Особенности социального развития детей раннего возраста, занимающихся по педагогической системе Марии Монтессори | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 29.04.2020

Статья просмотрена: 520 раз

Библиографическое описание:

Бойко, Е. А. Особенности социального развития детей раннего возраста, занимающихся по педагогической системе Марии Монтессори / Е. А. Бойко, Т. В. Семеновских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 475-478. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69231/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье анализируются вопросы социального развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Рассматривается педагогическая система Марии Монтессори, как инструмент для развития социальных навыков детей раннего возраста.

Ключевые слова: социальное развитие, социальные навыки, самостоятельность, ранний возраст, педагогическая система Марии Монтессори, метод наблюдения.

Теоретический обзор проблемы исследования. УжевXX веке многие ученые и педагоги-гуманисты придавали значимость воспитания детей раннего возраста. По праву такими учеными могут считаться Жан-Жак Руссо, Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Мария Монтессори, Константин Дмитриевич Ушинский.

Большую значимость в решение проблемы социализации детей раннего возраста внесли отечественные исследователи, ученые и педагоги: Мая Ивановна Лисина, Людмила Филипповна Обухова, Антонина Григорьевна Рузская, Елена Борисовна Волосова. В своих трудах они не раз подтверждали, что возможно весьма эффективно влиять на социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка уже в самые первые годы его жизни.

Развитие самостоятельности, коммуникативных и социальных навыков детей раннего возраста эффективно реализовывать в монтессори-пространстве. В подтверждение данного факта мы выбрали и проанализировали первоисточники из ресурса Web Of Science.

  1. «Качественные дошкольные программы, которые развивают ребенка в целом с учетом возрастных социально-эмоциональных и когнитивных навыков, обещают значительное улучшение результатов ребенка. Одной из моделей дошкольного образования, которая включает в себя как произвольно ориентированную на ребенка деятельность, так и образовательные элементы, является Монтессори. Здесь мы говорим о продольном исследовании, в котором использовались рандомные поступления в две государственные школы Монтессори в американском городе с высоким уровнем бедности. Финальная выборка включала 141 ребенка, 70 из Монтессори-школы и 71 в других школах, большинство из которых были протестированы 4 раза в течение 3 лет на развитие различных когнитивных, социальных и коммуникативных навыков.

Дошкольное учреждение Монтессори повысило результаты детей по нескольким показателям. Несмотря на то, что в первой контрольной точке они не отличались, с течением времени дети Монтессори стали более социализированы, эмоционально устойчивы. Они также получили более высокие баллы по исполнительным функциям» [5].

  1. «Исследования эффективности образования Монтессори скудны, а результаты противоречивы. Одной из возможных причин несоответствия являются различия в точности реализации Монтессори-метода. Чтобы проверить, отличаются ли результаты в зависимости от точности реализации, мы исследовали детей дошкольного возраста, зачисленных в классические программы Монтессори с высокой точностью воспроизведения, программы Монтессори с низкой точностью, которые дополняли программу традиционными школьными мероприятиями, и, для сравнения, обычными программами.

В начале и в конце учебного года дети проходили тестирование на различные социальные и академические навыки. Несмотря на то, что осенью они показали себя не лучше, дети в классических программах Монтессори, по сравнению с детьми в Дополнительных программах Монтессори и обычных, продемонстрировали значительно больший выигрыш в учебном году по показателям результативности исполнительной функции, чтения. математика, словарный запас и решение социальных проблем, что позволяет предположить, что реализация Монтессори с высокой точностью связана с лучшими результатами, чем программы Монтессори с более низкой точностью или обычные программы» [6].

  1. «Исследование направлено на изучение влияния метода Монтессори на социальную компетентность и поведение детей 3–5 лет на их навыки регуляции эмоций.

Исходя из результатов исследований, мы можем сделать вывод о том, что грамотная предметно-пространственная среда Монтессори является эффективным средством развития социальных навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста. С помощью монтессори-пространства и монтессори-материалов дети приобретают новый социальный опыт, учатся регулировать свое поведение и эмоции, овладевают навыками коммуникации, навыком решения проблемных ситуаций» [7].

Задачи исследования:

  1. Найти и проанализировать общие положения системы Марии Монтессори о социальном развитии детей раннего возраста.
  2. Определить эффективность монтессори-среды в социальном развитии детей раннего возраста.
  3. Создать условия для социального развития детей 2–3 лет в условиях семьи и монтессори-среды.

Фактологическая база исследования. ЧОУ ДО СЦМ «Розовая башня», г. Тюмень, МАДОУ ЦРР ДС № 125, г. Тюмень. В исследовании задействовано 30 детей от 2 до 3 лет из монтессори-группы «Я взрослый» центра «Розовая башня» и 30 детей от 2 до 3 лет детского сада № 125.

