Опыт инклюзивного обучения в учреждении среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 27.04.2020

Статья просмотрена: 1516 раз

Библиографическое описание:

Сокольникова, Н. Е. Опыт инклюзивного обучения в учреждении среднего профессионального образования / Н. Е. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69248/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлен опыт ГАПОУ КО «Калужского сервиса и дизайна» в реализации инклюзивного профессионального образования. Выделены проблемы, возникающие при организации инклюзивного обучения и методы их решения.

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].

В Калужской области с 2014 года на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Калужской области «Калужский колледж сервиса и дизайна» создана базовая профессиональная образовательная организация (далее БПОО), обеспечивающая поддержку инклюзивного образования на территории Калужской области.

В нашем колледже обучаются по специальностям и профессиям СПО инвалиды различных нозологий: опорно-двигательный аппарат, слабослышащие, слабовидящие, общие заболевания.

Практика реализации инклюзивного образования начинает только складываться. В основном это анализ и обработка педагогического опыта, наработанного в учреждениях, внедряющих инклюзивные подходы; анализ новых методик, применение нового оборудования в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

С первых дней обучения в колледже инвалиды и лица с ограниченными возможностями обеспечены необходимыми условиями проживания и обучения. Закуплено специализированное оборудование, создан учебный класс с индукционной петлей для слабослышащих, интерактивные доски для наглядной подачи материала, специализированные компьютерные места и программное обеспечение.

И тем не менее, с первых месяцев обучения возникли трудности с обучением. Поначалу, это проблема адаптации инвалидов в обучающей среде колледжа, новые условия построения учебного процесса, новые требования к изучению материала, расписание и просто бытовые особенности.

Для разрешения данной проблемы в колледже создано волонтерское движение из числа обучающихся старших курсов колледжа с последующим привлечением студентов первого курса, в группах которых учатся инвалиды и лица с ограниченными возможностями. Деятельность волонтеров направлена на всевозможную поддержку инвалидов, помощь в ориентировании по расписанию и аудиториям колледжа. Но при этом специалистами центра инклюзивного образования с волонтерами проведена работа о правилах поведения и общения с данной категорией обучающихся. Строгим образом запрещено навязывание помощи и даже инициация помощи со стороны волонтера, если того не просит инвалид. Таким образом, преследуется цель активизировать деятельность инвалидов, повысить их самооценку и дать возможность к реализации своих возможностей.

Вторая проблема возникла с обучением и самостоятельной работой инвалидов. Большинство преподавателей отметили необходимость медленной подачи материала, перестроение плана урока на более наглядные материалы, невозможность ведения конспекта на уроках некоторыми инвалидами. Для этого на педагогическом совете принято решение о предоставлении электронных вариантов лекций, предоставление необходимых материалов в социальных группах открытых учебными группами студентов, дополнительное введение консультаций. Для полноценного и быстрого включения в образовательный процесс преподавателями выделены следующие принципы:

– не делать никаких различий между обучающимися инвалидами и всеми остальными;

– включать их в процесс обучения, ставя только индивидуальные задачи;

– активно применять групповые формы обучения, выполнения практических работ;

– Применять различные формы обучения, в зависимости от предмета и темы (проекты, исследования, игры)

Третья проблема возникла с психологическими особенностями инвалидов. Большинство из них привыкло к почти индивидуальному обучению, повышенному вниманию и снисхождению при оценивании результатов. Естественно, при получении профессионального образования, данный подход почти не возможен. Поэтому, большую работу по решению данной проблемы пришлось брать на себя кураторам групп, социальному педагогу и методистам.

Активизировать и дать почувствовать уверенность в себе- главная задача куратора группы в первые дни учебы. Необходимо дать понять инвалиду, что снисхождения не будет, но при этом окажется всевозможная разносторонняя помощь для изучения материала, при необходимости подключатся и волонтеры, и другие специалисты колледжа. С другой стороны, преподаватель должен тоже перестроиться, поменять планы уроков. Материал на уроке дается дозировано, устная речь должна сочетаться с письменной. Обязательно наличие опорного конспекта для обучающихся. При этом конспект не должен содержать всю информацию лекции, а лишь главные вопросы по теме, новые трудные слова (для слабослышащих), рисунки, схемы, таблицы, графики, все что поможет сфокусировать внимание. Важно, чтобы конспект не заменял записи самих студентов. Это должны быть опорные конспекты, которые помогут усилить внимание.

