Статья посвящена такой актуальной теме в наше время как российский федерализм и реализации его принципов на практике в России. Актуальность темы заключается состоит в том, что принципы являются значимыми чертами российского федерализма и их рассмотрение важно с позиции развития нашей страны как правового демократического государства.
Ключевые слова: федерализм, российское законодательство, принципы федерализма, предметы ведения, федеральный центр, субъекты, разделение власти, Конституция РФ.
Современное устройство России, основанное на принципе федерализма, отличается не только от устройства периода СССР, но и того порядка, который был до и после принятия Конституции 1993 года. Характер развития федеративных отношений в России за последние 25 лет был очень неоднородным (от децентрализации до жесткой централизации). В этой связи важно рассмотрение практики реализации принципов федерализма в России на современном этапе.
Принципы являются сущностными чертами российского федерализма. До сих пор нет законодательного закрепления подхода к определению принципов, поэтому список их неокончательный и довольно условный. Отсутствие зафиксированного толкования принципов может привести к утрате или изменению их смысла в худшую сторону.
Вопрос о содержании принципов федерализма рассматривают в двух значениях: широком и узком. В широком смысле в принцип современного российского федерализма входят связи и взаимосвязи с другими общеправовыми принципами, действующими в РФ, например, верховенства Конституции Российской Федерации, суверенности Российской Федерации и др. [2, с. 150].
В узком смысле содержание принципа современного российского федерализма указано в статье 5 Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя в области государственного устройства:
1) Российская Федерация состоит из равноправных субъектов;
2) республики (государства) имеют свои конституции и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;
3) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти;
4) в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов;
5) в равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;
6) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.
Данные принципы, по мнению Н. А. Михалевой, «обусловили закономерности, динамику и тенденции развития суверенной России как целостного организма, а так же ее составных частей — субъектов (республик, краев, областей и городов федерального значения)» [3, c. 1308].
В Российской Федерации разделение власти происходит по вертикали и горизонтали. Имеются разные научные точки зрения специалистов о том, что включается во власть по вертикали и по горизонтали. Так, в теории государства и права федерализм зачастую показывается как способ распределения властных полномочий (определения предметов ведения) по вертикали между федеральным центром и его субъектами на основе конституции, договоров или соглашений (общих или индивидуальных). Единство власти — важнейший критерий государственного устройства (политико-территориальной организации государства).
Выбор той или иной формы государственного устройства является показателем единства государственной власти, говоря в контексте проблем организации государственной власти как по вертикали, так и по горизонтали. Этого результата можно добиться только при единстве ключевых принципов функционирования, наличием совокупности организационно-правовых сдержек и противовесов, при которых все органы каждого уровня публичной власти сообразно своим функциям в различных формах участвуют в выработке государственной политики, принятии законов и их реализации. Власть по вертикали можно разделить на три ступени: законодательную (представительную), исполнительную и судебную (например, говорят о вертикали исполнительной власти), а по горизонтали — на три уровня:
− федеральный уровень власти с федеральными органами государственной власти;
− региональный уровень власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (её иногда неверно в СМИ называют местной властью относительно центральной, федеральной);
− местный уровень власти с органами местного самоуправления.
Федеральный и региональный уровни власти относятся к государственной власти. Местный уровень власти не входит в государственную власть, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [4].
Представляется, что двухступенчатая система и является тем индикатором, позволяющая отграничение различных вариантов федеративных государств от унитарных. Отсюда — и наличие двух сфер предметов ведения (или трех с промежуточным-совместным — как в России), и наличие двухуровневого законодательства, и наличие двухуровневой системы госорганов, и двухуровневой судебной системы, и т. д. Смысл в том, что в отличие от унитарного государства, в федеративном государстве определенные территории — субъекты Федерации обладают государственной властью.
На мой взгляд самой главной отличительной особенностью современного российского федерализма является двухступенчатая система государственной власти — власть Федерации и власть субъекта федерации. И, соответственно, наличие двухуровневой системы государственных органов, осуществляющих государственную власть, — государственные органы федерации и государственные органы субъектов федерации.
Реализация принципа совместного ведения в современной практике имеет много недостатков и дефектов. Одним из них является то, что выделение предметов совместного ведения фактически превращены в дополнительные предметы ведения федерального Центра, поскольку они регулируются федеральным законом, а степень участия субъектов РФ в обсуждении и принятии таких законов недостаточно велика [1, c. 35]. Такая ситуация может приводить к конкуренции между федеральными и региональными нормативными актами из-за того, что до сих пор не определена область предметов ведения сторон, что в свою очередь образует напряженность в федеративных отношениях, что не очень хорошо для ситуации в стране. В самой Конституции еще остаются определенные проблемы, которые мешают в полной мере реализовать этот принцип.
Россия продолжает выполнять свои функции на основе этнического федерализма, который в свою очередь, порождает асимметрию федеративной системы, иерархичность субъектного состава РФ, что и показывает их правовую разностатусность.
Таким образом, надо сказать, что главной проблемой реализации федералистских принципов является то, что до сих пор законодательно не закреплен подход к определению принципов и носит формальный и условный характер, что выливается в своевольную трактовку сторонами их и использовании в выгодных целях, создающее некоторые проблемы в отношениях центра и регионов из- за некоторых противоречий принципов. И выходом в такой ситуации является в первую очередь придание принципам законодательного вида и потом установлению между разными уровнями власти договорного механизма для поддержания баланса федеративного устройства России.
Литература:
- Болтенкова Л. Ф., Лавриенко И. Г. К вопросу о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов // Регионология. -1996. -№ 2. -С. 31–40
- Кетова Е. В. Понятие и сущность российского федерализма // Философия права. -2017. -№ 1. — C. 149–151
- Михалёва Н. А. Конституция 1993 г. — юридическая модель настоящего и будущего России // Lex Russica. -2013. -№ 12. — С. 1307–1317
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2014.- № 31 -Ст. 4398 — URL: http://docs.cntd.ru/document/9004937 (дата обращения: 22.04.2020)