Анализ последствий введения института лицензирования энергосбытовой деятельности и его влияние на экономическую устойчивость энергосбытовых компаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 27.04.2020

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Изотов, А. Б. Анализ последствий введения института лицензирования энергосбытовой деятельности и его влияние на экономическую устойчивость энергосбытовых компаний / А. Б. Изотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 361-364. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69303/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны введения лицензирования энергосбытовой деятельности в Российской Федерации. Оценивается влияние введения лицензирования на экономическую устойчивость гарантирующих поставщиков и независимых энергосбытовых организаций.

Ключевые слова: лицензирование энергосбытовой деятельности, гарантирующий поставщик, экономическая устойчивость, платежеспособность.

Введение лицензирования энергосбытовой деятельности обсуждается уже несколько лет как во властных структурах, так и среди участников и регуляторов оптового рынка электроэнергии и мощности. Инициатором введения лицензирования является Министерство энергетики РФ. Институт лицензирования, по замыслу авторов инициативы, должен решить следующие задачи:

1) улучшить контроль платежной дисциплины;

2) ужесточить контроль финансовой устойчивости;

3) повысить качество обслуживания потребителей.

Вышеназванные задачи поставлены в отношении соискателей лицензии, то есть гарантирующих поставщиков и независимых энергосбытовых организаций.

Во исполнение предложений Минэнерго РФ был принят Федеральный закон от 29.12.2017 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности» [1]. Однако вступление в силу данного нормативного акта не один раз откладывалось по причине отсутствия детально прописанного механизма получения лицензии энергосбытовой компанией.

Согласно Федеральному закону № 451-ФЗ, с 01.07.2020 года осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии наказывается штрафом: на должностных лиц от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей либо запретом на осуществление энергосбытовой деятельности на срок до трех лет. Для юридических лиц сумма штрафов составляет от пятисот тысяч до миллиона рублей. Также мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляет регулятор НП Совет рынка.

Рассмотрим требования к финансовому состоянию и платежной дисциплине энергосбытовых компаний, которые предполагается законодательно закрепить в Положении о лицензировании энергосбытовой деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Требования кфинансовому состоянию иплатежной дисциплине энергосбытовых компаний [2]

Наименование показателя

Значение

Контроль текущих платежей, % не менее

70

Скорость оборота общей кредиторской задолженности, дней не более

55

Обеспечение денежными средствами договорных обязательств, % не менее

80

Доля просроченной кредиторской задолженности в общей кредиторской задолженности, % не более

15

Кроме того, в проекте Положения о лицензировании предлагается ввести следующие требования к соискателям лицензии:

1) годовая задолженность, подтвержденная судом, не должна быть более среднемесячной стоимости услуг;

2) наличие возможности погасить имеющиеся кредиты в течение шести лет;

3) регистрация в качестве юридического лица;

4) у руководства нет судимости и административных правонарушений в сфере экономики;

5) нет записи в Федеральном реестре лицензий о прекращении лицензии за нарушение;

6) наличие центров обслуживания клиентов (ЦОК) в соответствии с заданными нормативами.

При этом предлагается следующая формула расчета необходимого количества центров обслуживания для городов и муниципальных образований с количеством точек поставки не менее 300000 штук:

(1)

где — количество точек поставки электроэнергии населению.

Если количество точек поставки меньше 300000, но больше или равно 50000 штук, то в таком муниципальном образовании нужно открыть один ЦОК, а в случае, если количество точек поставки составляет менее 50000 штук, то требуемое количество ЦОК вычисляется по формуле (1) при значении знаменателя 30000.

В целом предполагается, что инициатива Минэнерго РФ должна привести к следующим положительным результатам:

1) своевременная оплата на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также сетевым компаниям будет способствовать поддержанию объектов генерации и электросетевого хозяйства в нормативном состоянии;

2) качество обслуживания клиентов должно улучшиться;

3) с рынка уйдут ненадежные энергосбытовые компании.

Перед оценкой возможных последствий введения новых требований для гарантирующих поставщиков рассмотрим финансовые показатели их деятельности (таблица 2).

Таблица 2

Финансовые показатели гарантирующих поставщиков [4]

Наименование показателя

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1.Выручка, млрд. руб.

2124

2198

2358

2.Чистая прибыль (убыток), млрд. руб.

7

9

0,2

3.Дебиторская задолженность, млрд. руб.

269

253

260

4.Кредиторская задолженность, млрд. руб.

274

270

305

5.Оборачиваемость дебиторской задолженности, дни

38

35

33

6.Оборачиваемость кредиторской задолженности, дни

32

31

32

7.Денежные средства, млрд. руб.

36

41

57

8.Краткосрочные финансовые вложения, млрд. руб.

14

7

12

9.Займы и кредиты, млрд. руб.

