Личность педагога — это личность носителя культуры и её творца, наследника и основателя мирового педагогического опыта. Современный учитель — это творческая индивидуальность, владеющая критическим мышлением. Цель данной статьи заключается в рассмотрении личностных характеристик представителей профессии «педагог». В статье были исследованы: профессиограмма преподавателя, педагогические способности, умения и навыки, личностные качества учителя и развитие педагогического творчества.
Ключевые слова: личность, педагог, личностные характеристики, профессиограмма педагога, индивидуальные способности.
На сегодняшний день в психологической науке и педагогической практике огромный интерес уделяется изучению сущностных особенностей личности человека и специфики его деятельности [1, с. 3]. Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Личность — человек как представитель общества, самостоятельно и ответственно ставящий свое место среди других людей. Формируется во взаимоотношении и взаимодействии с окружающим миром, структурой общественных и человеческих отношений [2, с. 6].
Рассмотрев личностные характеристики учителя, мы поняли, что с одной стороны каждый человек индивидуален и не повторим, с другой стороны все же у представителей профессии «педагог» существуют специфические черты. Каждый, кто выбирает профессию учителя, берет на себя ответственность за тех, кого он будет обучать и воспитывать, также он должен сосредоточиться на самом себе, на своей профессиональной подготовке. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств. Для начала следует объективно определять собственные возможности, понимать свои сильные и слабые черты. Следующее обязательство — педагогу нужно владеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой образа действия, общения и педагогического общения в частности. Преподаватель — это эталон, которому намерено и не намерено, подражают ученики, перенимая все действия учителя. Также важной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика [3, с. 6].
В наше время нажили ценный навык построения профессиограммы педагога, который допускает профессиональные требования к учителю соединить в три важных комплекса, целостных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по специальности. Психологи при доказательстве профессиограммы установлению перечня педагогического таланта, представляющего собой синтез качеств ума, чувств и воли личности. К примеру, Крутецкий В.А определяет коммуникативные и дидактические способности, кроме того, педагогическое воображение и умение к разделению внимания [4, с. 35].
В формирование личности педагога профессионально-педагогическая направленность занимает значительное место. Она представляет собой некий каркас, вокруг которого комбинируются существенные профессионально важные особенности личности учителя. Профессиональная направленность личности преподавателя содержит пристрастие к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические замыслы и предрасположенности [4, с. 37]. Фундамент педагогического призвания содержит любовь к детям. Данное качество служит условием для самосовершенствования и целенаправленного саморазвития множеств других профессионально важных свойств, характеризующих профессионально-педагогическую сосредоточенность преподавателя [4, с. 35].
Безусловно, личностные качества неотъемлемы от профессиональных. Одни из таких: обладание предметом преподавания, методикой преподавания дисциплины, психологическая подготовленность, универсальная эрудиция, объемистый культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские навыки и умения, педагогическая техника, педагогический такт, красноречивость и различные иные качества [5, с. 89].
Что касается творческого типа педагогической деятельности то нужно отметить, что он определяет исключительный стиль мыслительной деятельности учителя, взаимосвязанный с новизной и важностью ее результатов, порождая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, мотивационной) личности учителя [4,с. 40].
Личностная ценность профессиональной деятельности нуждается в достаточной степени активности педагога, умения управлять, регулировать свои действия в соответствии с возникающими или намеренно поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое выражение личности раскрывает природу и систему таких профессиональных черт личности учителя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и прочие [4, с. 41]. Творческую личность определяют такие качества, как готовность к риску, автономность суждений, импульсивность, познавательность, индивидуальность, смелость воображения, чувство юмора и различные другие [4, с. 42].
Субъективными требованиями развития педагогического творчества являются: знание главных закономерностей и правил целостного педагогического процесса; высокая степень общекультурной готовности педагога; обладание современными идеями в обучения и воспитания; анализ образцовых ситуаций и способность решать их; педагогический навык; проблемное видение и владение педагогической методикой [4, с. 44].
Личностные особенности и творчество отражаются в различных формах творческой самореализации преподавателя. Самореализация представляет собой отрасль приложения индивидуально-творческих преимуществ личности. [4, с. 45].
Вышесказанное даёт нам возможность сделать вывод о том, что каждый человек индивидуален и не повторим, несмотря на это у представителей профессии «педагог» существуют специфические черты: свои личностные качества, свойственные каждому учителю, педагогические способности, навыки и умения.
Литература:
- Борисова Е. В. Влияние самопонимания педагога на продуктивность профессионально-педагогического общения. URL: https://www.dissercat.com/content/vliyanie-samoponimaniya-pedagoga-na-produktivnost-professionalno-pedagogicheskogo-obshcheniy/read
- Лузина Л. М.. Словарь педагогического обихода. — Псков.: Издательство ПГПИ, — 2003. — 71 с.
- Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник / Н. Ф. Голованова. — М.: Academia, 2019. — 352 c.
- Яруллин И. Ф. Педагогика: Введение в педагогическую деятельность: Краткий конспект лекций/ Яруллин И. Ф.; Казанский (Приволжский) федеральный университет. — Казань, 2013–112 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика: Учебник / В. А. Сластенин. — М.: Academia, 2019. — 400 c.