С каждым годом незаконный оборот наркотиков приобретает все более значительные масштабы, вовлекая в себя все больше государств, составляющих мировое сообщество. В современном мире государства в одиночку не смогут справиться с незаконным оборотом наркотиков. Необходимость взаимодействия в сфере обеспечения их международной и внутренней безопасности обусловила развитие тесного международного сотрудничества между различными государствами. Проблема наркомании разрослась и потребовала согласованных усилий всех государств.
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ обладает большой степенью общественной опасности. Важно отметить, что угроза распространения наркотиков страшна не только сама по себе, но и включает в себя страшные вытекающие последствия: рост тяжких заболеваний у населения, разрушение психики, пагубное воздействие на будущие поколения, угроза национальной безопасности. Особую опасность представляет собой связь оборота наркотиков с терроризмом [1, c. 134].
Основным направлением государственной политики и деятельности институциональных органов является обеспечение различных подсистем национальной безопасности, таких как военная, общественная и государственная.
Рост преступности в области незаконного оборота наркотических средств свидетельствует о формировании новых потенциальных угроз не только безопасности социальных подсистем, но и развитию России в целом.
Если обратиться к истории, можно отметить, что международно- правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков начали развиваться еще в начале XX века.
Первым международным договором по борьбе с наркотическими средствами является Международная опиумная конвенция 1912 года. [2,c. 167]. Данная конвенция стала стимулом для контроля над оборотом наркотических средств в ряде стран.
После окончания Первой мировой войны в 1918г. в большинстве стран мира увеличился рост потребления наркотиков. Стоит упомянуть, что сильно вырос уровень незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также перемещения их через границы государств. Перед мировым сообществом появилась огромная необходимость в урегулировании оборота наркотиков. 10 января 1920 г. была создана международная организация — Лига Наций, в соответствии с положениями Версальского мирного договора. Помимо вопросов послевоенного урегулирования, на нее были возложены функции общего контроля над соглашениями по поводу оборота наркотических средств [3, c. 4].
Таким образов, контроль за международным законодательством в сфере незаконного оборота наркотиков в послевоенное время был возложен на Лигу Наций, которая начала все более ужесточать его после 1921 года [4].
За время своего существования данной организацией было принято несколько очень важных для решения образовавшейся проблемы международно-правовых актов. Данные акты напрямую касались контроля над наркотиками и борьбы с наркоманией. Основные из них были: Международная конвенция по опиуму 1925 года; Женевское соглашение о запрете производства, внутренней торговли и использования очищенного опиума 1925 года; Соглашение о воспрещении курения опиума 1931 года; Женевская конвенция об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств 1931 года.
В 1924–1925 годах состоялось заседание антиопиумной конференции в Женеве. Несмотря на противоречия участников конференции была принята международная конвенция по опиуму 1925 года. В конвенции говорилось, что все стороны обязаны держать под контролем производство и продажу и транспортировку опасных наркотиков. Также конвенция постановила, что наркотические средства могут продаваться только в соответствии с законными потребностями государств. Также был продлен перечень наркотиков, добавленный Гаагской конвенцией 1912 года.
В Женеве 13 июля 1931 года была принята Ограничительная конвенция. Данная конвенция включила положения об ограничении производства наркотических и психотропных веществ и систему квот.
В 30-е года СССР ратифицировал Женевскую конвенцию 1925 года о запрещении изготовления, внутренней торговли и использования очищенного опиума и Женевскую конвенцию 1931 года об ограничении использования и регулировании распространения наркотиков [5, c.85–87].
Притом, проблема с ростом уровня преступности в сфере оборота наркотиков оставалась нерешенной. Новая конвенция должна была решить ту задачу.
В 1936 году была принята Конвенция, направленная на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе на борьбу с подпольной торговлей наркотических средств, и с международными преступными группировками.
После окончания Второй мировой войны контроль над оборотом наркотических средств и сотрудничество государств в этой сфере были существенно снижены.
В 1946 году была создана Комиссия ООН по наркотическим средствам. В состав Комиссию вошли представители 15 государств. Данная Комиссия осуществляет свою деятельность и по сей день. Ее деятельность заключается в координации международной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств [6].
Принятие Единой Конвенции о наркотических средствах в 1961 году является одним из главных достижений Комиссии [7]. Данная конвенция унифицировала многочисленные ранее принятые международные документы и сократила число международных контролирующих органов.
Последующее развитие международно-правовых основ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств было связано с принятием Конвенции 1971 года [8], а также Конвенции ООН 1988 года [9]. Конвенция 1988 года способствовала модернизации национального законодательства многих государств в данной сфере.
В Российской Федерации в 1998 году был принят Федеральный закон «о наркотических средствах и психотропных веществах» [10]. Также был создан Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотических средств при МВД России. Таким образом, Россией была предпринята попытка совершенствования противодействия в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
По указу Президента РФ 24 сентября 2002 года был создан Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел РФ, который в 2003 году был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В мае 2004 года комитет преобразовали в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [11].
9 июня 2010 года указом Президента была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года [12].
Таким образом, вышеупомянутыми документами определяются основные направления по предупреждению и борьбе с организованной преступностью в сфере наркооборота. Национальные стратегии по борьбе с оборотом наркотических средств основаны на положениях Конвенции ООН 1961, 1971 и 1988 годов по мере необходимости модернизируются и дополняются. Я считаю, что активизация сотрудничества государств, которые ратифицировали Конвенцию 1988 года, существенно повысит уровень эффективности по противодействию наркобизнесу.
Таким образом, вышеизложенные международно-правовые основы стали утрачивать свое значение при обострении политического противоборства, так как в силу вступают не ценности Устава ООН, а так называемые «национальные интересы» государства, которое претендует на мировое лидерство. Данный подход противоречит Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 году. Согласно Декларации верховенство права должно доминировать в международных и внутренних делах [13]. Исходя из этого я считаю, что из-за усложнения международных отношений требуется внесение изменений в действующую систему по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Литература:
- Галузинский А. А. Причины и условия преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2013г. — 134с.
- Бокерия С. А. Международно-правовое сотрудничество государств в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: дисс. … к.ю.н. М., 2006. 167 с.
- Михайлова Ю. В. Международно-правовое регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ: Социальные аспекты здоровья населения, Москва, 2013. — 4с.
- Афамготов Э. М. История развития антинаркотического законодательства: международно-правовой и отечественный опыт // Общество и право. — 2009. — № 1
- Рахматулин Г. Г. История международных документов в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ / Г. Г. Рахматулин, С. А. Пунтус // Основные тенденции развития Российского законодательства. 2017. № 8. С. 85–87
- Ануфриева Л. П. Международное публичное право. М.: Проспект, 2004.
- Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года// Бюллетень международных договоров. 2000.№ 8.
- Конвенция о психотропных веществах 1971 года// Бюллетень международных договоров. 2000.№ 8.
- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года
- Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2 Ст.219.
- Указ Президента России от 08.07.2004 № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2004.№ 31. Ст.3234
- Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года// Собрание законодательства Российской Федерации. 2010.№ 24.3015
- Декларация Тысячелетия Организации Объединённых Наций: принята Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеей ООН 08.09.2000