Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 28.04.2020

Статья просмотрена: 977 раз

Библиографическое описание:

Ярымчук, Т. Е. Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития / Т. Е. Ярымчук, Е. П. Рыжевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69328/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье произведен анализ процесса адаптации к учебной деятельности детей с задержкой психического развития, которые имеют трудности в обучении.

Ключевые слова: задержка психического развития, школа, адаптация, трудности в обучении.

Психологическая адаптация детей с задержкой психического развития к школе представляет собой одной из важнейших проблем, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической практики. Рост психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, в особенности на начальных ступенях обучения. Необходимость определения причин трудностей в обучении и развитии учащихся с задержкой психического развития в сравнении с детьми с иными нарушениями, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. По типу поведения, особенностям познавательной деятельности школьники с задержкой психического развития значительно отличаются от сверстников и нуждаются в специальных коррекционных воздействиях для компенсации нарушений.

Абсолютно все учащиеся первого класса в той или иной степени испытывают трудности в период адаптации к учебной деятельности. Это выражается в ускоренной утомляемости, сниженном аппетите, головных болях, апатии. Ребёнок капризничает, часто плачет. Возникают частые перепады настроения, снижение самооценки, подавленность. А некоторые учащиеся могут проявлять агрессию в сторону учителей, одноклассников, родителей. Отсутствует желание приходить в школу, появляется отрицательное отношение к учебной деятельности. Возможны протесты, истерическое поведение.

Поступление в школьную организацию образования вносит огромные перемены в распорядок дня ребенка. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый список задач, требующих изменения его ментальных и физических сил. Следовательно, необходимо некоторое время, чтобы произошла успешная адаптация к школьному обучению и ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать требованиям педагогов.

В психологической литературе понятие адаптации интерпретируется с акцентом на индивидуальные, личностные качества и структуру личности в целом. Изучением процесса адаптации занимались такие ученые–современники и классики как: Г.М. Андреева [1], Л. С. Выготский [2], О. А. Журбина [3], Е. Г. Речинская [4], Л. А. Данилова [5].

Особое внимание к проблеме человека и его деятельности в условиях научного прогресса вызвало необходимость углубленного изучения проблемы адаптации. В особенности выделяют два вида адаптации: психическую и физиологическую.

Психическую адаптацию, в частности, рассматривают как результат деятельности единой самоуправляемой системы. Ее можно определить, как процесс установления оптимального взаимодействия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет ребенку удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие типичной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Физиологическая адаптация (поведенческая) — совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды.

Понятие «социально–психологическая адаптация» рассматривается ученым Г. Р. Дичевым как сложная система приспособительных мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связанная, прежде всего с изменением статуса ребенка [6].

Адаптационный период ребенка к школе может длиться от 3 недель до 6 месяцев, это зависит от множества факторов: индивидуальные особенности развития ребенка, способы взаимоотношений с окружающими людьми, тип учебной организации образования, уровень сложности образовательной программы и степень готовности ребенка к школьной учебной деятельности. Важнейшим фактором является поддержка взрослых. Чем больше ребенку окажут посильную помощь в этом непростом процессе, тем скорее и успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

При поступлении в учебное заведение у ребенка меняется привычный ему ритм и образ жизни. К примеру, у него изменяется социальная роль: из дошкольника ребенок превращается в ученика. Также у него появляются новые обязанности: подготавливать домашнее задание, приходить вовремя в школу, быть внимательным и сосредоточенным на уроках, дисциплинированным, неконфликтным и т. д.

Параллельно у ребенка сменяется ведущая деятельность. До начала обучения в школе дети с задержкой психического развития заняты игрой. С приходом в школу они овладевают учебными навыками. Главное различие между игровой и учебной деятельностью состоит в том, что игровая деятельность в основном свободна и неподконтрольна, а учебная деятельность построена на произвольных усилиях ребенка.

Особое внимание ребенку с задержкой психического развития должны уделять педагоги и психологи. Они играют большую роль в процессе адаптации ребенка к школе. Если учитель изучит все особенности ребенка с задержкой психического развития, и, опираясь на полученную информацию, будет проводить урок согласно полученным результатам наблюдения и диагностики, то процесс приспособления к обучению в школе будет проходить благополучно и более успешно и результативно.

