Актуальность исследуемой темы вызвана нарастающей модернизацией экономико-политической ситуации России, и эти изменения в первую очередь, коснулись логистического обеспечения грузоперевозок, поскольку они требуют создания новых механизмов для повышения уровня эффективности транспортировки.
В настоящей статье рассматривается совокупность вопросов посвященных транспортировке грузов и повышению ее эффективности в цепях поставок. Проведен анализ выбора транспорта и грузооборота за 2017–2019годы, раскрыты основные понятия цепи поставок и выявлена взаимосвязь грузоперевозок в цепях поставок, предложены инструменты повышения эффективности транспортировки грузов.
Ключевые слова: транспортировка, цепи поставок, повышение эффективности, инструменты, логистика.
The relevance of the research topic is caused by the increasing modernization of the economic and political situation in Russia, and these changes primarily affected the logistics of cargo transportation, since they require the creation of new mechanisms to increase the level of transportation efficiency.
This article discusses a set of issues related to cargo transportation and improving its efficiency in supply chains. The analysis of the choice of transport and turnover for the 2017–2019 years, disclosed basic concepts of supply chain and the interrelation of transportation in supply chains, the proposed tools improve the efficiency of transportation.
Keywords: transportation, supply chains, efficiency improvement, tools, logistics.
Повышение эффективности цепей поставок, одна из ключевых задач, необходимых для развития транспортной логистики, которая заключается в поисках способов минимизации затрат на транспортировку и совершения операций по логистике.
В настоящее время успешное функционирование российской экономики возможно только при условии современной системы логистики. Транспортная логистика с ее структурными элементами цепей поставок занимает особо важную роль в региональных, национальных, международных логистических системах, поскольку приобретают всё большее значение цепи поставок и управление ими.
На данный период логистического развития страны на транспортную составляющую приходится от 45 до 70 % общих затрат в цепях поставок. Исходя из мировой статистики транспортная составляющая в структуре общих логистических затрат лидирует во многих странах. В таблице 1 отражены ключевые моменты показывающие общий объем грузов за 2017–2019 годы, перевозимых различными видами транспорта.
Таблица 1
Перевозки грузов по видам транспорта (млн. тонн)
|
2017 |
2018 |
2019 |
Транспорт — всего |
8 073 |
8 265 |
8571 |
в том числе: |
|||
железнодорожный |
1 384 |
1 411 |
1379 |
автомобильный |
5 404 |
5 544 |
5735 |
трубопроводный |
1 138 |
1 169 |
1159 |
в том числе: |
|||
газопроводный |
549 |
566 |
579 |
нефтепроводный |
553 |
561 |
532 |
нефтепродуктопроводный |
36 |
42 |
43 |
Продолжение таблицы 1 |
|||
морской |
26 |
23 |
18,4 |
внутренний водный |
119 |
116 |
127 |
воздушный |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
[Таблица составлена автором на базе данных Росстат] [9].
Таким образом, опираясь на данные в таблице 1 резюмируем, что грузооборот российского транспорта показывает стабильный рост на протяжении последних нескольких лет. За 2017 год грузооборот составил 8073 млн тонн (РосСтат). В 2018 году грузооборот российского транспорта по Российской Федерации увеличился на 2,8 %, а объем перевозимых грузов — на 2,4 %. За период 2019 года рост продолжился.
Основа исследования
Транспортировка является ключевой логистической функцией, связанной с перемещением товаров, материальных ресурсов, готовой продукции в транспортных средствах по определенной технологии.
Современные цепи поставок особо значимы для всей логистической сферы и их транспортное обслуживание обеспечивается всеми существующим видами транспорта. Эффективное продвижение товаров в цепях поставок требует скоординированного выполнения транспортировки и совершения всех необходимых операций по доставке товаров [3, с.29].
В свою очередь под «цепью поставок» понимается совокупность потоков и процессов логистического обеспечения, которые связаны по средствам последовательности со всеми звеньями цепи, и служат для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.
Сущность цепей поставок изучались многими учеными, поэтому среди особо значимых исследований можно выделить работы В. И. Сергеева и Д. Уотерса. Второй, в свою очередь, определяет «цепь поставок» как совокупность ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечных потребителей; Цепь поставок — это последовательность событий, предназначенных для удовлетворения потребностей потребителя» [5, с.26].
В зависимости от количества звеньев цепи поставок, имеется несколько уровней: прямая, расширенная и многофункциональная. На рисунке 1. показаны способы функционирования цепей поставок логистики на транспортировку грузов [2, с. 90].
Рис. 1. Функционирование цепей поставок при транспортировке [4]
На сегодняшний день технологии поставок грузов руководствуются методами, отраженными в таблице 2.
Таблица 2
Основные методы, используемые при управлении перевозками вцепях поставок [Таблица составлена автором].