Основы социального развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются у детей в раннем и дошкольном детстве. Опыт первых взаимоотношений с другими людьми является основой для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт в большинстве своем определяет особенности осознания себя в этом мире, отношения к миру, поведения. В этот период складываются такие важнейшие качества личности как познавательная активность, положительное отношение к миру, уверенность в себе, доброжелательность к людям, творческие способности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают непроизвольно, бессознательно, а как результат физиологического созревания. Их становление требует грамотных и конструктивных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком [4].

Социальное развитие — это процесс усвоения и дальнейшего развития человеком социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков; общественных норм, правил; ценностей, традиций; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей [3].

В комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» Л. Н. Галигузова и Е. О. Смирнова выделяют следующие социальные навыки, необходимые ребенку для его социального развития: раздевание и одевание; уход за внешним видом; помощь воспитателю; уход за вещами и игрушками; правила этикета [2].

Для диагностики уровня социального развития детей раннего возраста, опираясь на данные образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Л. Н. Галигузовой и Е. О. Смирновой [2], мы применили метод наблюдения. Данные для наблюдения были взяты из образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Л. Н. Галигузовой и Е. О. Смирновой (раздел «Педагогический мониторинг развития детей в ходе реализации программы «Первые шаги»). Дополняет данную карту наблюдений «Журнал педагогической диагностики развития ребенка (группа раннего возраста)» В. Ю. Белькович [1].

Наш выбор обусловлен тем, что, объединяя два диагностических листа и их показатели, мы в полной мере рассмотрим и опишем показатели детей по каждому социальному навыку, представленному в программе «Первые шаги».

Диагностический лист в образовательной программе «Первые шаги» включает в себя такие показатели для наблюдения как: навыки самообслуживания; общение со взрослым; общение со сверстниками; овладение коммуникацией; взаимодействие с бытовыми предметами [2].

Нами были выделены показатели социально-коммуникативного развития ребенка из журнала В. Ю. Белькович, дополняющие диагностический лист по образовательной программе «Первые шаги».

Экспериментальная часть исследования осуществлялась поэтапно. Она включала в себя констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.

Группы-монтессори (далее: Группа 1) состоят из 30 детей возраста от 2 до 3 лет, 18 девочек и 12 мальчиков. Группа 1 состоит из пяти групп кратковременного пребывания. Группы являются нормализованными. В сентябре-ноябре в группу приняли 6 человек, в январе — 1 ребенка, в марте — 1 ребенка. Группы являются трехчасовыми, занятия проходят 3 раза в неделю (понедельник, среда и пятница).

Группы детского сада № 125 (далее: Группа 2) состоят из 30 детей возрастом от 2 до 3 лет. Группа 1 состоит из четырех групп кратковременного пребывания, занятия которых проходят с понедельника по пятницу с 8 00 до 12 00.

Сравнивая результаты констатирующего эксперимента в Группе 1 и Группе 2 группах, мы отметили, что результаты Группы 1 незначительно превышают результаты Группы 2, что позволяет нам проводить дальнейшее исследование. Экспериментальной является монтессори-группа, контрольной — группа ДС № 125.

На этапе формирующего эксперимента с экспериментальной группой проводились занятия по системе Монтессори 3 раза в неделю. Занятия включали в себя приветствие детей, фронтальное занятие (круг), самостоятельную деятельность детей в специально подготовленной монтессори-среде, фронтальное занятие по художественно-эстетическому воспитанию, чаепитие (перекус), фронтальное музыкальное занятие, одевание. Каждое занятие нами заполнялся диагностический лист, данные которого позволили отследить динамику в социальном развитии детей данной группы.

Контрольный эксперимент предполагал оценивание степени влияния работы детей в монтессори-пространстве на их социальное развитие, путем диагностики каждого показателя. Для диагностики мы также использовали метод наблюдения.

Обсуждение результатов исследования. При обработке данных существенные различия между группами были обнаружены в нескольких показателях. Более наглядно рассмотрим их на Рисунке 1 «Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе» и Рисунке 2 «Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе».

Рис. 1. «Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе»

Рис. 2. «Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе»

Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной групп, мы можем говорить о том, что в общении со сверстниками и навыках коммуникации экспериментальная группа значительно превосходит контрольную группу. Это связано с тем, что речь детей экспериментальной группы соответствует возрастной норме, благодаря ему достигается понимание друг друга.

Также можно увидеть разницу в показателе «Навыки самообслуживания». Эта разница связана с тем, что в экспериментальной группе педагоги и родители делают упор на самостоятельность ребенка, в том числе это касается одевания и раздевания. В то время как в контрольной группе детей раздевают и одевают сами родители.

