Особенности оценивания знаний в школьном образовании Японии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 05.05.2020

Статья просмотрена: 5488 раз

Библиографическое описание:

Игошин, Д. А. Особенности оценивания знаний в школьном образовании Японии / Д. А. Игошин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 499-501. — URL: https://moluch.ru/archive/308/68544/ (дата обращения: 16.11.2024).



Система оценивания образовательных достижений учащихся является способом получения информации о качестве освоения образовательной программы. Оценивание — это процесс соотнесение реальных результатов с поставленными целями, которое диагностирует ученика, сообщает информацию учителю с целью корректировки методов преподавания.

Однако, система оценивание связывает между собой не только ученика и учителя, но и других участников образовательного процесса: школу, родителей, местную власть. Связь между участниками и их влияние на образовательный процесс делает систему оценивания важным и значимым компонентом качества образования.

По результатам анализа последних международных исследований качества образования; PISA (Programme for International Student Assessment) и TIMMS (Trends in Mathematics and Science Study) мы можем наблюдать высокие места достижения школьного образования в Японии.

Школьники из Японии заняли шестое место по математической грамотности и пятое место по естественнонаучной грамотности — PISA. Третье и второе место по естествознанию 4 и 8 класс, пятое место по математике 4 и 8 класс — TIMSS. Высокий уровень качества образования в Японии делает актуальным осмысления опыта национальной системы оценивания.

Школьное образование в Японии состоит из трех ступеней: начальная школа длится шесть лет, средняя и старшая школа по три года. После каждой ступени ученик должен выбирать между государственной, частной и специальной школой. Образование с первого по девятый класс является обязательным, и оно бесплатное, старшая школа платная, и её заканчивают те, кто хочет поступить в университет.

В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естественные науки, физкультуру. Также дети уделяют час времени на каллиграфию и чтение. Особое внимание уделяется воспитанию морали и этики через отдельный предмет «Мораль» на котором дети рассуждают о правильности и неправильности определенных поступков. В некоторых школах есть предметы домоводства, где детей учат основным навыкам шитья и приготовления пищи.

В первом классе для оценки успеваемости учащихся не используется балльная или буквенная система оценивания. На первой ступени обучения для оценки личностных результатов учителя используют рисунок–цветок «Ханамару», другие виды отметок не используются. Учитель рисует цветок «Ханамару» и после первого класса, как способ повышения учебной мотивации. Размер лепестков и цветка зависит от стараний, которые оценил учитель.

После первого класса оценка и отметка становится конфидециальной– все комментарии, отметки и табели успеваемости ученики получают в конвертах — в закрытом виде. Учитель не может ругать и обсуждать успехи учеников публично. Безусловно, сплоченность внутри коллектива позволяет детям самостоятельно идентифицировать успеваемость каждого ученика, но напрямую никому, кроме родителей, неизвестна успеваемость ученика.

Начиная со второго класса ученики сдают внутренние экзамены, которые оцениваются по 100-балльной системе и фиксируют результаты учащихся. По окончанию начальной ступени образования учебники сдают государственный экзамен, который позволяет им перейти в среднюю школу, он также оценивается по 100-балльной системе. Частные школы могут использовать GPA (Grade Point Average).

Для учеников государственной средней школы действует комбинированная система оценивания в буквах и баллах/процентах.

– yuu(優): A (90–100) — Отлично

– Yū (優): A (80–89.99) — Очень хорошо

– ryou(良): B (70-<79) — Хорошо

– ka(可): C (60-<69) — Нужно стараться

– fuka(不可): F (0-<59) — Не сдал

Основным экзаменационным методом является тестирование — это отдельный и уникальный аспект японской системы образования, так как тесты сопровождают учащихся на всем образовательном маршруте, от начальной школы до окончания университета.

По некоторым исследования количество и сложность тестов, которые решают ученики за время обучения, способствуют развитию депрессии и различных психических расстройств. [1,2,3] Введение и использование большого количества тестов в образовательном процессе произошло два десятка лет назад, после результатов международного исследования PISA 2000 года и книги преподавателей Токийского университета.

