В данной статье рассмотрены кризисные периоды, которые обуславливаются изменением физических и психологических факторов. Дана характеристика кризисных периодов в подростковом возрасте, выявлены особенности влияния конфликтов на становление личности и в развитии внутригрупповых отношений.
Ключевые слова: кризисные периоды, конфликты, кризис, влияние.
Кризисы возрастного развития представляют собой определенные явления, с которыми сталкивается в жизни каждый человек. Проявление кризисов выражено преобразованием отношений людей к окружающей действительности, а также наличием психологических изменений в связи с развитием и совершенствованием на определенном возрастном этапе человека. В большинстве случаев кризисные периоды определяются наличием негативных изменений, которые проявлены в стрессах, а также в депрессивных состояниях.
При переходе от одной возрастной стадии развития к другой человек неизбежно сталкивается с кризисными проявлениями в развитии. Такие переходы имеют характерные особенности, которые негативно сказываются на взаимодействии и взаимоотношениях с социумом и миром в целом. В данном случае наблюдаются психологические трудности для самого человека, а также для его окружения. В кризисные периоды идет процесс выявления противоречий между имеющимся положением вещей и желаемыми изменениями, а также происходит переоценка ценностей и идеалов. Кроме этого, определяются новые линии развития и стремления, формулируются желания и способы их достижения.
По своей сути каждый кризисный период заключается в выборе между имеющимися вариантами решения той или иной ситуации, который человек делает на основе уже имеющегося у него опыта [3].
Таким образом, можно определить понятие кризиса как столкновение двух альтернативных вариантов реальности: имеющейся психической реальности человека с определенной встроенной системой мировоззрения и образцами поведения, и реальностью, в которой этот опыт неприменим и недостаточен для дальнейшего развития.
Научная литература располагает психологическими исследованиями, где выделены позиции в понимании критического возраста или периода. Согласно представленных позиций, в кризисные периоды происходит особенная психологическая работа, которая состоит из двух взаимоисключающих, но единых в своей основе преобразований: формирование новообразований личности и возникновение совершенно новой ситуации развития. В соответствии со второй позицией качественные преобразования в личностном развитии состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. Основной акцент при этом смещается на внешние условия, а не на психологические механизмы развития. Исходя из этого, кризисом является конфликт между противоположными тенденциями развития, который возникает вследствие достижения индивидом определенного уровня психологического развития и теми требованиями социума, которые они к нему предъявляют [1].
Кроме этого, стоит учитывать, что отрицательно влияет на поведение личности в ситуации жизненного кризиса, фрустрационное состояние, возникновение которого связано с появлением отдельного жизненного отношения лица. Данное состояние проявляется в деятельности и обуславливается реализацией определенного мотива. Разрушение деятельности проявляется в результате нарушения соотношения и связей, имеющиеся у мотивов и целей деятельности. Барьеры, вызванные фрустрацией, сказываются на поведении человека. В поведении могут наблюдаться: лишение, выраженное отсутствием чего либо, потери, конфликты. Характерным для фрустрации является неуспех, возникновение которого связано с препятствиями к достижению поставленной цели.
Для подросткового возраста характерен такой кризис развития, который заключается в поиске идентификации и усвоения образцов поведения, характерных для данной социальной группы. Данный процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать. Стоит отметить, что для подросткового возраста присуще наличие девиантного поведения, предпосылками которого являются испытываемые при наступлении жизненных кризисов кризисные эмоциональные состояния, фрустрационные и агрессивные психические состояния подростков.
Процесс формирования личности подростков является значимым для дальнейшей жизнедеятельности человека [4]. Кризис в этот возрастной период обладает как позитивными, так и негативными сторонами. Позитивные стороны связаны с появлением новых возможностей становления индивидуальности личности, формирования гражданской позиции, а также осознанного и целенаправленного самообразования. Негативные стороны проявляются с утратой налаженной формы жизни, то есть с взаимоотношениями с другими людьми, способами и видами обучения, привычных условий жизненного процесса и вступлением на новый жизненный этап жизни, для которого ещё отсутствуют необходимые навыки и знания.
Наличие кризисов в период развития внутригрупповых отношений являются такие стадии в групповой динамике, при которых имеется необходимость в изменении характера межличностного взаимодействия членов группы. Для таких стадий развития внутригрупповых процессов зачастую миролюбивый и предсказуемый ход событий подвергается изменению на взрывоопасный и неожиданный поворот в групповом движении, в котором отсутствует контроль. Происходит столкновение интересов, возникают внутригрупповые конфликтные ситуации [2].
Во внутригрупповых конфликтах основой является единство таких стремлений, как борьба за лидерство, власть и влияние. подкрепляющих друг друга. В конфликтах в борьбе за лидерство порождается конфронтацией в утверждении идей. Для конфликтов в борьбе за власть характерны попытки лишения противоборствующими сторонами властных полномочий друг друга. Такой вид конфликта относится к тем, кто претендует на подчинение коллектива своим идеям, позициям и ценностным ориентациям.
Кроме возникновения конфликтов среди подростков также наблюдается снижение продуктивности умственной способности, что приводит к изменениям установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. В переломные моменты развития подростки трудновоспитуемы, что требует особого внимания и педагогическое воздействия трех различных позициях — психолога, педагога и самого ребенка (или группы детей), так как в большинстве случаев оно не поспевает за активным развитием подростков. Кроме этого, необходимым является понимание многомерных и многоуровневых факторов, которые влияют как на развитие личности, так и на кризисные ситуации, характерных для группы подростков.
Литература:
- Голубков Г. В. Причины возникновения кризиса в подростковом возрасте // Психологические науки. Вопросы студенческой науки. — 2019. — № 5. — с. 22–28.
- Гаврилова И. М., Егорычева О. Ю. Подросток и конфликты // Молодой ученый. — 2018. — № 24. — С. 303–306.
- Иванов А. А. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростковом возрасте. Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 2009. — с.17–21.
- Сурикова Я. А. Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 372–379.