В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны введения лицензирования энергосбытовой деятельности в Российской Федерации. Оценивается влияние введения лицензирования на экономическую устойчивость гарантирующих поставщиков и независимых энергосбытовых организаций.
Ключевые слова: лицензирование энергосбытовой деятельности, гарантирующий поставщик, экономическая устойчивость, платежеспособность.
Введение лицензирования энергосбытовой деятельности обсуждается уже несколько лет как во властных структурах, так и среди участников и регуляторов оптового рынка электроэнергии и мощности. Инициатором введения лицензирования является Министерство энергетики РФ. Институт лицензирования, по замыслу авторов инициативы, должен решить следующие задачи:
1) улучшить контроль платежной дисциплины;
2) ужесточить контроль финансовой устойчивости;
3) повысить качество обслуживания потребителей.
Вышеназванные задачи поставлены в отношении соискателей лицензии, то есть гарантирующих поставщиков и независимых энергосбытовых организаций.
Во исполнение предложений Минэнерго РФ был принят Федеральный закон от 29.12.2017 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности» [1]. Однако вступление в силу данного нормативного акта не один раз откладывалось по причине отсутствия детально прописанного механизма получения лицензии энергосбытовой компанией.
Согласно Федеральному закону № 451-ФЗ, с 01.07.2020 года осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии наказывается штрафом: на должностных лиц от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей либо запретом на осуществление энергосбытовой деятельности на срок до трех лет. Для юридических лиц сумма штрафов составляет от пятисот тысяч до миллиона рублей. Также мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляет регулятор НП Совет рынка.
Рассмотрим требования к финансовому состоянию и платежной дисциплине энергосбытовых компаний, которые предполагается законодательно закрепить в Положении о лицензировании энергосбытовой деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Требования кфинансовому состоянию иплатежной дисциплине энергосбытовых компаний [2]
Наименование показателя |
Значение |
Контроль текущих платежей, % не менее |
70 |
Скорость оборота общей кредиторской задолженности, дней не более |
55 |
Обеспечение денежными средствами договорных обязательств, % не менее |
80 |
Доля просроченной кредиторской задолженности в общей кредиторской задолженности, % не более |
15 |
Кроме того, в проекте Положения о лицензировании предлагается ввести следующие требования к соискателям лицензии:
1) годовая задолженность, подтвержденная судом, не должна быть более среднемесячной стоимости услуг;
2) наличие возможности погасить имеющиеся кредиты в течение шести лет;
3) регистрация в качестве юридического лица;
4) у руководства нет судимости и административных правонарушений в сфере экономики;
5) нет записи в Федеральном реестре лицензий о прекращении лицензии за нарушение;
6) наличие центров обслуживания клиентов (ЦОК) в соответствии с заданными нормативами.
При этом предлагается следующая формула расчета необходимого количества центров обслуживания для городов и муниципальных образований с количеством точек поставки не менее 300000 штук:
(1)
где — количество точек поставки электроэнергии населению.
Если количество точек поставки меньше 300000, но больше или равно 50000 штук, то в таком муниципальном образовании нужно открыть один ЦОК, а в случае, если количество точек поставки составляет менее 50000 штук, то требуемое количество ЦОК вычисляется по формуле (1) при значении знаменателя 30000.
В целом предполагается, что инициатива Минэнерго РФ должна привести к следующим положительным результатам:
1) своевременная оплата на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также сетевым компаниям будет способствовать поддержанию объектов генерации и электросетевого хозяйства в нормативном состоянии;
2) качество обслуживания клиентов должно улучшиться;
3) с рынка уйдут ненадежные энергосбытовые компании.
Перед оценкой возможных последствий введения новых требований для гарантирующих поставщиков рассмотрим финансовые показатели их деятельности (таблица 2).
