В статье рассматривается сущность и содержание психологического феномена «эмоциональное выгорание». Приводится результат анализа зарубежных и отечественных исследований посвящённых данной проблеме.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, выгорание, профессиональная деятельность, эмоциональное истощение, профессиональная деятельность специалистов, стресс.
В современных условиях активного развития системы управления персоналом, проблема повышения уровня стрессоустойчивости сотрудников, выполняющего свою деятельность в различных условиях, издавна вызывала интерес у психологов — специалистов в сфере психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Не секрет, что имеется множество видов профессиональной деятельности, специфика которых оказывает существенную психоэмоциональную нагрузку на сотрудников, и, как следствие, провоцирует у них переживание чувства эмоциональной опустошенности. Это чаще наблюдается у специалистов, деятельность которых предполагает осуществление постоянных контактов с другими людьми.
Сотрудник, находящийся в состоянии постоянного общения, воспринимает не только необходимую информацию, но и большое количество посторонних, чаще негативных, эмоций, а иногда становится своего рода мишенью для вымещения агрессии и раздражения. Последствием этого является снижение эффективности и результативности его работы, а также возникновение заболеваний психосоматического характера, но чаще может развиться эмоциональное выгорание.
Впервые описание данного явления было дано американским психоаналитиком Гербертом Дж. Фрейденбергом, который изучал особенности психического состояния здоровых сотрудников службы медицинской помощи, погруженных в эмоционально окрашенную атмосферу в ходе общении с пациентами [4]. Он дал название данному феномену «burnout» (выгорание).
Изначально понятие «выгорание» характеризовалось как состояние истощения ресурсов организма, ощущение собственной бесполезности и никчёмности.
В дальнейшем этот термин стал использоваться для изучения особенностей профессиональной деятельности специалистов где субъектами деятельности являются люди со всем разнообразием имеющихся у них проблем и трудностей. Затем выгорание стало изучаться и у военнослужащих, сотрудников специальных и спасательных служб, офисных работников, руководителей, а также представителей специальностей из «несоциальной сферы» (лётчики, инженера, программисты и т. д.).
Проведённый анализ исследований, посвящённых феномену эмоционального выгорания позволил выявить некоторую специфичность его возникновения в различных сферах: управления (Н. Е. Водопьянова, А. Ю. Серебрякова, 1997), медицинских работников (Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, 1998; Н. В. Козина, 1998), педагогов (А. А. Реан, 1994; Л. М. Митина, 1994; Т. И. Ронгинская, 2002), социальных работников (Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, 1997). Вместе с тем, практически все исследователи в своих работах опираются на три основных подхода:
− индивидуальный (экзистенциальный) — выгорание с наибольшей вероятностью появляется у высоко мотивированных специалистов социальной сферы с высоким уровнем притязаний, терпящих неудачи в достижении своих целей. Работа, являющаяся основным смыслом их жизни, вызывает разочарование, а в дальнейшем ведёт к выгоранию [8].
− межличностный (интерперсональный) — выгорание детерминировано наличием напряжённых взаимоотношений между специалистами и субъектами их деятельности. Такие взаимоотношения порой несут в себе негативно окрашенный эмоциональный заряд, который тяжким бременем падает на их плечи;
− организационный — здесь главенствующую роль играют факторы профессиональной среды как основополагающие источники выгорания. К данным факторам причисляют — большой объем профессиональных задач, монотонность и рутинность работы, узкую направленность контактов, область контактов, не высокую, а порой и отсутствующую самостоятельность в работе и т. п.
Помимо отсутствия единообразия в подходах к сущности и содержанию эмоционального выгорания, существует не менее проблемный вопрос соотношения таких категорий как «профессиональный стресс» и «выгорание». Выгорание можно представить, как одну из разновидностей рабочего стресса, возникающего на фоне коммуникативной пресыщенности и имеющего долгую продолжительность по времени. Соответственно длительность процесса лежит в основе различия между стрессом и выгоранием.
Сторонники Г. Селье соотношение между выгоранием и стрессом рассматривают не только с позиций временного фактора, но и успешности адаптации. С их точки зрения выгорание является её срывом. Кроме того, стресс может переживать любой, а выгорание будет проявляться у людей, обладающих значительным уровнем достижения [2]. Отмечается, что у людей с низким уровнем стрессоустойчивости и высоким уровнем психического стресса выгорание наблюдается чаще чем с высоким уровнем устойчивости к стрессу.