84

75

79

10.Собственный капитал, млрд. руб.

147

149

163

11.Заемный капитал, млрд. руб.

369

362

404

12.Стоимость чистых активов, млрд. руб.

133

136

147

13.Уставный капитал, млрд. руб.

49

57

71

14.Валюта баланса, млрд. руб.

516

511

567

15. Коэффициент автономии (стр. 10: стр. 14)

0,28

0,29

0,28

16. Коэффициент быстрой ликвидности ((стр. 3 + стр. 7 + стр. 8): стр. 4

1,16

1,11

1,08

Из таблицы 2 видно, что сумма кредиторской задолженности в 2019 году резко выросла, также значительно увеличилась сумма заемного капитала, деятельность гарантирующих поставщиков продолжает сильно зависеть от заемных средств, что угрожает их финансовой устойчивости. Также сумма дебиторской задолженности потребителей электроэнергии остается значительной.

В настоящий момент собираемость платежей значительно упала по всем секторам жилищно-коммунального хозяйства. Спад в промышленности из-за сложной эпидемиологической обстановки в 2020 году вероятнее всего еще больше усугубит проблему неплатежей за потребленную электроэнергию.

На рис. 1 показана структура дебиторской задолженности, характеризующая ее качество на конец февраля 2020 года. Видно, что большая часть задолженности имеет рисковый характер. Структура дебиторской задолженности по составу должников показана на рис. 2.

Рис.1. Структура дебиторской задолженности по качеству [4]

Рис. 2. Структура дебиторской задолженности по составу должников [4]

Неплатежеспособность потребителей за поставленную электроэнергию приводит к тому, что энергосбытовые организации вынуждены привлекать значительный объем кредитных средств для покрытия кассовых разрывов для оплаты закупаемой электроэнергии и мощности. Пополняя свои оборотные средства за счет кредитов, компании стараются соблюдать финансовую дисциплину на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также перед электросетевыми организациями.

Таким образом, финансовое положение энергосбытовых компаний остается сложным. На начало апреля 2020 г. в отношении 39 энергосбытовых компаний инициирована процедура банкротства. В таких условиях новые требования, выдвигаемые Положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, могут увеличить число как организаций, лишенных статуса гарантирующего поставщика, так и тех, в отношении которых будет введена процедура банкротства.

Требование открытия дополнительных центров обслуживания клиентов в крупных городах отвлечет значительные средства у энергосбытовых компаний, к тому же это может оказаться малоэффективным в условиях, когда происходит цифровизация всех сервисов. Также может произойти укрупнение структур, которые будут осуществлять как закупку электроэнергии и мощности на оптовом рынке, передачу ее по своим сетям, а также сбыт на розничном рынке, что будет вести в противоположную сторону от задуманных ранее реформ электроэнергетики и привести к исчезновению конкуренции.

Отметим, что в настоящее время существует, на наш взгляд, адекватный механизм воздействия на нарушителей финансовой дисциплины на оптовом рынке электроэнергии и мощности, позволяющий лишать субъекта рынка статуса гарантирующего поставщика за просроченную оплату в течение двух месяцев. К тому же существует система финансовых гарантий, в рамках которой в 2019 году было аккредитовано 17 банков. тому же регулятор НП Совет рынка осуществляет постоянный мониторинг энергосбытовых компаний по следующим критериям [3]:

1) состояние расчетов на розничном рынке;

2) финансовое состояние;

3) риск нецелевого использования денежных средств.

Можно сделать вывод, что на данном этапе реформирования электроэнергетической отрасли представляется излишним введение дополнительной нагрузки на энергосбытовые организации, финансовое состояние которых из-за хронических неплатежей на розничном рынке и так нельзя назвать устойчивым.

В ближайшее время из-за спада в экономике улучшить собираемость платежей на розничном рынке вероятнее всего не получится и следует ожидать реструктуризацию безнадежных долгов энергосбытовых компаний перед генераторами и электросетевыми компаниями.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2017 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности» (ред. от 02.12.2019)//Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс]/Компания «КонсультантПлюс».
  2. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www. minenergo.ru. Дата обращения 22.04.2020 г.
  3. Официальный сайт Ассоциации «НП Совет рынка». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www. np-sr.ru. Дата обращения 21.04.2020 г.
  4. Официальный сайт АО «Центр финансовых расчетов». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www. сfrenergo.ru. Дата обращения 22.04.2020 г.
Основные термины (генерируются автоматически): дебиторская задолженность, оптовый рынок электроэнергии, компания, млрд, розничный рынок, финансовое состояние, гарантирующий поставщик, деятельность, кредиторская задолженность, Российская Федерация.