При оказании помощи со всех направлений окружения ребенка, дети с задержкой психического развития получают возможность намного быстрее привыкнуть к новой среде.

Также можно сказать, что проблемой адаптации ребенка с задержкой психического развития является не только особенности его познавательных процессов, но и эмоциональный тип поведения. Ребенок не всегда может удержать в себе свои эмоции, возможна негативная реакция на действия, которые ему не нравятся, он может поддаться конфликту или расплакаться.

Родителям необходимо подготавливать ребенка к школе, заниматься с ним. Уже с детства нужно приучать ребенка к определенному распорядку дня. Также педагог должен снисходительно относиться к детям с задержкой психического развития. В ходе урока использовать разные виды работ, разнообразные формы подачи материала, красочный и яркий наглядный материал. Самая важная цель для педагога — заинтересовать детей, чтобы у них возникла мотивация к обучению в школе.

Неотъемлемой частью работы по адаптации к школе с детьми с задержкой психического развития является работа таких специалистов как психолог и дефектолог. Они проводит коррекционно-развивающие занятия для более эффективного результата учебной деятельности. При взаимодействии специалистов с педагогами и поддержке родителей дети с задержкой психического развития намного легче адаптируются.

При тяжелой форме задержки психического развития, неблагоприятных условиях и не оказании помощи специалистов может возникнуть дезадаптация.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что дети, которые имеющие задержку психического развития относятся к «группе риска» по уровню их успешности в процессе адаптации по сравнению с нормотипичными детьми. Особенности развития детей, их познавательная и эмоционально–волевая сферы не позволяют без особой помощи специалистов, педагогов и родителей осуществить успешную адаптацию к обучению образовательном учреждении. Начальный период обучения вызывает у таких детей высокий уровень тревожности и возникновение агрессивного поведения. Для успешной школьной адаптации необходимо создать особую образовательную среду, в которой учащимся с задержкой психического развития будет комфортно находиться, а также оказывать своевременную помощь и поддержку педагогов и психологов.

Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 325 с.

2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 436 с.

3. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития. — М.: Феникс, 2007.

4. Речицкая Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития. — М.: Владос, 2014. — 155 с.

5. Данилова Л. А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. — М.: Детство–Пресс, 2011. — 97 с.

6. Дичев Г. Р. Общение // Дефектология. — 1999. — № 2. — С. 24.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, задержка, учебная деятельность, школа, обучение, особое внимание, педагог, успешная адаптация.


Похожие статьи

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассмотрены понятие «задержка психического развития», и особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению состояния познавательной сферы детей с задержкой психического развития, а также её изменений у выборки испытуемых посредством проектной деятельности.

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Этапы подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста (6–7 лет) с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, задачи, этапы и специфику готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР). Приводит пример ряда требований к дидактическому материалу, применя...

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития

В статье содержатся сведения об особенностях связной речи младших школьников с задержкой психического развития. Изучены ведущие факторы, способствующие развитию связной речи детей с задержкой психического развития и особенности её формирования.

Воспитание детей с особенностями психического развития

В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушен...

Использование изотерапии в диагностике социально-психологической адаптации к школе детей с задержкой психического развития

В данной статье рассматривается использование метода изотерапии в диагностике социально-психологической адаптации к школе у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Похожие статьи

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассмотрены понятие «задержка психического развития», и особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению состояния познавательной сферы детей с задержкой психического развития, а также её изменений у выборки испытуемых посредством проектной деятельности.

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Этапы подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста (6–7 лет) с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, задачи, этапы и специфику готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР). Приводит пример ряда требований к дидактическому материалу, применя...

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития

В статье содержатся сведения об особенностях связной речи младших школьников с задержкой психического развития. Изучены ведущие факторы, способствующие развитию связной речи детей с задержкой психического развития и особенности её формирования.

Воспитание детей с особенностями психического развития

В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушен...

Использование изотерапии в диагностике социально-психологической адаптации к школе детей с задержкой психического развития

В данной статье рассматривается использование метода изотерапии в диагностике социально-психологической адаптации к школе у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Задать вопрос