Ключевые слова: кинопродукция, кинодистрибьюция, планирование продаж, система управления.
Индустрия развлечений на данный момент в мире активно развивается, важным приоритетом в ней является киноиндустрия [1].
На сегодняшний день крупнейшей в мире киноиндустрией, является индустрия Соединенных Штатов Америки, по числу выпускаемых картин и по большому объему кассовых сборов. Самые главные преимущества: накопленный опыт в отборе фильмов и хорошо развитая производственная и дистрибутивная инфраструктура [2].
Финальная цель производства любого фильма — это привлечение большого количества зрителей на его прокат.
В данной работе рассматривается крупнейшая в мире компания киноиндустрии США. Она одна из старейших из ныне существующих киностудий. Процесс продажи фильмов — ключевой в компании. Ему отводится первое место. Кинокомпания осуществляет кинодистрибуцию — это распространение кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, а также маркетинговое продвижение фильмов на российском рынке и рынках стран СНГ.
За год осуществляется прокат нескольких сотен фильмов, с высокими кассовыми сборами, например, по данным ЕАИС (Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах), объем кассовых сборов за 2019 год составил 69,7 млрд. рублей (+10 % к уровню 2018 года). Графически динамика кассовых сборов за 2015–2019 года представлена на рис.1.
Рис. 1. Динамика кассовых сборов с 2015 по 2019 гг., млрд руб.
Развитие компании не стоит на месте.
С каждым годом растет поток новых клиентов. Обороты продаж становятся выше в несколько раз [3].
Ключевым изученным процессом является процесс управления продажами. Верхнеуровневая модель процессов включает в себя 8 основных бизнес-процессов, рассматривается на рис. 2. Для анализа бизнес-процессов продаж кинофильмов был использован графический метод построения процессов при помощи методологии ARIS (Architecture of Integrated Information System).
Рис. 2. Верхнеуровневая модель процесса управления продажами
Основополагающим методом автоматизации бизнес-процессов в области продаж является совершенствование процесса по исполнению, стоимости, времени и качеству [4]. Наиболее эффективным методом автоматизации является внедрение новой информационной системы, при помощи которой процесс продаж систематизируется и будет приносить большую выгоду, за счет экономии времени сотрудников.
На сегодняшний день, процесс управления продажами в компании недостаточно функционален, основополагающие процессы ведутся вручную, а не автоматизировано.
Для того, чтобы решить существующие проблемы, и поднять продажи на новый уровень было предложено внедрить новую автоматизированную информационную систему. За основу проектного решения автоматизации была выбрана эталонная информационная система 1С: Управление торговлей 8.3, редакция 11.4. Данная информационная система позволяет в комплексе автоматизировать задачи управленческого учета, анализа и планирования торговых операций [5].
В качестве элемента решения будет использоваться модель «Smart Sales» (умные продажи), объединяющая в себе улучшенный учетный контур, за счет полного реинжиниринга происходящих бизнес-процессов управления продажами, и контур планирования, позволяющий делать достоверный прогноз продаж кинопродукции на определенный промежуток времени.
Планирование продаж осуществляется на основе прогноза спроса. После выявления прогнозных значений построен план, который, в последствии, будет проверяться на точность «план-фактным» анализом и методом экспертных оценок.
В данной компании рассматривается краткосрочное (текущее) планирование продаж фильмов, длительностью на 1 год. Исходя из этого, горизонтом для планирования задач было принято решение выбрать краткосрочное планирование.
Планирование будет осуществляться на основании системы показателей (определенных кластеров) с помощью которых будут определяться ориентиры, которые будут достигнуты в процессе деятельности компании на соответствующем горизонте планирования продаж фильмов. Планирование продаж будет строится исходя из прошлых продаж компании. Компания уже имеет сложившуюся историю продаж и активную клиентскую базу, поэтому при планировании продаж на следующий период будет удобно опираться на фактические продажи предыдущих периодов.
Разработана новая система управления продажами кинопродукции, которая формирует прогнозные значения объема продаж фильмов, помогая при этом пользователям формировать план продаж на горизонте краткосрочного планирования.
Для того, чтобы достичь заявленной цели требовалось:
а) улучшить основные процессы компании, за счет их полного реинжиниринга. Тем самым, повысить качество и достоверность информации путем внедрения новой автоматизированной системы управления кинопродукций компании,
б) спроектировать модуль планирования продаж фильмов с последующей интеграцией с основной системой управления кинопродукцией.
Созданная архитектура предлагаемого решения представлена на рис. 3.
Рис. 3. Архитектура предлагаемого решения
Систему управления продажами кинопродукции было принято решение разделить на два контура:
- «Учетный» контур,
- Контур планирования продаж.
«Учетный» контур представляет собой новую систему учета кинопродукции на базе решения 1С: Управление торговлей в редакции 8.3 с новой функциональностью решения. Обязательной интеграцией между особыми системами кинопроката, такими как, ЕАИС, Астра Пейдж, Техника Плюс, Cinelab, Rentrack. Интеграцией со вспомогательными модулями системы 1С: Предприятие: 1Спарк.Риски, 1С: ЭДО, 1С: SRM, а также с программами Контур. Фокус, Клиент-банк для упрощения работы пользователей с информационной системой.
Это решение позволит получить достоверную информацию, которая будет храниться в едином хранилище, на основании которой будет производиться расчет прогнозных значений для формирования краткосрочного плана продаж в контуре планирования.
Для того, чтобы это, действительно, было продвижением эффективности продаж кинопродукции в компании «учетный» контур и контур планирования будут иметь возможность интегрироваться между собой. Данные из учетного контура будут загружаться в контур планирования, обрабатываться и анализироваться, после этого, выгружаться обратно в «учетный» контур — это позволит достичь уровня автоматизации системы до «Smart Sales».
Литература:
- Татарников А. Методы прогнозирования кассовых сборов // Бюллетень кинопрокатчика. Москва- 2012. С. 50–56.
- Шевченко Д. А. Киномаркетинг: теория и практика продвижения. Часть 1. Теория киномаркетинга, Москва: Изд. ООО «Агентсво BCI Marketing», 2013 г.,
- Татарников А. С. Прогнозирование кассовых сборов в кинопрокате на основе математического моделирования и анализа зрительских эмоций –Москва: Изд. Государственный академический университет гуманитарных наук, 2016 г.- 25 с.,
- Громов, А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы. монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 367 c.
- 1С: Управление торговлей 8.1. Практическое пособие. — Москва: КноРус, 2016. — 368 c.