Ключевые слова

платежеспособность, экономическая устойчивость, гарантирующий поставщик, лицензирование энергосбытовой деятельности

Похожие статьи

Правовой режим лицензирования деятельности кредитных организаций

Важным условием стабильного развития современной банковской системы является четко регламентированный механизм лицензирования деятельности кредитных организаций. В рамках статьи рассматриваются особенности правового режима лицензирования деятельности...

Оценка эффективности предпринимательской деятельности: основные подходы

В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой эффективности предпринимательской деятельности. Изучены внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на оценку эффективности деятельности субъектов предпринимательства, а также принципы измер...

Особенности мониторинга и поддержки системообразующих организаций

В статье автор рассматривает понятие и роль системообразующих организаций. Анализирует особенности порядка проведения мониторинга их финансово-экономического состояния и влияния санкционных ограничений. Рассматривает виды поддержки, на которые могут ...

Оценка рисков предприятия при осуществлении международного лизингового контракта

В статье исследуются понятие, виды и методы оценки рисков предприятия при осуществлении международного лизингового контракта. Путем анализа документальных источников и результатов собственных исследований определен комплекс мер, направленных на оценк...

Правовая характеристика предпринимательской деятельности и ее государственной регистрации

В статье проведен анализ понятия и сущности предпринимательской деятельности, основных ее элементов и правового регулирования. Рассмотрены особенности государственной регистрации предпринимательской деятельности в современных условиях.

Понятие и правовая природа юридического сопровождения деятельности организации

В настоящей статье автором рассмотрены вопросы правовой природы юридического сопровождения деятельности организации. Исследовано понятие юридического сопровождения деятельности организации, выделяются его характерные особенности. В результате продела...

Основные принципы правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности

В данной статье рассматриваются основные принципы правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности. Разбираются вопросы, связанные с определением и сущностью предпринимательства, роли государства в создании благоп...

Страхование в системе обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Данная статья посвящена рассмотрению роли страхования как инструмента обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Также в статье рассмотрены основные риски и угрозы, связанные с деятельностью страховых компаний.

Особенности развития рынка лизинга в Узбекистане

В данной статье рассмотрены общие теоретические положения лизинговых операций, подробно проведен анализ состояния рынка лизинговых услуг в Узбекистане и выявлены особенности развития лизинговых операций, даны рекомендации по выбору источника финансир...

Правовое регулирование электронного лицензирования в Российской Федерации

В статье рассмотрены возможности введения института электронного лицензирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, его особенности и условия.

Похожие статьи

Правовой режим лицензирования деятельности кредитных организаций

Важным условием стабильного развития современной банковской системы является четко регламентированный механизм лицензирования деятельности кредитных организаций. В рамках статьи рассматриваются особенности правового режима лицензирования деятельности...

Оценка эффективности предпринимательской деятельности: основные подходы

В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой эффективности предпринимательской деятельности. Изучены внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на оценку эффективности деятельности субъектов предпринимательства, а также принципы измер...

Особенности мониторинга и поддержки системообразующих организаций

В статье автор рассматривает понятие и роль системообразующих организаций. Анализирует особенности порядка проведения мониторинга их финансово-экономического состояния и влияния санкционных ограничений. Рассматривает виды поддержки, на которые могут ...

Оценка рисков предприятия при осуществлении международного лизингового контракта

В статье исследуются понятие, виды и методы оценки рисков предприятия при осуществлении международного лизингового контракта. Путем анализа документальных источников и результатов собственных исследований определен комплекс мер, направленных на оценк...

Правовая характеристика предпринимательской деятельности и ее государственной регистрации

В статье проведен анализ понятия и сущности предпринимательской деятельности, основных ее элементов и правового регулирования. Рассмотрены особенности государственной регистрации предпринимательской деятельности в современных условиях.

Понятие и правовая природа юридического сопровождения деятельности организации

В настоящей статье автором рассмотрены вопросы правовой природы юридического сопровождения деятельности организации. Исследовано понятие юридического сопровождения деятельности организации, выделяются его характерные особенности. В результате продела...

Основные принципы правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности

В данной статье рассматриваются основные принципы правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности. Разбираются вопросы, связанные с определением и сущностью предпринимательства, роли государства в создании благоп...

Страхование в системе обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Данная статья посвящена рассмотрению роли страхования как инструмента обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Также в статье рассмотрены основные риски и угрозы, связанные с деятельностью страховых компаний.

Особенности развития рынка лизинга в Узбекистане

В данной статье рассмотрены общие теоретические положения лизинговых операций, подробно проведен анализ состояния рынка лизинговых услуг в Узбекистане и выявлены особенности развития лизинговых операций, даны рекомендации по выбору источника финансир...

Правовое регулирование электронного лицензирования в Российской Федерации

В статье рассмотрены возможности введения института электронного лицензирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, его особенности и условия.

Задать вопрос