В показателе «общение с взрослыми» нет большой разницы, так как педагог и в той, и в другой группе является авторитетом, значимым взрослым для детей.

Выводы. Полученные и обработанные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что, занимаясь в подготовленной Монтессори-среде, дети раннего возраста имеют все необходимые предпосылки для дальнейшей социализации в обществе, приобретения таких качеств личности, как эмпатия, доброжелательность, позитивное отношение к миру и труду. Дети в таком пространстве склонны находить общий язык с другими детьми младше и старше их по возрасту, приобрести навыки самостоятельности, аккуратности, независимости от взрослого.

Литература:

1. Белькович В. Ю., Журнал педагогической диагностики развития ребенка: группа раннего возраста / авт.-сост. В. Ю. Белькович. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. — 144 с. — (ФГОС ДО. Мозаичный ПАРК).

2. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с. — (ФГОС дошкольного образования).

  1. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: «АРКТИ», 2006.
  2. Юдина Е.Г, Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2003. — с.91.
  3. Lillard, AS. Montessori Preschool Elevates and Equalizes Child Outcomes: A Longitudinal Study / Angeline S. Lillard, Megan J Heise, Eve M. Richey [et all] // Frontiers in psychology — 2017. — Vol. 8. — P. 23–49.
  4. Lillard, AS. Preschool children's development in classic Montessori, supplemented Montessori, and conventional programs / Angeline S. Lillard // Journal of school psychology — 2012. — Vol. 50. — № 3. — P. 379–401.
  5. Iman, ED. The effect of the Montesori education method on pre-school children's social competence — behaviour and emotion regulation skills / Esra Dereli Iman, Sahin Danisman, Zeynep Akin Demircan, Dilara Yaya // Early child development and care — 2019. — Vol. 189. — № 9. — P. 1494–1508.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, группа, контрольный эксперимент, социальное развитие детей, экспериментальная группа, социальное развитие, контрольная группа, образовательная программа, диагностический лист.


Ключевые слова

самостоятельность, социальное развитие, социальные навыки, ранний возраст, педагогическая система Марии Монтессори, метод наблюдения

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Актуальные проблемы обеспечения эффективности среднего образования

В этой статье дается важность начального образования, которое имеет особое значение при воспитании личности и педагогико-психологических основах. Автор классифицировал принципы педагогического мастерства и предлагал способы увеличения памяти отдельны...

Что нужно знать родителям и учителям начальных классов для того, чтобы воспитать успешную творческую личность

В данной статье рассматриваются нейропсихологические особенности раннего развития ребёнка, которые необходимо учитывать как родителям в период до школьного возраста, так и учителям начальных классов, для того чтобы воспитать успешную творческую лично...

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Роль педагога в современном профильном обучении: анализ и рекомендации

В данной статье рассмотрена роль педагога в современном профильном обучении, проведен анализа деятельности педагога, выделены основные функции, которые наиболее важны для эффективного преподавания. Дана оценка важности роли педагога и предложены реко...

Диагностика одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы

В статье рассматриваются особенности детской одаренности как психолого-педагогического явления, обращается внимание на значимость выявления одаренных детей в условиях общеобразовательной школы как важнейшую проблему совершенствования современной сист...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста

В данной статье проводится обзор и анализ различных подходов и методов развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Разработаны и представлены практические рекомендации, основанные на теоретических основах психологии и педагогики, кот...

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Актуальные проблемы обеспечения эффективности среднего образования

В этой статье дается важность начального образования, которое имеет особое значение при воспитании личности и педагогико-психологических основах. Автор классифицировал принципы педагогического мастерства и предлагал способы увеличения памяти отдельны...

Что нужно знать родителям и учителям начальных классов для того, чтобы воспитать успешную творческую личность

В данной статье рассматриваются нейропсихологические особенности раннего развития ребёнка, которые необходимо учитывать как родителям в период до школьного возраста, так и учителям начальных классов, для того чтобы воспитать успешную творческую лично...

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Роль педагога в современном профильном обучении: анализ и рекомендации

В данной статье рассмотрена роль педагога в современном профильном обучении, проведен анализа деятельности педагога, выделены основные функции, которые наиболее важны для эффективного преподавания. Дана оценка важности роли педагога и предложены реко...

Диагностика одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы

В статье рассматриваются особенности детской одаренности как психолого-педагогического явления, обращается внимание на значимость выявления одаренных детей в условиях общеобразовательной школы как важнейшую проблему совершенствования современной сист...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста

В данной статье проводится обзор и анализ различных подходов и методов развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Разработаны и представлены практические рекомендации, основанные на теоретических основах психологии и педагогики, кот...

Задать вопрос