В статье рассмотрено экологическое лицензирование как правовой институт экологического права, рассмотрены классификации групп экологических лицензий. Исследовано отличие экологического лицензирования от лицензирования отдельных видов деятельности, необходимого для возникновения специальной правоспособности субъектов. Автор предлагает развивать институт экологического лицензирования с учетом необходимости нахождения баланса между минимизацией негативных воздействий на окружающую среду и обеспечением экономических интересов хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: экологическое лицензирование, экологическое право, природопользование, лицензии, охрана окружающей среды.
В современном мире как никогда остро стоят вопросы, связанные с охраной окружающей среды. Активная гражданская позиция населения в большинстве государств способствует лоббированию «зеленых» идей, что отражается в законодательстве существующих национальных правовых систем.
Вышеуказанное вовсе не означает, что вопросами экологии стали интересоваться относительно недавно. Напротив, первые законодательные акты в области экологии датируются XIV веком [1, С. 56]. С трансформацией социально-этической мысли общества постепенно менялось и отношение человека к экологии, а существующая научная доктрина нашла свое отображение в позитивном праве. В первую очередь, речь идет о закреплении права на благоприятную окружающую среду в качестве конституционного. Конституция Российской Федерации в этом плане не является исключением [2]. Экологические права являются естественными, то есть принадлежат человеку с момента рождения, что подтверждается также положениями международных конвенций [3]. Неким маяком, отображающим вектор развития экологического законодательства в Российской Федерации, является ФЗ «Об охране окружающей среды» [4].
В отрасли экологического права особое место занимает институт экологического лицензирования. По общему правилу, под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных государственных органов по предоставлению лицензий (разрешений) организациям, осуществляющим природопользование или работы, которые связаны с охраной окружающей среды.
На сегодняшний день сфера экологического лицензирования очень актуальна, а ее роль значительным образом возрастает. Само получение лицензии представляет собой не что иное, как способ получения права природопользования, а также возможность осуществления природоохранной деятельности. Деятельность, которая связана с экологией подлежит обязательному лицензированию, иначе в отношении субъекта наступает юридическая ответственность. Как указывает Р. М. Валеев «лицензированию подлежит деятельность, которая потенциально может причинить вред интересам граждан, организаций или государства, а также не должна реализовываться за границами правил лицензии» [5, С. 254].
В юридической литературе существует несколько взглядов на классификацию существующих групп экологических лицензий. Так, к примеру, О. Л. Дубовик выделяет:
1) лицензии на природопользование;
2) лицензии на осуществление видов деятельности, возможной благодаря факту существования природных ресурсов;
3) лицензии на оказание воздействия на окружающую среду и ее компонентов [6, С. 115].
М. М. Бринчук разделяет экологические лицензии на две большие группы в зависимости от характера деятельности:
1) Деятельность, связанная с природопользованием и охраной окружающей среды от вредных воздействий. В указанную группу входят виды деятельности по специальному природопользованию (к примеру, землепользование, лесопользование, проведение экологической паспортизации, оборот диких животных, занесенных в Красную книгу РФ и т. д.).
2) Деятельность, которая не является природоохранной, но в тоже время относящаяся к охране окружающей среды (космическая, строительная и др.) [7, С. 10].
На наш взгляд наиболее оптимальной является классификации в зависимости от вида воздействия осуществляемой деятельности на окружающую среду:
1) Лицензирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками;
2) Лицензирование сброса сточных вод или дренажных вод в водные объекты;
3) Лицензирование размещения отходов;
4) Лицензирование изъятия компонентов природной среды;
5) Лицензирование иных видов воздействия на окружающую среду.
Экологическое лицензирование необходимо отличать от лицензирования деятельности, которая тесно связанна с охраной окружающей среды, природопользованием либо имеющей по отношению к ним вспомогательный характер, а также с обеспечением безопасности человека при осуществлении природопользования или сопутствующей с ним деятельности. В некоторых случаях для реализации указанных видов деятельности государство осуществляет выдачу соответствующих лицензий и разрешений.
В качестве примера Н. Г. Жаворонкова отмечает хранение и уничтожение химического оружия, эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов, деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, производство маркшейдерских работ, выполнение геодезических и картографических работ федерального назначения, работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях [8, С. 243].
В указанных случаях, благодаря лицензированию, в силу ст. 49 ГК РФ [9] у субъекта (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) появляется специальная правоспособность, которая позволяет ему заниматься определенным видом деятельности, который входит в установленный законом перечень.
В ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регламентирован перечень видов деятельности, для осуществления которых требуются эти лицензии [10]. По мнению Е. В. Новиковой, Т. В. Петровой указанное лицензирование не является экологическим, за исключением лицензирования размещения опасных отходов в части проведения лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I — IV классов опасности перед их захоронением [11, С. 16].
В действующем законодательстве о лицензировании, среди его целей указано предотвращение ущерба окружающей среде. В тоже время лицензионные требования, как справедливо отмечает Р. М. Валеев, не могут ограничить деятельность хозяйствующего субъекта, которая приносит определенный вред окружающей среде [5, С. 261]. Таким образом, лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемое в соответствии с ним, не является экологическим лицензированием.
В настоящее время отечественное законодательство в сфере экологического лицензирования не стоит на месте и активным образом совершенствуется. При развитии позитивного права законодатель сталкивается с проблемами ценностного выбора и этических дилемм, поскольку должен обеспечить условия для экономического благополучия, государственной безопасности и иных основополагающих целей государства и права.
С одной стороны, посредством экономического анализа права, можно предположить, что излишние «зарегулирование» отрасли, ужесточение императивных лицензионных требований к субъектам, с целью обеспечить сохранность окружающей среды, может поспособствовать ухудшению экономической ситуации, что будет выражаться в уходе «игроков» с рынка, ухудшению инвестиционного климата, снижению налоговых отчислений, что в совокупности окажет влияние на государственный бюджет.
С другой стороны, значительные послабления к требованиям в области экологического лицензирования неизбежно повлекут увлечение объемов негативного воздействия на окружающую среду.
Следовательно, отечественное законодательство в области экологического лицензирования нуждается в дальнейшей доработке и развитии с учетом существующих политико-правовых интересов государства и общества. На наш взгляд, необходимо найти баланс между очевидным стремлением государства и в целом гражданского общества минимизировать негативные воздействия на окружающую среду и обеспечением эффективной, прибыльной работы для хозяйствующих субъектов.
Литература:
- Бринчук М. М. Введение в экологическое право. М.: Академический правовой университет при ИГПРАН, 2006. 315 с.
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключена в г. Риме 04.11.1950, с изм. от 13.05.2004, вместе с «Протоколом № 1», подписан в г. Париже 20.03.1952, «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней», подписан в г. Страсбурге 16.09.1963, «Протоколом № 7», подписан в г. Страсбурге 22.11.1984 // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001. № 2. Ст. 163.
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в ред. от 27.12.2018 «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.
- Валеев Р. М. Экологическое право: учебник. М.: Статут, 2012. 639 с.
- Дубовик О. Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2012. 312 с.
- Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2013. 414 с.
- Жаворонкова Н. Г. Экологическое право: от идей к практике. М.: Проспект, 2017. 388 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, в ред. от 18.07.2019, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019 // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ, в ред. от 02.08.2019 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 09.05.2011. № 19. Ст. 2716.
- Новикова Е. В., Петрова Т. В. Об изменениях в законодательстве по вопросам лицензирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности // Экологическое право. 2003. № 3. С. 13–19.