После публикации книги “Студенты, которые не умеют считать десятичные дроби» [4] в Японии начинаются дискуссии на тему причинах таких результатов. В марте 1999 года еженедельный журнал «Shukan Asahi» опубликовал сенсационную статью под названием «Падение академических достижений студентов Токийского университета и Киотского университета» [4]. В статье приводились данные, которые свидетельствуют о снижение математической грамотности студентов и выпускников японских вузов. По мимо этого, в 2000 году происходит падение качества школьного образования в Японии по результатам международным исследованиям PISA и TIMMS.

Автор статьи и многие учителя, в качестве основой причины называли модель расслабленного образования, которая позволяла ученикам выбирать предметы в средней и старшей школе. Основная цель программы «Свободное образование» (Yutori no jikan) снизить образовательный стресс и увеличить активное участие учеников на уроке. Несмотря на активное участие государства, об этом свидетельствует создание «Совета по вопросам школьного образования», продвижение успешной политики «расслабленного образования» не увенчалось успехом.

В целях исправления сложившийся ситуации государство начало разработку оптимального инструмента, который предоставляет объективную информацию о знаниях учащихся. На основе работ G. Wiggins таким инструментом стал тест, который строился на сложных заданиях с акцентном на проверке метапредметных знаний. [5]

Для информирования родителей об успеваемости ребенка используется табель успеваемости. Документ, который передается родителям в конце каждого семестра для ознакомления с отметками и комментариями от учителей по различным предметам школьной программы. Ниже представлен рис. 1. табель успеваемости ученика третьего класса. На нем изображены фигуры и комментарии, один из них сообщает: «Преобладает научное мышление, обладает целостным пониманием ситуации».

73482767_2608517352542700_5827096604246540288_n.jpg

Рис. 1. Табель успеваемости ученика Японской школы

Значение фигур:

– Треугольник — нужно стараться

– Круг — хорошо

– Круг в круге — очень хорошо

С помощью табеля успеваемости родители получают содержательную обратную связь, которая позволяет поддерживать мотивацию ребенка. Родительские собрания проводятся конфиденциально, каждому родителю назначают отдельное время, в которое учитель и родитель тет-а-тет обсуждают успехи ребенка. Учителя могут звонить родителям в течении семестра с целью информирования родителей о проблемах или успехах ребенка.

Школьное образование в Японии можно считать лидером по качеству образования. Немаловажную роль в этом играет содержательное и аутентичное оценивание, которое позволяет получать точную обратную связь. Наличие табеля успеваемости, который регистрирует не только предметные успехи, но и личностные результаты детей позволяют родителям сообщать о различных достижениях их детей. Осмысление опыта Японских школ может послужить хорошим примером, который поможет переосмыслить российский опыт оценивания учащихся.

Литература:

  1. Tanaka M; Hashimoto K, PloS one [PLoS One], ISSN: 1932–6203, 2019 Feb 07; Vol. 14 (2), pp. e0211323; Publisher: Public Library of Science; PMID: 30730901, База данных: MEDLINE
  2. Mizuta, Akiko; Noda, Tatsuya; Nakamura, Mieko. Journal of School Health, v86 n3 p173–180 Mar 2016. (EJ1089657), База данных: ERIC
  3. Mizuta A; Suzuki K; Yamagata Z; Ojima T, Social psychiatry and psychiatric epidemiology [Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol], ISSN: 1433–9285, 2017 Feb; Vol. 52 (2), pp. 211–219; Publisher: Springer International; PMID: 28032137, База данных: MEDLINE
  4. Okabe, T., Tose, N., & Nishimura, K. (1999). Bunsu no dekinai daigakusei [University students who can not do fractions]. Tokyo: Tokyo Keizai Inc.
  5. Wiggins, G. (1989). A true test: Toward more authentic and equitable assessment. The Phi Delta Kappan, 70, 703–713.
Основные термины (генерируются автоматически): PISA, Япония, GPA, TIMMS, TIMSS, начальная школа, образовательный процесс, система оценивания, старшая школа, школьное образование.


Задать вопрос