В статье анализируются вопросы социального развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Рассматривается педагогическая система Марии Монтессори, как инструмент для развития социальных навыков детей раннего возраста.
Ключевые слова: социальное развитие, социальные навыки, самостоятельность, ранний возраст, педагогическая система Марии Монтессори, метод наблюдения.
Теоретический обзор проблемы исследования. УжевXX веке многие ученые и педагоги-гуманисты придавали значимость воспитания детей раннего возраста. По праву такими учеными могут считаться Жан-Жак Руссо, Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Мария Монтессори, Константин Дмитриевич Ушинский.
Большую значимость в решение проблемы социализации детей раннего возраста внесли отечественные исследователи, ученые и педагоги: Мая Ивановна Лисина, Людмила Филипповна Обухова, Антонина Григорьевна Рузская, Елена Борисовна Волосова. В своих трудах они не раз подтверждали, что возможно весьма эффективно влиять на социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка уже в самые первые годы его жизни.
Развитие самостоятельности, коммуникативных и социальных навыков детей раннего возраста эффективно реализовывать в монтессори-пространстве. В подтверждение данного факта мы выбрали и проанализировали первоисточники из ресурса Web Of Science.
- «Качественные дошкольные программы, которые развивают ребенка в целом с учетом возрастных социально-эмоциональных и когнитивных навыков, обещают значительное улучшение результатов ребенка. Одной из моделей дошкольного образования, которая включает в себя как произвольно ориентированную на ребенка деятельность, так и образовательные элементы, является Монтессори. Здесь мы говорим о продольном исследовании, в котором использовались рандомные поступления в две государственные школы Монтессори в американском городе с высоким уровнем бедности. Финальная выборка включала 141 ребенка, 70 из Монтессори-школы и 71 в других школах, большинство из которых были протестированы 4 раза в течение 3 лет на развитие различных когнитивных, социальных и коммуникативных навыков.
Дошкольное учреждение Монтессори повысило результаты детей по нескольким показателям. Несмотря на то, что в первой контрольной точке они не отличались, с течением времени дети Монтессори стали более социализированы, эмоционально устойчивы. Они также получили более высокие баллы по исполнительным функциям» [5].
- «Исследования эффективности образования Монтессори скудны, а результаты противоречивы. Одной из возможных причин несоответствия являются различия в точности реализации Монтессори-метода. Чтобы проверить, отличаются ли результаты в зависимости от точности реализации, мы исследовали детей дошкольного возраста, зачисленных в классические программы Монтессори с высокой точностью воспроизведения, программы Монтессори с низкой точностью, которые дополняли программу традиционными школьными мероприятиями, и, для сравнения, обычными программами.
В начале и в конце учебного года дети проходили тестирование на различные социальные и академические навыки. Несмотря на то, что осенью они показали себя не лучше, дети в классических программах Монтессори, по сравнению с детьми в Дополнительных программах Монтессори и обычных, продемонстрировали значительно больший выигрыш в учебном году по показателям результативности исполнительной функции, чтения. математика, словарный запас и решение социальных проблем, что позволяет предположить, что реализация Монтессори с высокой точностью связана с лучшими результатами, чем программы Монтессори с более низкой точностью или обычные программы» [6].
- «Исследование направлено на изучение влияния метода Монтессори на социальную компетентность и поведение детей 3–5 лет на их навыки регуляции эмоций.
Исходя из результатов исследований, мы можем сделать вывод о том, что грамотная предметно-пространственная среда Монтессори является эффективным средством развития социальных навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста. С помощью монтессори-пространства и монтессори-материалов дети приобретают новый социальный опыт, учатся регулировать свое поведение и эмоции, овладевают навыками коммуникации, навыком решения проблемных ситуаций» [7].
Задачи исследования:
- Найти и проанализировать общие положения системы Марии Монтессори о социальном развитии детей раннего возраста.
- Определить эффективность монтессори-среды в социальном развитии детей раннего возраста.
- Создать условия для социального развития детей 2–3 лет в условиях семьи и монтессори-среды.
Фактологическая база исследования. ЧОУ ДО СЦМ «Розовая башня», г. Тюмень, МАДОУ ЦРР ДС № 125, г. Тюмень. В исследовании задействовано 30 детей от 2 до 3 лет из монтессори-группы «Я взрослый» центра «Розовая башня» и 30 детей от 2 до 3 лет детского сада № 125.
Основы социального развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются у детей в раннем и дошкольном детстве. Опыт первых взаимоотношений с другими людьми является основой для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт в большинстве своем определяет особенности осознания себя в этом мире, отношения к миру, поведения. В этот период складываются такие важнейшие качества личности как познавательная активность, положительное отношение к миру, уверенность в себе, доброжелательность к людям, творческие способности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают непроизвольно, бессознательно, а как результат физиологического созревания. Их становление требует грамотных и конструктивных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком [4].
Социальное развитие — это процесс усвоения и дальнейшего развития человеком социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков; общественных норм, правил; ценностей, традиций; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей [3].
В комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» Л. Н. Галигузова и Е. О. Смирнова выделяют следующие социальные навыки, необходимые ребенку для его социального развития: раздевание и одевание; уход за внешним видом; помощь воспитателю; уход за вещами и игрушками; правила этикета [2].
