после напряженного дня. И ненасильственная видеоигра может сделать то же самое. Действительно, это представление о том, что «соответствие» средств массовой информации и отдельных лиц в достижении мотивационных целей более важно, чем нежелательное, соответствует последним исследованиям.
Результаты авторского исследования методом включенного наблюдения показывают, что возраст влияет на уровень критики и наслаждения видеоклипами с применением насилия. Чем старше человек, тем более жестокое содержание критикуется, и предпочтение такого контента имеет тенденцию к снижению. Результаты исследования, анализирующего влияние возраста на интерпретацию моделей насилия, показанных в музыкальных клипах, видеоиграх, фильмах и сериалах показали, что младшие подростки имели тенденцию оправдывать насильственное поведение в этих СМИ. Также результаты показали, что подростки младшего возраста (13–15 лет) испытывают больше удовольствия от сцен, содержащих насилие, чем подростки старшего возраста (16–18 лет).
Исследования взаимосвязи предпочтений зрителей и агрессивного поведения предполагают, что зрители со склонностью к агрессивному поведению предпочитают просматривать контент, содержащий сцены жестокости. В настоящее время исследователи предполагают, что люди, склонные к агрессии, любят сцены насилия потому, что это позволяет им оправдать свое агрессивное поведение в реальной жизни и определить его, как нормальное.
Таким образом, авторское исследование подтвердило результаты ранее проведенных исследований других авторов, что подростки с тенденцией к агрессии, как правило, больше отождествляют себя с агрессивным персонажами, показанными в телевизионных шоу и определяющих такое поведение как нормальное.
Литература:
- Violence prevention // Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс] // www.who.int. [сайт]. [2020]. URL. www.who.int/topics/violence/en (дата обращения: 20.04.2020).
- Гордеева Т. О. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана // Психология мотивации достижения. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. — 332 с.
- Zillmann D. Mood management in the context of selective exposure theory. / In M. f. Roloff (ed.), Communication yearbook 23 — Thousand Oaks, CA, 2000: Sage. — pp. 103–123.
- Грушина А. А., Данилова М. В. Влияние СМИ на личность подростка // [Электронный ресурс] // www.wciom.ru. [сайт]. [2020]. URL. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115721 (дата обращения: 20.04.2020).
- Полищук Ю. И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье [Электронный ресурс] // www.npar.ru. [сайт]. [2020]. URL. http://npar.ru/journal/2003/1/influence.htm (дата обращения: 20.04.2020).
- Грушина, А. А. Влияние СМИ на личность подростка / А. А. Грушина, М. В. Данилова. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 162–164. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47856/ (дата обращения: 23.04.2020).