Модели |
Операции и действия при транспортировке |
1. Модели выбора: прогнозы, рейтинги, опросы и прочее. 2. Принятие решений происходит в условиях неопределенности риска и конкуренции. (При этом активно применяются метод экспертных оценок и экономический анализ) |
1Осуществляется выбор транспорта и стратегии перевозки. 2Не мало важную роль имеет расчет параметров грузовместимости и показателей эффективности логистической деятельности (KPI) 3. Планирование себестоимости, ценообразования и тарифа транспортировки |
Продолжение таблицы 2 |
|
3. Модель моделирования избирается, опираясь на параметры программирования, теории вероятностей и транспортных задач 4. Информационная модель — формируется на основе полученных статистических данных |
4. Учитываются и рассчитываются данные о маршрутах перевозки, грузоподъемности транспортного средства, а также расположение цепей поставок. 5. Производится учет количества транспортных средств и планирование доставки грузов (например, по технологии «Just in Time»). |
Таблица 2 содержит в себе характеристику задач выбора и принятия решений, и совершенствования параметров существующих в настоящее время транспортных бизнес-процессов.
Повышение эффективности транспортировки: необходимость ипредложения
Существует вопрос: «Для чего необходимо повышать эффективность транспортировки? Какими способами?»
Необходимость повышения эффективности транспортировки необходимо в первую очередь для поддержания экономического положения в РФ, увеличения ее конкурентоспособности и независимости от экономической ситуации. В настоящее время такой подход особенно актуален, поскольку спрос на доставку грузов очень высок. При повышении механизмов транспортировки грузов необходимо учитывать ряд факторов:
- современное производственное оборудование;
- хорошее санитарное состояние производственных цехов;
- локализация всех закупок предприятия в одном подразделении;
- высокий уровень механизации труда на складе [4];
- современная автоматизация отдельных процессов управления транспортом;
- высокий уровень сбора статистического материала для анализа;
- оснащение транспортных средств новыми технологиями;
- активное использование повышения персонала на производстве;
- своевременная оплата труда операционного персонала;
- достойная социальная поддержка сотрудников предприятия;
- увеличение и модернизация производственных мощностей;
- отлаженная работа логистов на предприятии [8]
Немаловажную роль в данном процессе играет создание бесперебойной доставки сырья и выстраивание эффективной системы продаж готовой продукции как основных конкурентных преимуществ предприятия-перевозчика [6].
Рис. 2. Эффективность транспортировки по видам транспорта [7]
Говоря о эффективности транспортировки, то при выборе транспортного средств компания-перевозчик действует исходя из критериев, отраженных на рисунке 2 и в таблице 2. Рисунок 2 показывает, как именно происходит выбор транспортного средства для доставки грузов и совокупность издержек для каждого из них.
Исходя из сегодняшней экономической ситуации в России, делаем вывод, что самый востребованным способом транспортировки в данный момент — автомобильный. Востребованность автомобильной перевозки объясняется тем, что границы международных сообщений закрыты, по причине вспышки короновирусной инфекции, а требуется поставлять продукты питания, медикаменты и вещи первой необходимости по принципу «от двери к двери». Поэтому для эффективности повешения транспортировки предлагаются следующие меры:
- использование приборов учета данных;
- автоматизация процессов по подбору маршрута следования;
- использование терморегулирующих приборов (в транспорте);
- разработка и введение в эксплуатацию программного обеспечения по поиску логистических заказов с использованием систем навигации;
- строгое соблюдение нормированности рабочего дня для экспедиторов.
Для повышения эффективности транспортировки в цепях поставок необходимо уделить особое внимание развитию навыков заполнения основных транспортно-экспедиционных документов, продолжать совершенствование логистической концепции, разработать программное обеспечение, которое будет производить отслеживание загруженности логистических каналов и перераспределять на более свободные звенья системы.
Модернизация транспортировки позволит увеличить скорость доставки грузов, и тем самым снизит логистические затраты в целом, что позволит сделать цепь поставок более мобильной и структурированной.
На наш взгляд, учитывание всех вышеизложенных в исследовании факторов и применение новых технологий позволит повысить эффективность транспортировки в цепях поставок и послужит развитию логистики в сфере доставки грузов.
Литература:
- Королева Елена Арсентьевна. Анализ основных направлений развития методов оценки транспортировки в цепях поставок // Королева Е. А. Изд-во Международный центр научного партнерства «Новая Наука» 2018–117–128с. [Электронный ресурс- режим доступа: https://www.elibrary.ru]
- Крылатков П. П. Управление цепью поставок (SCM): учеб. пособие / сост. П. П. Крылатков, М. А. Прилуцкая. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018.— 140 с. ISBN 978–5-7996–2269–5
- Носков А. А. Методы оценки эффективности транспортно-логистических операций в цепях поставок: Статья, СПб.: С.-Петерб 2017–10с.
- Селезнева Н. Т. Управление цепями поставок в России — миф или реальность? // Логистика и управление цепями поставок. 2017. № 1. С. 14–33.
- Сергеев В.И Корпоративная логистика в вопросах и ответах. Под ред. проф.В. И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, изд.3–2016. — 976 с.
- Сергунинова Е. А. Управление цепями поставок: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. 127 с
- https://yandex.ru/images/
- https://sitmag.ru/article/9652-effektivnoe-upravlenie-tsepyami-postavok-razrabotka-sbytovoy-politiki-predpriyatiya-novye-vozmojnosti- Журнал «склад и техника» № 3 2019–115с.
- https://www.gks.ru/ — оф. сайт РосСтат