В настоящее время насчитывается несколько основных моделей эмоционального выгорания:
− однофакторная (А. Пайнс и Аронсон) — определяет истощение как главную причину выгорания, а все остальное (дисгармония поведения, переживания и т. п.) его последствием;
− двухфакторная модель (Д. Дирендонк Х. Сикхма и В. Шауфели) — здесь основу составляют деперсонализация (изменённое отношение к себе либо к клиентам) и эмоциональное истощение (жалобы на самочувствие, аффективное напряжение, эмоциональное истощение) [5].
− трехфакторная (Кристина Маслач и С. Джексон) — к двухмерному конструкту в данной модели исследователи добавили понятие «редукция личных достижений». Основным компонентом выгорания в данной модели выступает эмоциональное истощение, проявляющееся в безразличии, пониженном эмоциональном фоне и т. п.
В дальнейшем Джерольд Гринберг рассматривает выгорание как многоуровневый процесс, развивающийся во времени с постепенным увеличением его выраженности [3].
В отечественной науке так же отмечается многокомпонентность и содержательная неоднозначность эмоционального выгорания, затрудняющие изучение данного феномена. Это приводит к формированию множества подходов и неоднородности понятий к сущности и содержанию данной категории.
Так, в работах Е. С. Старченкова и Н. Е. Водопьянова синдром выгорания — рассматривается как неблагоприятная реакция на профессиональные стрессы, содержащие в себе поведенческие, психологические, психофизиологические компоненты.
В. В. Бойко, в своих исследованиях относит синдром эмоционального выгорания (далее СЭВ) личности к её профессиональной деформации [1]. Он характеризует выгорание, как, поэтапно возникающий в качестве психологической защиты на стресс, динамический процесс, который способствует частичному либо абсолютно полному выключению эмоций [6].
По мнению Кузьминой Ю. М., изучавшей эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности специалистов социальной работы, существует необходимость подразделения основных признаков СЭВ на пять групп симптомов: физические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие, социальные [8].
Сидоров П. И., в свою очередь, предлагает симптомы эмоционального выгорания условно разделять на три группы:
− психофизиологические — чувство усталости, эмоциональное и физическое истощение, бессонница, расстройства системы пищеварения и т. д.
− социально-психологические — высокий уровень тревожности, депрессия, безразличие, пассивность, повышенная раздражительность, частые нервные срывы;
− поведенческие — безразличие к результатам профессиональной деятельности, чувство бесполезности, злоупотребление алкоголем, излишнее курение и т. п. [9].
Базовой характеристикой феномена СЭВ является включение в единую систему всех компонентов выгорания, а также специфичная комбинация их проявлений.
Несмотря на многообразие подходов к пониманию сущности и содержанию явления эмоционального выгорания подавляющее большинство исследователей приходят к пониманию того, что выгорание есть ни что иное как синдром, состоящий из комплекса специфичных симптомов, развивающийся со временем и имеющий тенденцию к постепенному и непрерывному развитию.
Это состояние эмоционального, умственного истощения и физического утомления человека, появляющегося как результат хронического стресса, возникающего в трудовой деятельности. Соответственно, при временном её прекращении уровень СЭВ уменьшается, но после возобновления исполнения профессиональных обязанностей он восстанавливается.
Процесс возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания напрямую зависит от внутренних, субъективных факторов — индивидуально-психологические особенности личности профессионала и внешних, объективных, связанных с самой деятельностью.
Литература:
- Агапитова Е. С. Психологические ресурсы жизнестойкости и проблема предупреждения эмоционального выгорания у сотрудников МЧС // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 7–8. — С. 235–243.
- Анчел В. Я. Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. М.: Изд-во Правда, 2003. С. 127–135.
- Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Москва. Изд-во «Учитель», 2014. С. 45–56.
- Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004. — С.113–124.
- Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. — № 2. — С. 96–103.
- Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: Сударыня, 1999. — С. 20–24.
- Кузьмина Ю. М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности специалистов социальной работы: проявление и профилактика: монография. — Казань: КГТУ, 2007. C. 78–90.
- Рогинская Т. И. Синдром выгорания в образовательных профессиях // Психологический журнал. — 2014. — № 3. — С.85–95.
- Сидоров П. И. Синдром профессионального выгорания. — Архангельск: Изд.центр СГМУ, 2007. С. 113–126.