Таблица 2
Финансовые показатели гарантирующих поставщиков [4]
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
1.Выручка, млрд. руб. |
2124 |
2198 |
2358 |
2.Чистая прибыль (убыток), млрд. руб. |
7 |
9 |
0,2 |
3.Дебиторская задолженность, млрд. руб. |
269 |
253 |
260 |
4.Кредиторская задолженность, млрд. руб. |
274 |
270 |
305 |
5.Оборачиваемость дебиторской задолженности, дни |
38 |
35 |
33 |
6.Оборачиваемость кредиторской задолженности, дни |
32 |
31 |
32 |
7.Денежные средства, млрд. руб. |
36 |
41 |
57 |
8.Краткосрочные финансовые вложения, млрд. руб. |
14 |
7 |
12 |
9.Займы и кредиты, млрд. руб. |
84 |
75 |
79 |
10.Собственный капитал, млрд. руб. |
147 |
149 |
163 |
11.Заемный капитал, млрд. руб. |
369 |
362 |
404 |
12.Стоимость чистых активов, млрд. руб. |
133 |
136 |
147 |
13.Уставный капитал, млрд. руб. |
49 |
57 |
71 |
14.Валюта баланса, млрд. руб. |
516 |
511 |
567 |
15. Коэффициент автономии (стр. 10: стр. 14) |
0,28 |
0,29 |
0,28 |
16. Коэффициент быстрой ликвидности ((стр. 3 + стр. 7 + стр. 8): стр. 4 |
1,16 |
1,11 |
1,08 |
Из таблицы 2 видно, что сумма кредиторской задолженности в 2019 году резко выросла, также значительно увеличилась сумма заемного капитала, деятельность гарантирующих поставщиков продолжает сильно зависеть от заемных средств, что угрожает их финансовой устойчивости. Также сумма дебиторской задолженности потребителей электроэнергии остается значительной.
В настоящий момент собираемость платежей значительно упала по всем секторам жилищно-коммунального хозяйства. Спад в промышленности из-за сложной эпидемиологической обстановки в 2020 году вероятнее всего еще больше усугубит проблему неплатежей за потребленную электроэнергию.
На рис. 1 показана структура дебиторской задолженности, характеризующая ее качество на конец февраля 2020 года. Видно, что большая часть задолженности имеет рисковый характер. Структура дебиторской задолженности по составу должников показана на рис. 2.
Рис.1. Структура дебиторской задолженности по качеству [4]
Рис. 2. Структура дебиторской задолженности по составу должников [4]
Неплатежеспособность потребителей за поставленную электроэнергию приводит к тому, что энергосбытовые организации вынуждены привлекать значительный объем кредитных средств для покрытия кассовых разрывов для оплаты закупаемой электроэнергии и мощности. Пополняя свои оборотные средства за счет кредитов, компании стараются соблюдать финансовую дисциплину на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также перед электросетевыми организациями.
Таким образом, финансовое положение энергосбытовых компаний остается сложным. На начало апреля 2020 г. в отношении 39 энергосбытовых компаний инициирована процедура банкротства. В таких условиях новые требования, выдвигаемые Положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, могут увеличить число как организаций, лишенных статуса гарантирующего поставщика, так и тех, в отношении которых будет введена процедура банкротства.
Требование открытия дополнительных центров обслуживания клиентов в крупных городах отвлечет значительные средства у энергосбытовых компаний, к тому же это может оказаться малоэффективным в условиях, когда происходит цифровизация всех сервисов. Также может произойти укрупнение структур, которые будут осуществлять как закупку электроэнергии и мощности на оптовом рынке, передачу ее по своим сетям, а также сбыт на розничном рынке, что будет вести в противоположную сторону от задуманных ранее реформ электроэнергетики и привести к исчезновению конкуренции.
Отметим, что в настоящее время существует, на наш взгляд, адекватный механизм воздействия на нарушителей финансовой дисциплины на оптовом рынке электроэнергии и мощности, позволяющий лишать субъекта рынка статуса гарантирующего поставщика за просроченную оплату в течение двух месяцев. К тому же существует система финансовых гарантий, в рамках которой в 2019 году было аккредитовано 17 банков. тому же регулятор НП Совет рынка осуществляет постоянный мониторинг энергосбытовых компаний по следующим критериям [3]:
1) состояние расчетов на розничном рынке;
2) финансовое состояние;
3) риск нецелевого использования денежных средств.
Можно сделать вывод, что на данном этапе реформирования электроэнергетической отрасли представляется излишним введение дополнительной нагрузки на энергосбытовые организации, финансовое состояние которых из-за хронических неплатежей на розничном рынке и так нельзя назвать устойчивым.
В ближайшее время из-за спада в экономике улучшить собираемость платежей на розничном рынке вероятнее всего не получится и следует ожидать реструктуризацию безнадежных долгов энергосбытовых компаний перед генераторами и электросетевыми компаниями.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2017 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности» (ред. от 02.12.2019)//Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс]/Компания «КонсультантПлюс».
- Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www. minenergo.ru. Дата обращения 22.04.2020 г.
- Официальный сайт Ассоциации «НП Совет рынка». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www. np-sr.ru. Дата обращения 21.04.2020 г.
- Официальный сайт АО «Центр финансовых расчетов». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www. сfrenergo.ru. Дата обращения 22.04.2020 г.