Для диагностики уровня социального развития детей раннего возраста, опираясь на данные образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Л. Н. Галигузовой и Е. О. Смирновой [2], мы применили метод наблюдения. Данные для наблюдения были взяты из образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Л. Н. Галигузовой и Е. О. Смирновой (раздел «Педагогический мониторинг развития детей в ходе реализации программы «Первые шаги»). Дополняет данную карту наблюдений «Журнал педагогической диагностики развития ребенка (группа раннего возраста)» В. Ю. Белькович [1].
Наш выбор обусловлен тем, что, объединяя два диагностических листа и их показатели, мы в полной мере рассмотрим и опишем показатели детей по каждому социальному навыку, представленному в программе «Первые шаги».
Диагностический лист в образовательной программе «Первые шаги» включает в себя такие показатели для наблюдения как: навыки самообслуживания; общение со взрослым; общение со сверстниками; овладение коммуникацией; взаимодействие с бытовыми предметами [2].
Нами были выделены показатели социально-коммуникативного развития ребенка из журнала В. Ю. Белькович, дополняющие диагностический лист по образовательной программе «Первые шаги».
Экспериментальная часть исследования осуществлялась поэтапно. Она включала в себя констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Группы-монтессори (далее: Группа 1) состоят из 30 детей возраста от 2 до 3 лет, 18 девочек и 12 мальчиков. Группа 1 состоит из пяти групп кратковременного пребывания. Группы являются нормализованными. В сентябре-ноябре в группу приняли 6 человек, в январе — 1 ребенка, в марте — 1 ребенка. Группы являются трехчасовыми, занятия проходят 3 раза в неделю (понедельник, среда и пятница).
Группы детского сада № 125 (далее: Группа 2) состоят из 30 детей возрастом от 2 до 3 лет. Группа 1 состоит из четырех групп кратковременного пребывания, занятия которых проходят с понедельника по пятницу с 8 00 до 12 00.
Сравнивая результаты констатирующего эксперимента в Группе 1 и Группе 2 группах, мы отметили, что результаты Группы 1 незначительно превышают результаты Группы 2, что позволяет нам проводить дальнейшее исследование. Экспериментальной является монтессори-группа, контрольной — группа ДС № 125.
На этапе формирующего эксперимента с экспериментальной группой проводились занятия по системе Монтессори 3 раза в неделю. Занятия включали в себя приветствие детей, фронтальное занятие (круг), самостоятельную деятельность детей в специально подготовленной монтессори-среде, фронтальное занятие по художественно-эстетическому воспитанию, чаепитие (перекус), фронтальное музыкальное занятие, одевание. Каждое занятие нами заполнялся диагностический лист, данные которого позволили отследить динамику в социальном развитии детей данной группы.
Контрольный эксперимент предполагал оценивание степени влияния работы детей в монтессори-пространстве на их социальное развитие, путем диагностики каждого показателя. Для диагностики мы также использовали метод наблюдения.
Обсуждение результатов исследования. При обработке данных существенные различия между группами были обнаружены в нескольких показателях. Более наглядно рассмотрим их на Рисунке 1 «Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе» и Рисунке 2 «Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе».
Рис. 1. «Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе»
Рис. 2. «Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе»
Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной групп, мы можем говорить о том, что в общении со сверстниками и навыках коммуникации экспериментальная группа значительно превосходит контрольную группу. Это связано с тем, что речь детей экспериментальной группы соответствует возрастной норме, благодаря ему достигается понимание друг друга.
Также можно увидеть разницу в показателе «Навыки самообслуживания». Эта разница связана с тем, что в экспериментальной группе педагоги и родители делают упор на самостоятельность ребенка, в том числе это касается одевания и раздевания. В то время как в контрольной группе детей раздевают и одевают сами родители.
В показателе «общение с взрослыми» нет большой разницы, так как педагог и в той, и в другой группе является авторитетом, значимым взрослым для детей.
Выводы. Полученные и обработанные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что, занимаясь в подготовленной Монтессори-среде, дети раннего возраста имеют все необходимые предпосылки для дальнейшей социализации в обществе, приобретения таких качеств личности, как эмпатия, доброжелательность, позитивное отношение к миру и труду. Дети в таком пространстве склонны находить общий язык с другими детьми младше и старше их по возрасту, приобрести навыки самостоятельности, аккуратности, независимости от взрослого.
Литература:
1. Белькович В. Ю., Журнал педагогической диагностики развития ребенка: группа раннего возраста / авт.-сост. В. Ю. Белькович. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. — 144 с. — (ФГОС ДО. Мозаичный ПАРК).
2. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с. — (ФГОС дошкольного образования).
- Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: «АРКТИ», 2006.
- Юдина Е.Г, Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2003. — с.91.
- Lillard, AS. Montessori Preschool Elevates and Equalizes Child Outcomes: A Longitudinal Study / Angeline S. Lillard, Megan J Heise, Eve M. Richey [et all] // Frontiers in psychology — 2017. — Vol. 8. — P. 23–49.
- Lillard, AS. Preschool children's development in classic Montessori, supplemented Montessori, and conventional programs / Angeline S. Lillard // Journal of school psychology — 2012. — Vol. 50. — № 3. — P. 379–401.
- Iman, ED. The effect of the Montesori education method on pre-school children's social competence — behaviour and emotion regulation skills / Esra Dereli Iman, Sahin Danisman, Zeynep Akin Demircan, Dilara Yaya // Early child development and care — 2019. — Vol. 189. — № 9. — P. 1494–1508.