Статья посвящена актуальной проблеме обучения младших школьников речевому этикету. Представлены результаты исследования актуального уровня владения третьеклассниками одной из школ города Красноярска речевым этикетом. Анализ публикаций по представленной проблеме, результаты констатирующего среза показали, что младшие школьники нуждаются в специальном систематическом обучении правилам вежливого общения.
Ключевые слова: этикет, речевой этикет, формулы речевого этикета, ситуации речевого этикета, младшие школьники.
Формирование основ речевого этикета у младших школьников является одной из актуальных проблем современной начальной школы. [2;3;5;6]. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве важнейшего направления указывается «развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка» [8]. При этом говорение включает в себя и овладение «нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)» [8; 2, с.21].
Вопросы речевого этикета отражены в работах А. А. Акишиной, А. Г. Балакая, В. Е. Гольдина, Н. И. Формановской и др. При этом учеными подчеркивается, что эффективное общение между людьми невозможно без соблюдения правил этикета.
Под речевым этикетом понимается «речеактовые адресованные высказывания, регулирующие коммуникативные взаимодействия партнеров в их иерархических отношениях в ситуации поддерживания речевых и неречевых контактов» [7,с.51]. В работах А. Г. Балакая речевой этикет определяется «как система специфичных языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью осуществления речевого контакта между собеседниками и поддержания вежливых, доброжелательных, дружеских или официальных отношений в соответствии с речевой ситуацией» [1, с.3].
Правила речевого этикета предписывают использование этикетных формул в различных речевых ситуациях (обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, комплимент, похвала, утешение, сочувствие, соболезнование, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение).
Вопросы, связанные с обучением речевому этикету младших школьников раскрыты в исследованиях А. А. Бондаренко, Е. А. Зыряновой, Т. Г. Рамзаевой, С. И. Львовой, И. Н. Курочкиной, Н. В. Фоминой и т. д. Так, в исследованиях подчеркивается, что «необходимы не единичные обращения на уроках к правилам русского речевого этикета, не показ образцов речевой вежливости самим учителем, а практически ежедневная работа по освоению правил речевой вежливости» [2, с.22.]; существует необходимость в «качественной подготовке ученика, способного владеть правилами речевого этикета на высоком уровне» [5, с.2].
Введение формул речевого этикета в словарь младших школьников не только обогащает речь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к слову, формирует умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Использование разнообразных формул речевого этикета позволяет младшим школьникам чувствовать себя более уверенными в различных ситуациях общения.
Установлено, что знание правил этикета «ведет к качественному обновлению личности, которая знает этикет, осознает, почему этикет необходим, владеет техникой соблюдения его правил, способна выбрать в процессе общения то правило, которое в наибольшей степени отвечает ситуации, и соблюдает правила этикета в интересах развития сотрудничества, общения, развития себя и партнера по общению» [4, с.124]
С целью выявления актуального уровня владения речевым этикетом младшими школьниками проведено экспериментальное исследование среди третьеклассников одной из школ г. Красноярска.
Младшим школьникам предлагалось выполнить следующие задания:
Задание 1. Подберите к каждому предложению нужное выражение из данных(всего 5 предложений).
Примеры незаконченных предложений:
- Растает даже ледяная глыба От слова теплого…
- Когда нас бранят за шалости, Говорим.....
При этом каждое верно подобранное выражение формула в один балл.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте подходящими по смыслу выражениями (всего три четверостишия).
Дядя Степа огорчен.
Рассказал он вот о чем:
Настя — славная девчонка.
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова_____________
Каждое верно подобранное выражение оценивалось в один балл.
Задание 3. Прочитайте ситуации и ответьте на вопросы (всего три ситуации, оценивается в 1 балл)
Ситуация 1
Разговаривают два взрослых — мама и учитель. Учитель:
—Я сегодня вызвала вашего сына к доске, а он не рассказал урок.
Мама:
—Я видела, что он вчера вечером сидел и учил.
Денис встревает в разговор мамы и учителя:
—Я учил, а когда вышел к доске, Маша начала меня смешить, и я не смог рассказать урок.
1)Какое правило нарушил Денис?
2)Как он должен его исправить?
Уровни владения речевым этикетом определялись с учетом набранных баллов за выполнение всех заданий: 14–13 баллов — высокий уровень; 12–10 баллов — средний уровень; 10 и менее баллов — низкий уровень. Установлено, что 35 % младших школьников выполнили задание на низком уровне, 40 % — на среднем, 25 % — на высоком уровне.
Результаты проведенного исследования подтвердили актуальность выбранной темы. На этапе формирующего эксперимента ученикам будут предложены специальные занятия, включающие упражнения на использование формул речевого этикета в различных речевых ситуациях. Данные занятия будут включать изучение теоретических сведений об этикете и речевом этикете, разнообразные практические задания с использование игр. Например, при изучении ситуации приветствие младшим школьникам можно предложить встать в круг и поздороваться со своим соседом способом, который принят в какой-либо стране (похлопать друг друга по плечу, соприкоснуться локтями и т. д.).
Таким образом, анализ литературы по теме исследования, результаты констатирующего среза доказали, что младшие школьники нуждаются в специальном систематическом обучении правилам вежливого общения.
Литература:
- Балакай А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета: св. 4000 этикетных слов и выражений //М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Транзиткнига. — 2004.
- Бондаренко А. А. Речевой этикет в современной школе //Начальная школа. — 2013. — №. 1. — С. 21–28.
- Зырянова Е. А. Методика формирования умений речевого этикета младших школьников //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2011. — №. 3.
- Курочкина И. Н. Этикет в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста в современных условиях общественного развития //Евразийский Союз Ученых. — 2016. — №. 3–2 (24).
- Никитина Е. Ю., Зырянова Е. А. Педагогические условия методики формирования умений речевого этикета младших школьников //Начальная школа плюс до и после. — 2011. — №. 6. — С. 77–82.
- Фомина Н. В. Лингвометодические основы формирования речевого этикета младших школьников //атореф. дис.… канд. пед. наук. — 2007. — Т. 13. — №. 02.
- Формановская Н. И. Теория общения и речевой этикет //Русский язык за рубежом. — 2010. — №. 1. — С. 49–55.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс]. — URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=nach