На уроке необходимо применение специальных методов, визуальных средств, дидактических пособий, компьютерных интерактивных технологий. В интерактивных технологиях по В. В. Гузееву можно выделить три обмена информационного обмена. Экстраактивный режим: информационные потоки направлены от субъекта обучающей системы к объекту обучения (слушателю курсов повышения квалификации), но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Слушатель при этом выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекций, традиционной технологии. Такой режим чаще всего является пассивным, не вызывает субъектной активности, так как учение представлено в основном активностью обучающей среды. Интраактивный режим: информационные потоки идут на слушателя или группу, вызывают у них, вызывают их активную деятельность, замкнутую внутри них. Слушатели курсов повышения квалификации выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения. Интерактивный режим: в этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от слушателя к лектору, преподавателю курсов. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер: один поток исходит от преподавателя, другой — от слушателя. Простейшими примерами интерактивных технологий могут быть беседа или консультация. Больше всего интерактивный режим представлен в технологических приёмах, входящих в какую-либо конкретную монотехнологию. [2]

Очень хорошо зарекомендовали себя памятки, выдаваемые по ходу урока, использование кластеров и синквейнов. Многие специальные предметы (профессиональные модули) включают в себя много сложных и труднопроизносимых терминов, поэтому преподавателю вместе с обучающимися лучше разработать специальные словарики. При работе со слабослышащими, преподаватель всегда поворачивается к ним лицом и жестами привлекает внимание, лицо говорящего должно быть хорошо освещено, разговаривать необходимо четко, разборчиво, держа на себе взгляд слабослышащего. Если преподаватель работает не у доски, то целесообразнее размещаться не по центру класса, а сбоку.

При работе со слабослышащими, желательно наличие сурдопереводчика, но пока в штате нет такого сотрудника. Хотя, с другой стороны, именно это стимулирует обучающихся учиться свободно общаться и надеяться на собственные силы в любой ситуации.

Для лучшего восприятия материала лекций и семинаров, используется спецоборудование. Следует также принять во внимание, что наилучший визуальный контакт с преподавателем и переводчиком жестового языка осуществляется при размещении студентов в лекционных аудиториях на первых рядах левого или правого края, а не по центру.

Хочется отметить и то, что инклюзивное образование дает преимущества и детям без особенностей развития и уж ни в коем случае не ущемляет их в качественном получении образования в инклюзивных группах. Бытует мнение что дети- инвалиды нарушают процесс обучения и тем самым создают условия, ухудшающие качество обучения.

Однако, обычные обучающиеся получают более качественные условия обучения в виде применения специальных педагогических подходов для подачи материала, использования информационных технологий.

Кроме того, преимущество получают инклюзивные группы и за счет увеличения финансирования такого обучения, которое используется на закупку дополнительных технических средств обучения, организации дополнительных внеклассных мероприятий, семинаров и т. д. В группах с инклюзивным обучением обычные дети учатся быть толерантными, уважать и ценить людей с ограниченными возможностями, решившихся на инклюзивное обучение. Помогая и общаясь более тесно с инвалидами, подростки получают очень жизненный и важный урок.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что опыта на данный момент наработано недостаточно, изучение данной проблемы требует глобальной разработки.

Литература:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации». –
  2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.
  3. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  4. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, инвалид, инклюзивное обучение, Калужская область, активная деятельность, возможность, изучение материала, интерактивный режим, процесс обучения, слушатель курсов повышения квалификации.


Похожие статьи

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Организация обучения школьников в условиях инклюзивного образования

Особенности организации практического обучения в колледже

Концепция развития системы обучения и особенности работы в учреждении профессиональной направленности

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Подготовка специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования

Похожие статьи

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Организация обучения школьников в условиях инклюзивного образования

Особенности организации практического обучения в колледже

Концепция развития системы обучения и особенности работы в учреждении профессиональной направленности

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Подготовка специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования

Задать вопрос